Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:10, доклад
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления компанией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
1. Роль и значение бизнес-плана
в системе планирования
1.1 Планирование как основная функция управления.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления компанией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство, сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.
Внутрифирменное планирование охватывает
как текущее, так и перспективное
планирование, осуществляемое в виде
прогнозирования и
Если перспективное
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмой на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование заканчивается
Планирование направлено на оптимальное
использование возможностей фирмы,
в том числе наилучшее
Рис.1. Общая схема процесса управления компанией.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое).
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.
Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Основным видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд особенностей, раскрываемых ниже.
1.2. Экономическое назначение и применение бизнес-плана.
Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.
Ценность грамотно составленного бизнес-плана определяется тем, что:
- он дает возможность
- содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);
- служит важным инструментом
получения финансовой
При составлении бизнес-плана
Постановка таких целей
Бизнес-план помогает решить вопросы
финансирования, т.е. может стать
средством привлечения капитала
В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.
Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.
Бизнес-план представляет из себя документ,
который убедительно
Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов - он позволяет Вам "удачно" продать ваш бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания, потенциальный партнер (заказчик).
Бизнес-план помогает:
- принимать важные деловые
- подробно ознакомиться с
- получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу;
- предвидеть и избегать
- поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе;
- расширяться в новых и
- быть более убедительным при
поиске источников
Создавая бизнес-план, вы получаете возможность: узнать много нового о вашей индустрии и секторе рынка, лучше контролировать свою фирму и увеличить свою конкурентоспособность.
Любой бизнес-план должен иметь читателей, заинтересованных в успехе дела. Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен:
1.3. Методика составления бизнес-
Составляющие бизнес-плана и
степень его детализации
Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия - относиться ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.
Состав бизнес-плана также
Примерный состав бизнес-плана:
1. Вводная часть (название и адрес фирмы, учредители, суть и цель проекта, стоимость проекта, потребность в финансах, ссылка на секретность)
2. Анализ положения дел в
3. Существо предлагаемого проекта (продукция (услуги или работы), технология, лицензии, патентные права)
4. Анализ рынка (потенциальные потребители продукции, потенциальные конкуренты, размер рынка и его рост, оценочная доля на рынке)
5. План маркетинга (цены, ценовая политика, каналы сбыта, реклама, прогноз новой продукции)
6. Производственный план (
7. Организационный план (форма собственности, сведения о партнерах, владельцах предприятия, сведения о руководящем составе, организационная структура)
8. Степень риска (слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативные стратегии)
9. Финансовый план (план доходов и расходов, план денежный поступлений и выплат, балансовый план, точка безубыточности)
10. Приложения (копии контрактов, лицензии и т.п., копии документов, из которых взяты исходные данные, прейскуранты поставщиков.
Одно из важнейших преимуществ
бизнес-плана состоит в
Систематический подход к разработке позволит получить представление об исходных предпосылках и логике, положенных в основу документа [7, с. 43-47].
Схематично процедуру
Рис. 2. Процедура разработки бизнес-плана.
Многие компании при создании бизнес-плана составляют график его разработки. Цель составления графика состоит в том, чтобы завершить работу над ним в сжатые сроки и привлечь к участию максимально возможное количество менеджеров и специалистов со всех иерархических уровней управления. На практике многие компании, внедрившие формализованные графики разработки плановых документов, отводят на разработку тактического бизнес-плана около шести месяцев. Работа начинается в июле, а в ноябре или в начале декабря на рассмотрение совету директоров представляется готовый план [8, с. 92].