Роль и значение бизнес-плана в системе планирования предприятия планирование управление информационное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:10, доклад

Краткое описание

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления компанией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Файлы: 1 файл

1 часть.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

1. Роль и значение бизнес-плана  в системе планирования предприятия планирование управление информационное обеспечение.

 

1.1 Планирование как основная функция управления.

 

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления компанией  состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и развития предприятия.  Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство, сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Внутрифирменное планирование охватывает как текущее, так и перспективное  планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования.

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью  руководства фирмой на всех уровнях  управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование заканчивается перед  началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций (рис.1.).

Планирование направлено на оптимальное  использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование  всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.

 

 

Рис.1. Общая схема процесса управления компанией.

 

В зависимости от направленности и  характера решаемых задач различают  три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое).

Стратегическое планирование заключается  в основном в определении главных  целей деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.

Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем  приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Основным видом среднесрочных  планов является бизнес-план, который  имеет ряд особенностей, раскрываемых ниже.

 

1.2. Экономическое назначение и применение бизнес-плана.

 

Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию  как в ближайшем будущем, так  и на перспективу. В нем содержаться  оценка текущего момента, сильных и  слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Ценность грамотно составленного  бизнес-плана определяется тем, что:

- он дает возможность определить  жизнеспособность проекта в условиях  конкуренции; 

- содержит ориентир, как должен  развиваться проект (предприятие);

- служит важным инструментом  получения финансовой поддержки  от внешних инвесторов.

При составлении бизнес-плана необходимо оценить возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку, приступают к постановке целей и задач. Этот процесс в свою очередь состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.

Постановка таких целей является наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить  планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.

Бизнес-план помогает решить вопросы  финансирования, т.е. может стать  средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия). При составлении бизнес-плана необходимо спрогнозировать, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое.

В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.

Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно  продумал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления  идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.

Бизнес-план представляет из себя документ, который убедительно демонстрирует  способность вашей компании произвести и (что самое главное) продать  достаточно товаров и услуг, чтобы  при этом размеры прибыли и  возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).

Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений  в области маркетинга, стратегии  производства и продаж, организации  и финансов - он позволяет Вам "удачно" продать ваш бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания, потенциальный партнер (заказчик).

Бизнес-план помогает:

- принимать важные деловые решения; 

- подробно ознакомиться с финансовой  стороной вашего дела;

-  получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу;

- предвидеть и избегать препятствий,  которые часто встречаются в  схожем бизнесе;

- поставить конкретные задачи, осуществление которых будет  свидетельствовать о сделанном  прогрессе; 

- расширяться в новых и перспективных отраслях;

- быть более убедительным при  поиске источников финансирования.

Создавая бизнес-план, вы получаете  возможность: узнать много нового о  вашей индустрии и секторе  рынка, лучше контролировать свою фирму  и увеличить свою конкурентоспособность.

Любой бизнес-план должен иметь читателей, заинтересованных в успехе дела. Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен:

  1. Бизнес-план для себя;
  2. Бизнес-план для получения кредита;
  3. Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов;
  4. Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером;
  5. Бизнес-план для заключения крупного контракта;
  6. Бизнес-план для привлечения новых сотрудников;
  7. Бизнес-план для объединения с другой компанией;
  8. Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций.

 

1.3.  Методика составления бизнес-плана.

 

Составляющие бизнес-плана и  степень его детализации зависят  от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относиться. Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.

Таким образом, состав и детализация  бизнес-плана зависят от характера  создаваемого предприятия - относиться ли оно к сфере услуг или  к производственной сфере. Если предприятие  производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.

Состав бизнес-плана также зависит  от размера предполагаемого рынка  сбыта, наличия конкурентов и  перспектив роста создаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана:

1. Вводная часть (название и адрес фирмы, учредители, суть и цель проекта, стоимость проекта, потребность в финансах, ссылка на секретность)

2. Анализ положения дел в отрасли  (текущая ситуация и тенденции развития отрасли, направление и задачи деятельности проекта)

3. Существо предлагаемого проекта (продукция (услуги или работы), технология, лицензии, патентные права)

4. Анализ рынка (потенциальные потребители продукции, потенциальные конкуренты, размер рынка и его рост, оценочная доля на рынке)

5. План маркетинга (цены, ценовая политика, каналы сбыта, реклама, прогноз новой продукции)

6. Производственный план (производственный процесс, производственные помещения, оборудование, источники поставки сырья, материалов, оборудования и кадров, субподрядчики)

7. Организационный план (форма собственности, сведения о партнерах, владельцах предприятия, сведения о руководящем составе, организационная структура)

8. Степень риска (слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативные стратегии)

9. Финансовый план (план доходов и расходов, план денежный поступлений и выплат, балансовый план, точка безубыточности)

10. Приложения (копии контрактов, лицензии и т.п., копии документов, из которых взяты исходные данные, прейскуранты поставщиков.

 

Одно из важнейших преимуществ  бизнес-плана состоит в логической последовательности всех его разделов, постепенно подводящих от глобальных проблем к конкретным и от стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации. В связи с этим не рекомендуется выкидывать «ненужные» этапы разработки, или менять порядок рассмотрения вопросов.

Систематический подход к разработке позволит получить представление об исходных предпосылках и логике, положенных в основу документа [7, с. 43-47].

Схематично процедуру разработки бизнес-плана можно представить  следующим образом:

 

Рис. 2. Процедура разработки бизнес-плана.

Многие компании при создании бизнес-плана  составляют график его разработки. Цель составления графика состоит в том, чтобы завершить работу над ним в сжатые сроки и привлечь к участию максимально возможное количество менеджеров и специалистов со всех иерархических уровней управления. На практике многие компании, внедрившие формализованные графики разработки плановых документов, отводят на разработку тактического бизнес-плана около шести месяцев. Работа начинается в июле, а в ноябре или в начале декабря на рассмотрение совету директоров представляется готовый план [8, с. 92].




Информация о работе Роль и значение бизнес-плана в системе планирования предприятия планирование управление информационное обеспечение