Методы менеджмента в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – Выявить методы управления, позволяющие наиболее эффективно проектировать и управлять организацией, проанализировать теоретическую базу.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие методов управления.
2. Рассмотреть подходы к классификации методов управления.
3. Описать методы управления организации, позволяющие наиболее эффективно управлять организацией.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...…………………….3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.….6
1.1 Понятие метода управления……………………………………..……6
1.2 Классификация методов управления……………………..…………..8
1.3 Общенаучные методы, применяемые в менеджменте……………...22
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…27
2.1 Влияние организационной структуры управления на использование методов управления…………………………………………………………..27
2.2 Особенности применения методов управления в организации…....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....35

Файлы: 1 файл

Методы менеджмента.docx

— 256.01 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...…………………….3

1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.….6

1.1 Понятие  метода управления……………………………………..……6

1.2 Классификация  методов управления……………………..…………..8

1.3 Общенаучные методы, применяемые в менеджменте……………...22

2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…27

2.1 Влияние организационной структуры управления на использование методов управления…………………………………………………………..27

2.2 Особенности применения методов управления в организации…....28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ.....35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что выбор наиболее эффективных методов управления имеет во многом решающее значение для успешного функционирования организации.

Люди рассматриваются как главное  достояние компании в конкурентной борьбе и от них напрямую зависит прибыль предприятия. В этой связи очень важное значение приобретают избранные руководством организаций методы управления, направленные в первую очередь на людей и только потом на различные процессы; их освоение и применение оказывает существенное влияние на все сферы деятельности и процессы в организации, способствуют успешной адаптации к меняющимся внешним условиям функционирования.

Методы  управления (административные, экономические, социально-психологические) носят универсальный характер: их применяет любая организация вне зависимости от каких-либо факторов внутренних или внешних. Так, административные методы характеризуют власть и принуждение, позволяющие регламентировать деятельность организации и поддерживать необходимую дисциплину, экономические - это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей, социально-психологические направлены нВ управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе. Поэтому важным является их соотношение в системе управления.

Это - немаловажный фактор особенно для предприятий России, перешедшей с командно-административной системы управления к рыночной, при  этом сохранив многие ее признаки и  черты.

Анализ изученных источников и  литературы. Автором были изучены труды: Мескона М.Х. – классификация методов управления в организации – в работе «основы менеджмента», Колпакова В.М. – формулировка понятия методы управления – в работе «методы управления», Барков С.А. – применение методов управления в организации – в работе «управление персоналом».

Цель курсовой работы – Выявить  методы управления, позволяющие  наиболее эффективно проектировать и управлять организацией, проанализировать теоретическую базу.

Реализация  цели исследования предполагает решение  следующих задач:

    1. Раскрыть понятие методов управления.
    2. Рассмотреть подходы к классификации методов управления.
    3. Описать методы управления организации, позволяющие наиболее эффективно управлять организацией.

Объект исследования: методы управления.

Предмет исследования: менеджмент в организации.

Теоретико-методологической основой  и эмпирической базой курсовой работы послужили:

  • Для раскрытия темы использовались труды таких авторов, как М. Мескона, Н.А. Зайцевой, В. М. Колпакова и другие.
  • Автором были использованы методы: метод анализа основных задач, метод сопоставления мнений разных авторов, метод обобщения. Применялись сравнительно-сопоставительный и диалектический методы, позволяющие в своем сочетании выделить общие и особенные черты методов управления.
  • Эмпирическую базу исследования составили: газеты, научные журналы, статьи, учебные пособия.

Практическая значимость курсовой работы. Работа содержит материал, который может практически использоваться в любой организации руководителем для решения определенных задач, также при проведении лекционных и семинарских занятий, при составлении учебных и методических пособий по теории управления и менеджменте. Практическая значимость связана с возможностями применения представленных материалов и результатов теоретического анализа в научно-исследовательской работе, направленной на дальнейшее изучение данной проблематики, а также в деятельности руководства организаций, имеющих своей целью достижение поставленных задач.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава «Понятие и классификация методов управления» состоит из двух частей: «Понятие метода управления», «Классификация методов управления». Вторая глава курсовой работы состоит из двух частей: «Влияние организационной структуры управления на использование методов управления» и «Особенности применения методов управления в организации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.

 

    1. Понятие метода управления.

 

Слово «метод» имеет греческое  происхождение, дословно переводится  как «исследование».

Наиболее используемые в теории и практике управления определения:

  • метод — прием, система приемов и правил в какой-либо деятельности;
  • метод — совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач;
  • метод — это способ достижения цели.

Метод - (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) —  совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов  в познании и практике. (Философская энциклопедия).

Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой –  либо управленческой цели. Но для того, чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью  рычагов и стимулов.

Для изучения места метода в системе  и процессе управления рассмотрим взаимосвязь  методов управления в системе  категорий теории управления (рис. 1).

Из рисунка видно, что методы управления занимают определенное место в системе категорий теории управления. Они являются звеном в цепи: цели управления, которые базируются на законах и принципах управления — методы — приемы и способы выполнения операций в процессе управления.

Через методы реализуются управленческие функции, в применении этих методов — основное содержание управленческой деятельности.

Метод состоит из приемов и способов. Прием — это определенное действие, движение. Способ — порядок применения сил и средств. К примеру, за столом мы определенным приемом берем ложку, вилку (средство для приема пищи). Для того чтобы принять пищу, мы пользуемся набором различных приемов и средств, т. е. действуем необходимым способом.

А вот если, придя в гости, мы решили еще и понравиться хозяевам за столом, то применяем метод. При этом все приемы и способы приема пищи, ведения разговора, поза, мимика, жесты и т. п. взаимоувязываются одной целью — произвести впечатление. Чаще всего это бывает программно-целевой метод. В этом случае, в соответствии с условиями обстановки, требованиями правил поведения людей в обществе приемы и способы организуются, им придается направленность, определенная форма воздействия [3].

 

Рис. 1. Взаимосвязь категорий теории управления

 

Методы управления — это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата [2].

Вывод: Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного  воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации.

 

    1. Классификация методов управления.

 

По характеру воздействия  методы управления можно разделить  на группы с выраженной материальной, социальной и властной мотивациями. Каждая группа, в свою очередь, включает положительную мотивацию — стимулирование — и отрицательную — принуждение, наказание. (рис. 2)

Все разнообразие используемых сейчас персоналом управления методов, весь их спектр заключены между двумя  крайними по сущности пределами реактивного  и целевого управления.

При реактивном управлении действия менеджеров отражаются в реакции  на текущие события. Результат управленческого  воздействия задается лишь качественно, т. е. целью управления является недопущение  негативных последствий. При этом не все возможные альтернативы в  действиях подчиненных (управляемого объекта) оказываются принятыми  во внимание. Управление выступает  в форме реакции на возникшую  ситуацию, оценивается по силе давления на исполнителей, а не по конечным результатам  усилий.

Целевое управление — это  своеобразная форма построения процесса управления и его организационно-практического  осуществления. Оно характеризуется  активным влиянием цели управления на его характеристики.

Рис. 2. Методы управления персоналом

Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Экономические методы управления – совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих  работников предприятий действовать  в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним  задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, хозяйственный расчет, ценообразование,  финансирование, материальное стимулирование и  ценные бумаги. Рассмотрим их более подробно.

Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования и включает в себя: фиксацию текущего состояния данного объекта планирования: фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера; перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования. Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности, затратам и реальности.

Хозяйственный расчет. Данный метод позволяет максимально использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распространение внутрипроизводственный хозрасчет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само распределяет получаемые ресурсы. Основными инструментами хозяйственного расчета являются: самостоятельность подразделения, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды оплаты труда. Создается своего рода экономический механизм хозяйственных отношений в организации.

Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может  быть увеличена на основе использования  одного из двух возможных методов  или их комбинаций: увеличение цены на реализуемый товар. Но это может  повлечь за собой снижение объемов  продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать  целесообразное управленческое решение  по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения  объема валовой прибыли; совершение конкретных действий, приводящих к  внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести  минимизацию издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению нормативной прибыли; одновременное использование этих двух методов путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства.

Информация о работе Методы менеджмента в организации