Проект создания Муниципального учреждения «Молодежная биржа труда» г. Междуреченска

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработать проект создания Муниципального учреждения «Молодежная биржа труда» г. Междуреченска.

Предпосылкой реализации данного проекта является принятие в 2000 г. целевой региональной программы «Повышение конкурентоспособности молодежи Кузбасса на рынке труда», одним из пунктов которой является расширение сферы деятельности учреждений для организации трудоустройства молодежи по принципу «молодежных бирж».

Оглавление

Введение………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
Сущность занятости и безработицы…………………………………………………стр.6

Причины безработицы в переходной экономике……………………………………стр.20

Государственное регулирование занятости………………………………………….стр.30


Глава 2. Положение молодежи на рынке труда

2.1 Молодежь на рынке труда РФ………………………………………………………..стр.48

2.2 Социально – экономическое положение Кемеровской области

и состояние рынка труда…………………………………………………………………стр.44

2.3 Особенности положения молодежи на региональном рынке труда.

Решение проблем безработицы молодежи в Кемеровской области………………….стр.51
Глава 3. Проект организации молодежной биржи труда в г. Междуреченске


3.1 Социально – экономическая ситуация в г. Междуреченске……………………..стр.65

3.2 Предпосылки организации молодежной биржи труда……………………………стр.70

3.3 Цель, функции и организационная структура биржи……………………………….стр.75

3.4 Расчет затрат на создание и текущую деятельность биржи. Эффект от

создания молодежной биржи труда……………………………………………………стр.81


Заключение…………………………………………………………………стр.86

Библиографический список……………………………………………….стр.89

Приложения………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 740.00 Кб (Скачать)

    Недооценка  прогнозирования территориальных  рынков труда может привести  к негативным последствиям не только в социальном плане (невозможность для выпускника вуза найти работу по полученной специальности, переход в статус безработного, снижение мотивации к труду и т.д.), но и в экономическом. В частности, это касается дополнительных расходов на финансирование последующей (после окончания вуза) подготовки и переподготовки нужных регионам молодых специалистов.47   

    В приложении В представлена динамика безработицы  среди молодёжи по городам Кемеровской  области. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.3 Особенности положения  молодежи на региональном  рынке труда. Решение  проблем безработицы  среди молодежи  в Кемеровской  области.

    Молодёжь  составляет 35% населения Кузбасса в  трудоспособном возрасте. Однако доля молодёжи среди работников, занятых в народном хозяйстве, в последние годы постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растёт доля молодёжи в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в структуру её трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодёжи в сельской местности с 1995 года по 2004 год сократилась на 19% и составляет 73,5 тысячи человек, или 18,5% от всего сельского населения Кемеровской области.

    Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищённости в сфере труда, и молодые люди первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 2004 года молодые люди до 30 лет составляли 30% от общего числа безработных. Уровень регистрируемой безработицы в это время составлял 2,0%, а среди молодёжи – 1,9%. Средняя продолжительность безработицы среди молодёжи составляет 5 месяцев, что на 2 месяца ниже общей по области продолжительности безработицы.

    На  протяжении последних лет в Кузбассе растёт число молодых людей, обращающихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве. В основном, это лица, впервые ищущие работу и не имеющие профессии и трудовых навыков. Несмотря на значительное (в 1,5 раза) сокращение численности молодёжи, обратившейся в службу занятости, в 1997 по сравнению с 1996 годом, в 1998 году в связи с финансовым кризисом и последовавшим за ним сокращением числа рабочих мест вновь имел место рост числа молодёжи, обратившейся в службу занятости.

    По  данным за 2000 год максимального значения уровень безработицы достигает в самой младшей возрастной группе (15-19 лет) – 35,1%, а затем почти монотонно падает на протяжении большей части возрастной шкалы.

    Как и везде в мире, безработица  среди молодежи в России выше, чем  среди других возрастных групп. Это естественно, поскольку наиболее интенсивный поиск на рынке труда, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека. На протяжении большей части 1990-х гг. общая безработица среди молодежи примерно вдвое превосходила среднероссийский уровень. Однако в некоторых других переходных экономиках ситуация была еще более критической, причем даже после вступления в фазу подъема. Только в 1997-2000 гг. безработица среди молодежи в России приблизилась к показателям, характерным для стран ЦВЕ. В последние годы она достигла 20-25%. Высокую молодежную безработицу можно рассматривать как свидетельство того, насколько велика степень неопределенности и  информационной непрозрачности, с которыми приходится сталкиваться новичкам при вступлении на российский рынок труда.

    Как известно, один из наиболее кризисных  секторов российской экономики –  сельское хозяйство. Отсюда, можно было бы заключить, что в России должна была сформироваться масштабная сельская безработица. Интересно, что близость уровней сельской и городской безработицы сохраняется почти для всех возрастных групп. Единственное исключение – самая младшая группа 15-19 лет, для которой городская безработица оказывается на 10% выше, чем сельская. Скорее всего это отражает тенденцию к участию сельской молодежи в производстве товаров и услуг для реализации в семейном подсобном хозяйстве. Без учета этого фактора уровни безработицы в городе и на селе практически сравниваются и для данной возрастной группы.

    В тоже время среди зарегистрированных безработных была чвно недопредставлена молодежь в возрасте 16-24 лет. Скорее всего дело здесь в специфике  российского законодательства: среди  молодых людей много учащихся и студентов, занятых поисками временной работы, которые согласно Закону о занятости не имеют право претендовать на получение официального статуса безработного. К тому же материальные стимулы к регистрации должны быть слабее у лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности, так как по существующему законодательству они могут рассчитывать лишь на минимальное пособие. (Высказанные предложения хорошо согласуются с тем, что у лиц с незаконченным высшим образованием и у лиц без опыта трудовой деятельности коэффициент регистрации  не дотягивал до единицы).

    Распределение возрастных групп по уровню долговременной безработицы мало отличалось от их распределения по общему уровню безработицы. Самая высокая долговременная безработица  бала характерна для молодежи (аналогичная  ситуация наблюдается в большинстве стран мира). Уровень долговременной безработицы у молодых людей выше только потому, что они имеют более высокий общий уровень безработицы. В то же время доля безработных с продолжительностью поиска свыше года была среди молодежи в 1,5-2 раза меньше, чем среди остальных групп: соответственно 29% против 46-62% (данные конца 2000 года). Средняя продолжительность молодежной завершенной безработицы составляла менее 9 месяцев, тогда как в активном возрасте поиск длился около 15, в предпенсионном растягивался на 17 месяцев, а в пенсионном превышал 2 года. Зато, как и следовало ожидать, среди молодежи приток в безработицу происходил в несколько раз активнее, чем среди лиц старшего возраста. Таким образом, молодежная безработица имела по преимуществу краткосрочный характер, с высокими темпами входа и выхода.  48 

    Таким образом, ситуация на рынке труда  молодёжи в настоящее время характеризуется  следующими факторами:

  • общий рост числа молодёжи, обращающейся в службу занятости за содействием в трудоустройстве;
  • сокращение занятости одновременно с резким уменьшением реальной заработной платы;
  • рост числа молодёжи, впервые вышедшей на рынок труда и не имеющей профессиональных навыков и опыта;
  • увеличение численности молодёжи, остающейся вне поля зрения государственных образовательных и социальных учреждений;
  • рост уровня безработицы среди молодёжи;
  • обострение конкуренции за рабочее место;
  • коммерциализация системы средне специального и высшего образования (в среднем каждый четвёртый студент обучается на договорной основе);
  • падение престижа общего и профессионально-технического образования;
  • увеличение числа молодёжи начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;
  • ориентация системы образования на «поточное» воспроизводство специалистов без учёта требования рынка труда;
  • неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых экономических условиях;
  • трудовая нестабильность молодёжи: призыв юношей в армию, декретные отпуска и отпуска по уходу за ребёнком для девушек, продолжение учёбы и т.п.

    Иными словами, молодому человеку достаточно сложно трудоустроится по специальности, либо выбрать для обучения специальность, которая будет востребована и  хорошо оплачиваема.49

    Анализ  ситуации на рынке труда г. Кемерово показывает, что выпускнику высшего учебного заведения довольно сложно найти работу. Именно поэтому многие молодые специалисты, еще будучи студентами, вынуждены подрабатывать для того, чтобы к окончанию вуза накопить практический опыт и определится с будущим местом работы.

    Так как проблема трудоустройства выпускников  вузов сегодня является достаточно острой и актуальной, социологический  центр Кемеровского государственного университета (КемГУ) на протяжении двух лет проводит социологические исследования по данной проблеме. Целью исследований является изучение проблем трудоустройства выпускников КемГУ.

    Данное  исследование позволило сделать  следующие основные выводы:

  1. 36% (здесь и далее, от числа опрошенных) старшекурсников КемГУ подрабатывает уже сейчас (но лишь 16% работают по специальности).чаще всего студенты находят себе место работы через родственников, знакомых (65,4%). Посредством рассылки резюме или обращения в службы занятости трудоустроилось только 1,9% и 1,4% студентов соответственно.
  2. 50% студентов подрабатывают, чтобы быть независимыми от родителей, 41% - чтобы приобрести опыт по специальности, 19% ответивших студентов совмещают работу с учебой, потому что только так они смогут трудоустроится в будущем.
  3. высокая заработная плата, интересная работа, возможность сделать карьеру, возможность интеллектуального роста являются доминирующими критериями при выборе работы.
  4. только 66% от числа опрошенных считают, что выбранная ими специальность будет востребована на рынке труда в ближайшее будущее. 70% студентов ответили, что они не имеют гарантий трудоустройства после окончания вуза, 51% студентов считают себя не совсем готовыми к трудовой деятельности и всего лишь 29% опрошенных имеют полное представление о своей будущей работе.

    Основываясь на вышеизложенных фактах, можно выделить две главные группы проблем, с которыми сталкивается рынок труда молодых специалистов:

  1. низкая конкурентоспособность выпускников по сравнению с другими возрастными группами (отсутствие жизненного и профессионального опыта, зачастую расплывчатое представление студентов о будущей профессии, недостаточная информированность о внутреннем устройстве различных организаций, недостаточная информированность о ситуации на рынке труда и возможных способах поиска работы, нередко завышенная самооценка студента и т.д.).
  2. отсутствие детального и систематического изучения и анализа регионального и федерального рынка труда и координации в подготовке кадров. Вследствие этого значительная часть выпускников (например, 30% выпускников кемеровских вузов) работает не по специальности, снижая тем самым уровень своей первоначальной квалификации. Ряд проблем создает также и то, что почти в каждом вузе России готовят юристов, экономистов, менеджеров и крайне мало специалистов технических специальностей. Вузы зачастую дают лишь общие (теоретические) представления о будущей профессии и многие выпускники, устраиваясь на работу, начинают учиться заново.  50      

    В связи  с необходимостью решения проблем  безработицы среди молодёжи Кемеровской  области была разработана целевая региональная программа «Повышение конкурентоспособности молодёжи Кузбасса на рынке труда на 2002 – 2003 годы».

    Ниже  приведены основные цели, задачи и  принципы принятой в Кемеровской  области программы поддержки  молодёжи.

    Цели  программы:

  • создание условий для повышения конкурентоспособности молодёжи на рынке труда, содействие адаптации молодёжи в условиях новых экономических отношений;
  • разработка мероприятий, направленных на поддержку молодёжи области и смягчение последствий структурной перестройки экономики;
  • расширение сферы приложения сил различных категорий молодёжи.

    Задачи  программы:

  • социальная и психологическая поддержка молодёжи в условиях структурной перестройки экономики области;
  • разработка новых технологий социальной поддержки молодёжи в процессе реструктуризации экономики области;
  • обеспечение социальной защиты молодёжи в сфере занятости, а так же в других сферах, особенно таких категорий как инвалиды, «трудные» подростки, лица из многодетных и малообеспеченных семей;
  • поддержка молодёжи в стремлении к самозанятости и самообеспечению;
  • оперативное информационное обеспечение основных направлений молодёжной практики.

    Принципы  программы:

  • правовая обоснованность разрабатываемых и реализуемых мероприятий;
  • бесплатный характер услуг, предоставляемых молодым людям;
  • дифференцированный подход в реализации молодёжной практики, исходя из специфики проблем молодёжи в городах и сельских районах.

    Основой региональной молодёжной политики является осуществление государственной  политики, реализуемой на территории региона на основе общероссийских целей и принципов этой политики и исходя из региональных особенностей. Региональная политика призвана содействовать молодым гражданам в возрасте от 14 до 29 лет в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоорганизации.

    Основные  направления молодёжной политики в Кузбассе следующие:

Информация о работе Проект создания Муниципального учреждения «Молодежная биржа труда» г. Междуреченска