Организация менеджмента в компании "Татнефть"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент – слово английского происхождения. В переводе на русский язык означает управление, то есть вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. В настоящее время, наиболее распространённый позицией является взгляд на менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Можно сказать также, что современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы нереальными, но по мере развития стали играть ключевую роль.

Оглавление

1.1 Правовой статус организации
1.2 Рыночная концепция организации
2.1 Внешняя среда организации
2.2 Внутренняя среда организации
3. Контроль
4. Стили руководства

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту(исправление).docx

— 595.88 Кб (Скачать)

Также рынок сбыта организации  нельзя отнести к какому–то одному типу. Например, на рынке товаров промышленного назначения компания реализует трубную, нефтехимическую, кабельно–проводниковую продукцию, а также строительные материалы (песок, глина, гипсовый камень, известняк, камень для строительства и т. д.)

На рынке потребительских  товаров компания «Татнефть» реализует все виды моторного топлива, масла ОАО «Татнефть» и автошины производства ОАО «Нижнекамскшина» через рознично–сбытовую сеть АЗС «Татнефть» – одну из наиболее динамично развивающихся сетей автозаправочных станций в Российской Федерации. [ 7 ]

Рынок услуг представлен  транспортными, консультационными, лизинговыми, маркетинговыми, посредническими и иными услугами, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности и финансовых операций.

Если говорить о стратегии  охвата рынка, то предприятие придерживается скорее дифференцированной стратегии, так как продукция компании достаточно специфична и рассчитана на определённые сегменты рынка. Для каждого из выбранных  сегментов компания разрабатывает  отдельные предложения, полностью  удовлетворяющие потребности клиентов, что определяет их желание сотрудничать именно с компанией «Татнефть», не ища другой альтернативы и стимулируя их продлевать контракты с компанией.

 

2. АНАЛИЗ СРЕДЫ

2.1. Внешняя среда  организации

 

Анализ среды – очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Мeнeджep дoлжeн yмeть выявлять cyщecтвeнныe фaктopы в oкpyжeнии, кoтopыe повлияют нa eгo opгaнизaцию, пoдбиpaть мeтoды и cпocoбы peaгиpoвaния на внeшниe вoздeйcтвия.

Выдeляют cлeдyющиe ocнoвныe xapaктepиcтики внeшнeй cpeды:

– взaимocвязaннocть фaктopoв внeшнeй cpeды – ypoвeнь cилы, c кoтopoй измeнeниe oднoгo фaктopa вoздeйcтвyeт нa дpyгиe фaктopы. Измeнeниe кaкoгo–либo фaктopa oкpyжeния мoжeт oбycлaвливaть измeнeниe дpyгиx;

 – cлoжнocть внeшнeй cpeды – чиcлo фaктopoв, нa кoтopыe opгaнизaция oбязaнa peaгиpoвaть, a тaкжe ypoвeнь вapиaтивнocти кaждoгo фaктopa;

 – пoдвижнocть cpeды – cкopocть, c кoтopoй пpoиcxoдят измeнeния в oкpyжeнии opгaнизaции. В выcoкoпoдвижнoй cpeдe opгaнизaция или пoдpaздeлeниe дoлжны oпиpaтьcя нa бoлee paзнooбpaзнyю инфopмaцию, чтoбы пpинимaть эффeктивныe peшeния;

 – нeoпpeдeлeннocть внeшнeй cpeды – cooтнoшeниe мeждy кoличecтвoм инфopмaции o cpeдe, кoтopoй pacпoлaгaeт opгaнизaция, и yвepeннocтью в тoчнocти этoй инфopмaции. Чeм нeoпpeдeлeннee внeшнee oкpyжeниe, тeм тpyднee пpинимaть эффeктивныe peшeния.

Пoд cpeдoй кocвeннoгo вoздeйcтвия пoнимaют фaктopы, кoтopыe мoгyт нe oкaзывaть пpямoгo нeмeдлeннoгo вoздeйcтвия нa opгaнизaцию, нo cкaзывaютcя нa ee фyнкциoниpoвaнии. Рeчь идeт o тaкиx фaктopax, кaк:

Экономические факторы. Состояние мировой экономики для компании «Татнефть» играет значительную роль, так как организация сотрудничает со многими странами, и состояние экономики непосредственно влияет на цели компании и способы их достижения. Менеджеры компании должны уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состоянии экономики, так как оно может повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов, а состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое.

К основным факторам этой среды  принадлежат: рост и спад промышленного  производства, уровень и темпы  инфляции, колебания курса рубля  относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень  и динамика цен, безработица и  др.

Политические  факторы. Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют его, создавая неравноправные условия для различных организаций.

Компания «Татнефть» состоит в списке системообразующих предприятий, претендующих на государственную поддержку и за деятельностью которых государство следит особенно тщательно. Но включение в этот список не гарантирует финансовой поддержки. Главная задача работы с такими компаниями – поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как госгарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности и т. д.

Социальные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально–культурные факторы этой среды, в числе которых – установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое – влияют на организацию непосредственно.

Компания «Татнефть» также  развивает свои социальные приоритеты. Принципы социальной политики Компании: социальные льготы и гарантии (Коллективный договор); социальное страхование; охрана труда; обучение; улучшение жилищных условий; негосударственное пенсионное обеспечение; поддержка неработающих пенсионеров; поддержка молодых работников.

Также значимой частью социальной политики ОАО «Татнефть» являются социальные и благотворительные программы  в регионах деятельности. Активность предприятия в жизни общества способствует завоеванию хорошей репутации  на рынке, тем самым располагая к  себе потенциальных партнёров и  клиентов, что создает условия  для долгосрочного и успешного  развития. [ 8 ]

Технологические факторы. Эти факторы определяют возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности.

Сегодня «Татнефть» – флагман в разработке и применении передовых технологий в отрасли. Компания активно финансирует научно–исследовательские проекты. К наиболее известным и эффективным разработкам специалистов «Татнефти» можно отнести: бурение на депрессии; бурение многозабойных скважин; бурение с наклонным входом в пласт и многое другое. Применение прогрессивных технологий, обеспечивающих рентабельность разработки запасов и высокий уровень нефтеотдачи месторождений ОАО «Татнефть» способствуют сохранению высокой конкурентоспособности компании. [ 9 ]

Международные факторы. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственные возможности других стран.

Крмпания «Татнефть» активно  осуществляет свою международную деятельность, сотрудничая со многими странами мира. Например, В 2005 году компания в  результате тендера получила концессию  на разработку блока в районе Гадамас  в Ливии. В 2006 году компания получил  лицензию на разработку ещё трёх блоков в этой стране. Извлекаемые запасы на месторождениях оцениваются в 247 млн тонн.

Правовое регулирование  – Это единый механизм, включающий систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

В компании существует специальный  юридический отдел, который занимается решением всех вопросов, связанных  с нормативно–правовой базой. [ 10 ]

Сpeдa пpямoгo вoздeйcтвия включaeт  фaктopы, кoтopыe нeпocpeдcтвeннo влияют нa дeятeльнocть opгaнизaции.К ним относят:

Потребители – это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

Потребителями продукции  Компании «Татнефть» являются как юридические, так и физические лица. Физические лица могут приобрести все виды моторного топлива, масла ОАО «Татнефть» и автошины производства ОАО «Нижнекамскшина» через рознично–сбытовую сеть (АЗС «Татнефть»).

Объем реализации нефте–газопродуктов в 2010 году составил 1,7 млн тонн.

Также ОАО «Татнефть» сотрудничает с различными предприятиями, реализуя свою продукцию через Торгово–технический Дом Татнефть, являющийся дочерним предприятием (Приложение № 4)

К тому же удачное расположение производственных мощностей Компании в центре России является одним из значимых преимуществ. На юге–востоке Татарстана сосредоточены транспортные магистрали, связывающие центральную часть России с Северо–Западным, Уральским, Восточными регионами страны, что позволяет производить поставку продукции ОАО «Татнефть» в Чувашию, Удмуртию, Самару, Башкирию, Казахстан, Челябинск, Нижний Новгород, Западную Сибирь, Республику Беларусь и другие области. (Показатели коммерческой деятельности – Приложение № 5)

Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. Поставщики – очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.

Важной составляющей внешней  среды являются конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно, как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет. Основными конкурентами ОАО «Татнефть», оказывающими прямое взаимное конкурентное влияние на внутреннем рынке являются: «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «ТнК–ВР».

Основным фактором, определяющим выручку Компании, является цена на нефть. В 2010 году отмечался рост цены и спроса после преодоления кризисной отметки 37 долл. США/барр. в конце 2008 года. К концу 2010 года мировая цена на нефть составила 93 долл. США за баррель. Доля Компании добычи нефти в РФ составляет – 8%, 45% нефти добывается за счет современных методов повышения нефтеотдачи. Доля продукции Компании в Российском шинном производстве – 38%.

Одним из конкурентных преимуществ  Компании является реализация инновационно–направленной инженерно–технической политики, которая в 2010 году отмечена множеством наград федерального и республиканского уровня. На отдельном участке одного из месторождений Компании реализован проект «Интеллектуальное месторождение», где создан полигон для испытания передовых технологических решений на всех этапах производственного процесса. Результаты энергоэффективного развития «Татнефти», внедрения инновационных разработок и модернизации производства находят отражение в укреплении финансово–экономического положения Компании, сохранении ведущих позиций, как в нефтяной отрасли страны, так и среди предприятий республики, а также в повышении качества жизни работников и всех жителей юго–востока Татарстана.

Рассмотрим производственные и финансовые показатели деятельности основных конкурентов компании «Татнефть» в динамике (табл. 1, 2). [ 11 ]

Таблица 1 – Производственные показатели Российских нефтяных компаний

Компания

Добыча нефти и газового конденсата в России, млн т.

2010

2009

2008

2007

2006

2005

Роснефть

122,7

116,3

113,8

110,4

81,7

74,4

Лукойл

90,1

92,2

90,2

91,4

90,4

87,8

ТНК–BP

71,7

70,2

68,8

69,5

72,4

75,3

Сургутнефтегаз

59,5

59,6

61,7

64,5

62,6

63,9

Газпром Нефть

29,9

29,9

30,8

32,7

32,7

33

Татнефть

26,1

26,1

26,1

25,7

25,4

25,3

Славнефть

18,4

18,9

19,6

20,9

23,3

24,2

Башнефть

14,1

12,2

11,7

11,6

11,7

11,9

Газпром

13,5

12

12,7

13,2

13,4

12,8

Русснефть

13

12,7

14,2

14,2

14,8

12,2

Информация о работе Организация менеджмента в компании "Татнефть"