Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:08, курсовая работа
Менеджмент – слово английского происхождения. В переводе на русский язык означает управление, то есть вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. В настоящее время, наиболее распространённый позицией является взгляд на менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Можно сказать также, что современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы нереальными, но по мере развития стали играть ключевую роль.
1.1 Правовой статус организации
1.2 Рыночная концепция организации
2.1 Внешняя среда организации
2.2 Внутренняя среда организации
3. Контроль
4. Стили руководства
Введение
В последние годы менеджмент организации претерпевает в России значительные изменения, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в различных областях экономики. Динамическое изменение организационно–правовых условий бизнеса в стране, усиление конкуренции и повышение требований к качеству продукции свидетельствуют о том, что только эффективный практический менеджмент способен обеспечит сохранение и устойчивое развитие организации.
Менеджмент – слово английского происхождения. В переводе на русский язык означает управление, то есть вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. В настоящее время, наиболее распространённый позицией является взгляд на менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Можно сказать также, что современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы нереальными, но по мере развития стали играть ключевую роль.
Интерес к проблемам менеджмента
со стороны руководителей
Торговое предприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купле–продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей.
Цель курсовой работы – анализ состояния менеджмента (на примере ОАО «Татнефть») и разработка направлений совершенствования менеджмента на данном предприятии.
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Правовой статус организации
Тема моей курсовой работы: «Анализ состояния менеджмента конкретной организации». Компания, которую я буду рассматривать в данной работе – это одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний, осуществляющая свою деятельность в статусе вертикально интегрированной Группы – «Татнефть».
Производственное объединение «Татнефть» создано Постановлением Совета Министров СССР в 1950 году в составе нескольких трестов. На сегодняшний день «Татнефть» – Открытое акционерное общество имени В.Д. Шашина, сокращенное наименование – ОАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина.
Форма собственности – государственная, основной акционер – государственный холдинг «Связьинвестнефтехим», владеющий по состоянию на май 2005 года 32,51 % акций «Татнефти». Место нахождения Общества (адрес места постоянного нахождения исполнительного органа Общества): Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ленина, 75.
Руководство компанией «Татнефть» осуществляется в соответствии с Уставом и Кодексом корпоративного управления Общества. Высшим органом управления является общее собрание акционеров ОАО «Татнефть». Общее руководство деятельностью Компании осуществляет Совет директоров, ежегодно избираемый общим собранием акционеров. Совет директоров утверждает стратегические задачи, производственные и финансовые планы деятельности Общества, а также согласовывает принципиальные вопросы по текущему развитию Компании. Совет директоров ОАО «Татнефть» состоит из 15 человек, включая трех независимых директоров. Председатель совета директоров – Рустам Минниханов, президент Татарстана.
Оперативное руководство
текущей деятельностью Компании
осуществляется Генеральным директором
и Правлением. Генеральный директор
является главным должностным
Генеральный директор организует текущую деятельность Компании через своих заместителей, исполнительную дирекцию и службы исполнительного аппарата (управления, отделы), структурные подразделения, а также через полномочных представителей Компании в управляющих органах дочерних и зависимых обществ. Генеральный директор – Шафагат Тахаутдинов. (Подробней о системе подчиненности в Приложении №1)
Партнёрами компании являются
крупные отечественные и
Отрасль деятельности – нефтедобыча и нефтехимия. Основная сфера деятельности предприятия – поиск, разведка, бурение и разработка нефтяных, газовых и битумных месторождений, месторождений других полезных ископаемых, пресных и минеральных подземных вод, строительство скважин всех назначений, в том числе на воду. Компания занимается последующей добычей нефти, газов, битумов, пресных и минеральных вод, их транспортировкой различными видами транспорта, переработкой и реализацией. Также компания занимается строительством объектов производственного назначения и социальной сферы, проектированием, ремонтными работами на всех видах оборудования и инженерных сетях; производством отдельных видов машин, оборудования и материалов, ремонтом бурового и нефтепромыслового оборудования; проведением научно–исследовательских и проектно–изыскательных работ; производством и реализацией товаров народного потребления; а также оказанием консультационных, лизинговых, маркетинговых, посреднических и иных услуг, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности и финансовых операций и т.д. [ 1 ]
( Подробней о видах деятельности общества смотри в Приложении №2).
1.2. Рыночная концепция организации
Рыночные концепции
Производственная концепция утверждает, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, поэтому руководство фирмы должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства, снижение уровня издержек, повышение производительности труда и эффективности системы распределения. Производственная концепция имеет место, если: большая часть потребителей имеют невысокие доходы, а также, если спрос превышает предложение.
Товарная концепция утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании товара, повышении его качества и расширении его потребительских свойств.
Сбытовая концепция утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования. Основная задача производителя – развитие сбытовой сети, интенсификация продаж с помощью маркетинговых усилий.
Маркетинговая концепция утверждает, что залогом успеха организации является определение потребностей целевых рынков и их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, образом. Объектом маркетинговой концепции являются целевые клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Компания производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд.
Социально–этическая концепция утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Эта концепция требует сбалансирования трех факторов: прибыли фирмы, покупательских потребностей, интересов общества. [ 2 ]
Рынок сбыта продукции – это экономическое пространство, где продавцы представляют свои товары и услуги, а покупатели имеют возможность ознакомиться с представленным и оплатить необходимое. Иными словами это место (магазин, рынок, интернет–площадка, выставка и иное), где продавец сбывает товар покупателю. [ 3 ] Для оптимальной оценки рынка сбыта, направленной на исследование торгово–сбытовой деятельности предприятия, необходимо учитывать:
1. Географию рынка сбытам – топологическое расположение точек реализации товаров и услуг предприятия. Различают: местный рынок – рынок сбыта в пределах города (села, деревни), где предприятие производит свои товары или услуги; региональный – рынок сбыта в пределах региона; национальный – в пределах страны, а также международный рынок, охватывающий несколько стран (международная торговля, экспорт товаров и услуг). Чем шире зона распространения товаров и услуг, тем большую роль играют транспортные расходы и логистика (наука о доставке и хранении груза) в себестоимости товара.
2. Типы рынка сбыта:
Рынок потребительских товаров – сфера купли–продажи потребительских товаров индивидуального назначения: продовольствия, одежды, бытовой техники и др.
Рынок товаров промышленного назначения – сфера купли–продажи товаров и услуг, которые используются при производстве других товаров и услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. [ 4 ]
Рынок услуг – сфера обращения или совокупность актов купли–продажи различных видов деятельности, удовлетворяющие потребности отдельного человека, группы людей, организаций.
3. Рыночная доля организации – часть рынка отрасли, которую организация использует для продажи своих товаров. Доля рынка изменяется во времени в зависимости от деятельности организации по активизации маркетинговых факторов (реклама, ценообразование, стимулирование продаж и т.п.), изменения факторов макро– и микросреды организации, деятельности конкурентов. [ 5 ]
ОАО «Татнефть» располагает мощной и развитой инфраструктурой для реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке. Компания владеет сетью сбытовых обществ, занимающихся оптовой и розничной продажей нефтепродуктов, оказанием услуг по их хранению, транспортировке и перевалке.
На внутреннем рынке в 2010 г. было реализовано 26,49 млн т нефтепродуктов, что на 15% больше по сравнению с 2009 г. Оптовые продажи нефтепродуктов в 2010 г. составили 16,23 млн т. В 2010 году подготовлено и сдано в систему транспорта 25 292,9 тыс. тонн ресурсов ОАО «Татнефть», с учетом остатков поставлено потребителям 25 363 тыс. тонн, что на 432 тыс. тонн или 1,7% меньше, чем за 2009 год (снижение объема поставок нефти обусловлено вовлечением в реализацию в 2009 году остатков нефти в объеме 459 тыс. тонн, находившихся в системе АК «Транснефть» на 01.01.09 г.).
В 2011 году объем реализации
продукции через Торгово–
4. Стратегия охвата рынка.
Любая фирма и предприниматель осознает, что его товар не может нравиться абсолютно всем покупателям, поскольку покупателей слишком много, они широко разбросаны и отличаются друг от друга своими нуждами и потребностями. Поэтому каждая компания должна выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которая она в состоянии обслужить. Поэтому предприятие может воспользоваться тремя базовыми стратегиями охвата рынка.
Недифференцированный маркетинг заключается в том, что фирма обращается ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае необходимо определить, что является общим в нуждах и потребностях потребителей, и разрабатывается товар, который покажется привлекательным возможно большему числу покупателей. В таком варианте фирма полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Недифференцированный маркетинг экономичен: издержки по производству товаров, поддержанию его запасов и транспортировке невысоки, низкие затраты на маркетинговые исследования и управление производством товара.
В случае использования дифференцированн
Третья маркетинговая возможность – концентрированный маркетинг. Он особенно привлекателен для фирм с ограниченными ресурсами. Усилия концентрируются на одном сегменте рынка, для которого разрабатываются предложение и комплекс маркетинга. Благодаря концентрированному маркетингу фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. В то же время концентрированный маркетинг связан с повышенной долей риска, поскольку избранный сегмент рынка может не оправдать надежд. [ 6 ]
Учитывая выше указанные характеристики, можно отметить, что рынок сбыта компании «Татнефть» широко распространён географически. Продукция компании достаточно разнообразна и востребована на современном рынке, поэтому реализуется через местный, региональный, национальный и международный рынок. Удачное расположение производственных мощностей Компании в центре России является одним из значимых преимуществ. На юге–востоке Татарстана сосредоточены транспортные магистрали, связывающие центральную часть России с Северо–Западным, Уральским, Восточными регионами страны, что позволяет производить поставку продукции ОАО «Татнефть» в Чувашию, Удмуртию, Самару, Башкирию, Казахстан, Челябинск, Нижний Новгород, Западную Сибирь, Республику Беларусь и другие области. Также предприятие осуществляет бартерные сделки (операции) с отечественными и иностранными юридическими и физическими лицами, в пределах страны и за рубежом.
Информация о работе Организация менеджмента в компании "Татнефть"