Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:08, курсовая работа
Менеджмент – слово английского происхождения. В переводе на русский язык означает управление, то есть вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. В настоящее время, наиболее распространённый позицией является взгляд на менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Можно сказать также, что современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы нереальными, но по мере развития стали играть ключевую роль.
1.1 Правовой статус организации
1.2 Рыночная концепция организации
2.1 Внешняя среда организации
2.2 Внутренняя среда организации
3. Контроль
4. Стили руководства
Таблица 2 – Финансовые показатели Российских нефтяных компаний
Компания |
Выручка в 2008 году |
Прибыль в 2008 году |
Выручка в 2007 году |
Прибыль в 2007 году |
Роснефть |
$69,0 млрд. |
$11,1 млрд. |
$49,2 млрд. |
$12,7 млрд. |
Лукойл |
$107,7 млрд. |
$9,1 млрд. |
$82,2 млрд. |
$9,5 млрд. |
ТНК–BP |
$45,1 млрд. |
$6,4 млрд. |
$35,0 млрд. |
$5,7 млрд. |
Сургутнефтегаз |
546,7млрд. руб. |
143,9 млрд. руб. |
595,9 млрд. руб. |
88,6 млрд. руб. |
Газпром Нефть |
$33,0 млрд. |
$4,7 млрд. |
$21,1 млрд. |
$4,1 млрд. |
Татнефть |
444,3 млрд. руб. |
9,6 млрд. руб. |
356,3 млрд. руб |
43,1 млрд. руб. |
В 2010 году в «Татнефти» началась реализация новой десятилетней программы «Ресурсосбережение». Одной из основных ее задач является снижение потребления топливно–энергетических ресурсов к 2020 году на 13,5%. Ежегодно Компания увеличивает объем добычи. В 2010 году объем добычи нефти ОАО «Татнефть» составил 25,863 млн. тонн нефти. В отчетном 2010 году объем товарной продукции, произведенной предприятиями нефтехимического комплекса, составил 26,66 млрд. руб.
В 2010 году продолжалось выполнение программы геологоразведочных работ на территории контрактных участков ОАО «Татнефть» в Ливии и Сирии. В Сирии пробурено четыре геологоразведочные скважины. С апреля 2010 года начата промышленная добыча нефти на месторождении Южная Кишма, на 01.01.2011 год накопленная добыча составила 10,2 тыс. тонн нефти.
Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности.
ОАО «Татнефть» является крупным
налогоплательщиком в России и выполняет
все свои налоговые обязательства
в рамках действующего налогового законодательства.
При этом Компания занимает ответственную
позицию участия в
Таблица 3 –Налоги и платежи Компании «Татнефть» за 2010 год.
Налоги и платежи в бюджет по ОАО «Татнефть» |
88 977 млн руб. |
2 919,19 млн долл. США |
НДПИ |
69 014 млн руб |
2 264,24 млн долл. США |
Налог на прибыль |
13 771 млн руб. |
451,80 млн долл. США |
Профсоюз – добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально–экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников. (О Профсоюзной организации ОАО «Татнефть» смотри в Приложении № 6)
«Татнефть» является одной из ведущих нефтяных компаний России. В отечественном нефтяном комплексе она удерживает четвертую позицию – доля «Татнефти» составляет свыше 8% от всей нефти, добываемой в стране. R мировом нефтяном бизнесе ОАО «Татнефть» по объему добычи занимает 30 место и 18 место – по запасам нефти. [ 12 ]
В ближайшей перспективе
Компания намерена осуществлять значительные
объемы переработки на собственных
мощностях строящегося
Нефтегазовая промышленность остается важнейшей отраслью в экономике современной России. Несмотря на спад объемов добычи нефти после распада СССР, на долю России приходится 12,8 процентов от мирового объема добычи нефти. На долю Компании приходится около 8% всей добываемой нефти в РФ и свыше 80% нефти, добываемой на территории Татарстана. На начало 2011 года доказанные разрабатываемые, неразрабатываемые и неразбуренные запасы ОАО «Татнефть» по оценке независимой международной консалтинговой компании Miller & Lents составили 836,5 млн тонн нефти.
Наряду с укреплением ресурсной базы и стабилизацией уровня добычи, к приоритетным задачам Компании относятся – развитие нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических мощностей, расширение рынков сбыта нефти, газа и нефтехимической продукции, дальнейшее развитие собственной сети АзС.
Жи́зненный цикл предприятия – совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. (Приложение №7 –циклы развития Компании «Татнефть»)
При разработке стратегии перед предприятием любой отрасли встают такие проблемы:
– определить, на какой стадии жизненного цикла находится отрасль в данный момент;
– установить, можно ли что–то предпринять, чтобы замедлить спад или ускорить подъем.
Проведем анализ состояния деятельности ОАО «Татнефть» со времени переживания кризиса. За время существования компания пережила 2 кризиса. Первый кризис случился в 1973 году, когда мир находился в состоянии энергетического кризиса. 90–е годы прошлого века для объединения «Татнефть» оказались переломными. Уже не устанавливались «сверху» технико–экономические и финансовые показатели работы на пятилетку. Компания стала самостоятельно определять новые экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами, регионами России, зарубежными партнерами.
Чистая прибыль «Татнефти», рассчитанная по стандартам US GAAP, в 2002 г. снизилась в 2,51 раза по сравнению прошлыми годами. Выручка компании упала на 16,1%. «Татнефть» не обладала собственной переработкой. Другая серьезная проблема «Татнефти» того времени – стагнация добычи. Для решения этих проблем компания получила лицензии на добычу в новых регионах и открыла свои нефтеперерабатывающие заводы.
Показатели деятельности ОАО «Татнефть» приведены в табл. 4.
Таблица 4 – Показатели деятельности ОАО «Татнефть»
Показатель |
Характеристика | ||
до 2003 |
с 2003 | ||
объем продаж (выручки) |
низкий объем продаж |
выручка компании достигла 174 082,5 млн. руб. в год. В 2007 году объем реализации продукции составил 3 млрд. тонн в год, что на 300 тыс. тонн больше, чем в 2000г. Наблюдается тенденция быстрого роста показателя. | |
прибыль |
Средний по отрасли |
За период 2003–2006гг. прибыль производства ОАО «Татнефть» в абсолютном выражении увеличилась с 15 млрд. руб. в 2003г. до 52 млрд. руб. в 2006г. | |
поток наличности |
низкий |
средний | |
цель компании |
активный выход на рынок |
завоевать максимально возможную долю рынка, в т.ч. зарубежного. К 2010 году компания планирует занять 10% доли рынка России (сейчас 6%). | |
На чем фокусируется компания |
выполнение госзаказов |
поиск новых сегментов рынка, в т. ч. выход на зарубежные рынки | |
конкуренты |
малое количество крупных предприятий |
высокое число конкурентов, в т. ч . ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпромнефть», ОАО «ТНК–ВР», ОАО «Сургутнефтегаз» и другие. | |
конкурентное преимущество |
характеристики самого товара |
сложившийся имидж компании, постоянные новаторские идеи. | |
товар |
разработанный вариант с узкой номенклатурой товара |
постоянное развитие и улучшение на основе уже разработанного товара. | |
цена |
выше средней по отрасли |
средняя по отрасли | |
продвижение товара |
на протяжении всей жизни компании строится все большее количество АЗС, прикладываются большие усилия к продвижению товара, в связи с всевозрастающей конкуренцией | ||
формы рекламы |
информативная |
узнаваемость торговой марки | |
сбыт продукции |
выборочный |
интенсивный |
Так, проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что ОАО «Татнефть» с начала 21 века перешло в стадию роста, главными чертами которой являются превышение уровня развития над уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются организации, стремящиеся к диверсификации.
Т.к. на современном этапе
ОАО «Татнефть» находится на стадии
роста, рассмотрим особенности этой
стадии жизненного цикла отрасли
подробнее. Это стадия закрепления
на рынке с ориентацией на поиски
производство товаров и услуг, расширение
круга потребителей, поставщиков
и партнеров, а также закрепление
собственного неповторимого имиджа.
В доказательство этому, ОАО «Татнефть»
в настоящее время ведет работу
по оптимизации энергопотребления,
широкому применению инновационных
решений, а также освоению технологий
разработки месторождений тяжелой
нефти, повышению
Проанализировав данные по ОАО «Татнефть», можно сделать вывод, что главной задачей компании в настоящее время является укрепление позиции марки. Стратегии на этом этапе должны быть направлены на сохранение и использование конкурентных преимуществ, полученных на предыдущей стадии. Целью в отношении товара является сохранение его качества, но в условиях жесткой конкуренции со стороны других предприятий нефтяной промышленности необходимо добавление новых свойств, совершенствование сервиса. В конкурентной борьбе можно придерживаться наступательной и защитной стратегий. Любые конкурентные преимущества непрерывно подвергаются атакам конкурентов, особенно богатых ресурсами.
Цель стратегии распределения может заключаться в упрочнении отношений с посредниками путем предоставления торговых скидок, компенсаций за проведение рекламы и др. В то же время компания пытается изыскать дополнительные каналы сбыта в районах, где объем продаж недостаточен.
На этапе роста компания сталкивается с необходимостью компромисса между значительной долей рынка и высокой текущей прибылью. Расходуя значительные средства на усовершенствование товара, стимулирование сбыта и распространение, компания может завоевать доминирующее положение. Поступая так, однако, она отказывается от максимальной текущей прибыли, надеясь вернуть ее на следующем этапе. [ 14 ]
2.2. Внутренняя среда организации
Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
Миссия Компании ОАО «Татнефть» - укрепление статуса международно–признанной, финансово–устойчивой компании, как одного из крупнейших вертикально–интегрированных отечественных производителей нефти и газа, продуктов нефтепереработки и нефтехимии, с обеспечением высокого уровня корпоративной социальной ответственности.
К приоритетным целям Компании, наряду с укреплением ресурсной базы и стабилизацией уровня добычи, относятся:
– развитие нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических мощностей,
– расширение рынков сбыта нефти, газа, нефтехимической продукции,
– дальнейшее развитие собственной сети АЗС под корпоративным брендом.
Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:
Производство. На долю Компании приходится около 8% всей добываемой нефти в РФ и свыше 80% нефти, добываемой на территории Татарстана. Деятельность компании можно подразделить на бизнес–сегменты: сегмент разведки и нефтегазодобычи, сегмент переработки и реализации нефти, нефтехимический сегмент, а также в настоящее время Компания начала развивать бизнес–направление теплоэлектроэнергетики.
Основная доля текущей добычи нефти приходится на шесть крупных месторождений: Ромашкинское, Бавлинское, Сабанчинское, Ново–Елховское, Первомайское, Бондюжское. Компания стабильно обеспечивает прирост уровня добычи. В 2010 году объем добычи ОАО «Татнефть» составил 25,863 млн тонн. В целом по Группе «Татнефть» в 2010 году объем добычи составил 26,112 млн тонн нефти (в 2009 году 26,106 млн тонн нефти). Через рознично–сбытовую сеть реализуются все виды моторного топлива, масла ОАО «Татнефть» и автошины производства ОАО «Нижнекамскшина».
Всего на 1 января 2011 года под брендом «Татнефть» действовало 627 АЗС, из них на территории Российской Федерации – 497, в Украине – 130.
Объем реализации нефте–газопродуктов в 2010 году составил 1,7 млн. тонн. Контроль качества нефтепродуктов осуществляется на всех этапах движения топлива от нефтеперерабатывающего завода до АЗС. Доставка топлива осуществляется трубопроводным либо железнодорожным транспортом до собственных нефтебаз, далее современными бензовозами топливо довозится до АЗС Компании. [ 15 ]
(Основные показатели производственной деятельности предприятия в Приложении № 8) [ 16 ]
Персонал. Главным достоянием ОАО «Татнефть» и ключевым ресурсом в реализации корпоративной стратегии являются сотрудники Компании. Эта позиция заложена в основу Политики управления персоналом Компании.
Цель Политики – обеспечение Компании высокопрофессиональными и мотивированными сотрудниками, создание условий для их результативной работы, развитие человеческого капитала Компании в соответствии с выбранной стратегией. Политика ОАО «Татнефть» в области персонала ориентирована на развитие сотрудничества с профильными учебными заведениями по подготовке перспективной молодежи для последующей работы в Компании. В 2010 году профессиональную подготовку и повышение квалификации прошли 13 833 сотрудника Компании, из них 8 519 – рабочих, 5 314 – руководителей и специалистов, на эти цели направлено 93,8 млн. рублей. [ 17 ]
Информация о работе Организация менеджмента в компании "Татнефть"