Проект создания Муниципального учреждения «Молодежная биржа труда» г. Междуреченска

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработать проект создания Муниципального учреждения «Молодежная биржа труда» г. Междуреченска.

Предпосылкой реализации данного проекта является принятие в 2000 г. целевой региональной программы «Повышение конкурентоспособности молодежи Кузбасса на рынке труда», одним из пунктов которой является расширение сферы деятельности учреждений для организации трудоустройства молодежи по принципу «молодежных бирж».

Оглавление

Введение………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
Сущность занятости и безработицы…………………………………………………стр.6

Причины безработицы в переходной экономике……………………………………стр.20

Государственное регулирование занятости………………………………………….стр.30


Глава 2. Положение молодежи на рынке труда

2.1 Молодежь на рынке труда РФ………………………………………………………..стр.48

2.2 Социально – экономическое положение Кемеровской области

и состояние рынка труда…………………………………………………………………стр.44

2.3 Особенности положения молодежи на региональном рынке труда.

Решение проблем безработицы молодежи в Кемеровской области………………….стр.51
Глава 3. Проект организации молодежной биржи труда в г. Междуреченске


3.1 Социально – экономическая ситуация в г. Междуреченске……………………..стр.65

3.2 Предпосылки организации молодежной биржи труда……………………………стр.70

3.3 Цель, функции и организационная структура биржи……………………………….стр.75

3.4 Расчет затрат на создание и текущую деятельность биржи. Эффект от

создания молодежной биржи труда……………………………………………………стр.81


Заключение…………………………………………………………………стр.86

Библиографический список……………………………………………….стр.89

Приложения………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 740.00 Кб (Скачать)

    На  основе приведённой классификации  безработицы можно переосмыслить  понятие полной занятости. При административно-командных условиях хозяйствования под полной занятостью понимается всеобщая, поголовная, тотальная занятость, т.е. происходит принуждение к труду каждого человека, что в итоге может привести к нерациональной сверхзанятости. Так произошло  в бывшем Советском Союзе.27

    В условиях рыночной экономики под полной занятостью понимается эффективный уровень  занятости, т.е. когда существует естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы связан с  переливанием рабочей силы в поисках наиболее подходящих рабочих мест. В связи с этим, при упоминании о борьбе с безработицей и проблемах, связанных с ней, надо понимать вынужденную и маргинальную безработицу.28

    Среди множества проблем, встающих перед  любой страной в условиях её перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы. Пример переходной экономики – экономика России 90-х годов, когда происходил переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной. В этих условиях для России приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению её социальных последствий.

    Однако, прежде всего, следует сказать о  характере кризиса, порождающего безработицу  в российских условиях. Это не циклический кризис, известный из экономики состоявшегося капитализма и как бы сам по себе выводящий её по истечению времени к фазе подъёма, в которой существует естественная и ограниченная структурная безработица. В России массовая безработица порождается трансформационным экономическим кризисом. Он отражает глубокие противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

    Отсюда  следует, что выход из этого кризиса  может быть следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.29

    Успех реформ в России в решающей мере зависит от того, сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в систему международного разделения труда. Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, её обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную продукцию, как на мировых рынках, так и на своём собственном рынке. Иначе говоря, путь к подлинной экономической стабилизации и, в частности, к предотвращению условий появления массовой безработицы лежит через повышение производительности труда, снижение трудоёмкости и зарплатоёмкости, оптимизацию численности персонала. 30

    Среди конкретных причин, обуславливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения, можно отметить перечисленные  ниже причины.

    Первая  причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала предприятий (в том числе вспомогательного и управленческого). В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях в сравнении с аналогичными по профилю и объёму производства в западных странах было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С одной стороны, необходимость оплачивать избыточных работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит  рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда. Можно сказать, что в советский период существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело – частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

    Вторая  причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, её ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом, их нужно предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала, а это – ещё один канал, пополняющий ряды безработных.

      Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это удавалось. Однако, такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счёте – кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена её потребителями. Этот кризис – ещё один фактор, питающий безработицу.

    Чётвёртая причина. Рыночные реформы ведут к успеху, если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведёт к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свёртыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание промышленных предприятий группы А, служившей базой для форсированного роста военно-промышленного комплекса (ВПК), такая перестройка порождает массовую структурную безработицу.

    Пятая причина.  Наряду с приведёнными выше факторами массовой безработицы, в российских условиях действуют  и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются ввиду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР, а так же Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению и по сбыту продукцию, что опять не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.31 
     

     

              

      
     
     

      

1.3 Государственное  регулирование занятости 

Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает очевидны:

  • не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены при полной занятости;
  • снижаются налоговые поступления в бюджет, так как работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом;
  • снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата;
  • ухудшается психологическое состояние безработного, он теряет квалификацию, становятся частыми конфликты в семье и т.п.32

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности с помощью создания служб занятости населения, которые выполняют следующие функции:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  • учёт свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  • консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  • оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;
  • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
  • оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
  • регистрация безработных и оказание в пределах их компетенции помощи;
  • оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  • выдача в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  • подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  • разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищённости отдельных групп населения.

Кроме того, в центрах занятости оказывается  и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения рабочих мест. Государство может вводить налоговые и другие льготы для предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения, которые особо нуждаются в социальной защите государства.33

Особо нуждающиеся в социальной защите – граждане, испытывающие трудности  в поиске работы, для которых государство  обеспечивает дополнительные гарантии, например, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий и организаций. К лицам, нуждающимся в социальной защите, относятся:

  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • граждане, уволенные с военной службы и члены их семей;
  • впервые ищущая работу молодёжь в возрасте до 18 лет;
  • лица, освобождённые из мест лишения свободы;
  • многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходим постоянный уход;
  • семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
  • одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей инвалидов;
  • инвалиды;
  • лица предпенсионного возраста;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации;
  • дети-сироты до 18 лет;
  • дети до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей;
  • лица из числа детей-сирот от 18 до 23 лет;
  • лица от 18 до 23 лет из числа детей, оставшихся без попечения родителей.34

Для регулирования  уровня безработицы государство  проводит политику в области содействия занятости населения, которая направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, предупреждение инфляции и т.п.;
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных  народов с учётом их национальных и культурных традиций, а так же исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, соблюдение международных норм.35

Информация о работе Проект создания Муниципального учреждения «Молодежная биржа труда» г. Междуреченска