Специфика молодежного рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:56, реферат

Краткое описание

В настоящее время общество находится в непростой социально-политической и экономической ситуации. Интенсивное реформирование кадровой политики, на данный момент, имеет несовершенную форму. В связи с произошедшими изменениями у современной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путей интеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуация привела к возведению «барьеров», существенно ограничивающих усвоение и выполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом, можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым.

Файлы: 1 файл

СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА.docx

— 28.51 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время общество находится в непростой социально-политической и экономической ситуации. Интенсивное реформирование кадровой политики, на данный момент, имеет несовершенную форму. В связи с произошедшими изменениями у современной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путей интеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуация привела к возведению «барьеров», существенно ограничивающих усвоение и выполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом, можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым.

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих  профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах  мира принято относить к социально  уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный  ресурс страны, необходимо признать сферу  ее занятости приоритетной частью социально-экономической  политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных  кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих  новейшими технологиями, является задачей  стратегической важности, от решения  которой в немалой степени  зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее  России.

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает  предпосылки роста безработицы  среди выпускников учреждений профессионального  образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием.

Безработица представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  наиболее прямое и сильное воздействие  на каждого человека. В современных  условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей  означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и  наносит серьезную психологическую  травму. Поэтому неудивительно, что  проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий  и исследований.1Актуальность данной работы обусловлена состоянием того самого «будущего России» на сегодняшний день, а так же решением данной проблемы. В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М. Блинов, Зайцев, В.П. Шубин и другими.

К числу наиболее известных  и фундаментальных исследователей проблемы занятости молодежи в современной  России относится П.А. Чукреев.

 

 

 

  1. СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА

Незанятая молодежь представляет собой  один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся  стабильным ростом предложения рабочей  силы. Молодежный рынок труда формируется  молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для регионов Российской Федерации приток молодежи за счет мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам2.Молодежный рынок труда имеет свою специфику.

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью  спроса и предложения, обусловленной  изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением  социальных проблем молодежи, связанных  с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного  рынка труда низкая конкурентоспособность  по сравнению с другими возрастными  группами. Молодежь подвергается наибольшему  риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой  рабочей силы, вступающей на рынок  труда впервые, сокращаются. Ограничение  спроса на рынке труда снижает  возможности трудоустройства выпускников  учебных заведений.

В-третьих, молодежный рынок труда  характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда  на многие из них, приводит к тому, что  большая часть ищущих работу молодых  людей, в том числе недавних выпускников  учебных заведений, трудоустраивается  по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников  каждый четвертый становится потенциальным  кандидатом на переобучение, получение  второй профессии. Кроме того, пятая  часть молодых людей увольняется  из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-четвертых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда  предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному  сопоставлению востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.

Наличие опыта работы и стажа  работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним  из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке  труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа  выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют  не только опыта работы, но и возможности  получения такого опыта.

Решение этой проблемы участники группы видят в реализации такого механизма  как квотирование рабочих мест для  выпускников. В настоящее время  эта практика применяется к таким  категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит  добровольно - принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.

Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном  уровне система налоговых льгот  для работодателей, принимающих  на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские  комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны  конкретные финансовые расчеты, которые  позволят определить стратегию реализации идеи3.Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров.

Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем  с мест такой работы. Временная  занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что  играет значительную роль на современном  рынке труда.

На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы  создания рабочих мест специально для  молодых специалистов - выпускников  вузов. Практическая реализация этой программы  пока несовершенна из-за недостатка бюджетных  средств, но идея продвигается уже сейчас.

Проблема дисбаланса спроса и предложения  на рынке труда заключается в  том, что существует несоответствие между тем, какие специальности  на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают  вузы. В данном случае речь идет о  том, что рынок труда в настоящее  время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку  экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник  рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с  резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у  выпускников навыков, позволяющих  быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться  в процессе социализации личности, как в семье, так и во время  обучения специальности.

Другим механизмом адаптации к  требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости  и в вузах. Для этого могут  быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.

Кроме того, возможно налаживание  механизма, при котором вузы будут  заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых  специальностей. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит  ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя  муниципальной власти в группе.

Проблема адаптации на рынке  труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. Проблема «вуз-армия-рынок» состоит в том, что молодые люди, получившие специальность  в вузе, при прохождении военной  службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После  возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить  свою квалификацию. В результате рынок  труда теряет квалифицированных  специалистов, а граждане, отслужившие  в армии - возможность получить достойную  работу. Частично это связано с  тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже  труда. В качестве возможных путей  решения было предложено разработать  на муниципальном уровне через департамент  занятости населения специальную  программу по адаптации на рынке  труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К  реализации данной программы могли  бы подключиться общественные организации  города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать  создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии4.Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами.

Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В  немалой степени это связано  с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

рынок труд молодежь безработица

Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.

Другим важным моментом является необходимость  наличия у выпускников вузов  высокого уровня самоорганизации с  тем, чтобы в поиске работы иметь  возможность соответственно встречать  и преодолевать трудности, связанные  с не комфортностью предлагаемого  труда.

Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению  в общественном сознании механизма  активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях  поиска.

Необходимо проводить специальные  курсы для родителей с тем, чтобы способствовать включению  данного механизма на уровне семьи.

В настоящее время население  крайне неудовлетворительно информировано  о возможностях поиска работы. При  этом играют роль как уже упоминавшаяся  пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими  работу гражданами своего положения  как неудачника и просителя. Кроме  того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда  явно недостаточно.

 

Особенность положения  молодёжи на   рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов.  Многие работодатели негативно  оценивают такие качества молодых  работников, как отсутствие навыков  трудовой деятельности и неумение  выстраивать взаимоотношения в  рабочем коллективе, излишняя эмоциональность  и неустойчивость поведения, т.  е. все то, что свидетельствует  о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации  в обществе. Масштабность и устойчивость  влияния стереотипов такого рода  приводят к дискриминационному  отношению к молодежи на рынке  труда.

2. Необоснованное представление  молодежи о путях адаптации  в сфере труда и занятости.  Это проявляется в выборе будущей  профессии, а в дальнейшем —  в определении перспектив собственного  трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

Информация о работе Специфика молодежного рынка труда