Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 12:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – Выявить методы управления, позволяющие наиболее эффективно проектировать и управлять организацией, проанализировать теоретическую базу.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие методов управления.
2. Рассмотреть подходы к классификации методов управления.
3. Описать методы управления организации, позволяющие наиболее эффективно управлять организацией.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...…………………….3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.….6
1.1 Понятие метода управления……………………………………..……6
1.2 Классификация методов управления……………………..…………..8
1.3 Общенаучные методы, применяемые в менеджменте……………...22
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…27
2.1 Влияние организационной структуры управления на использование методов управления…………………………………………………………..27
2.2 Особенности применения методов управления в организации…....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....35
Зная особенности поведения,
характер каждого отдельного человека,
можно прогнозировать его поведение
в нужном для коллектива направлении.
Поэтому в работе с персоналом
необходимо учитывать следующие
социологические методы:
Мораль является особой формой общественного сознания, с помощью которой регулируются действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.
Партнерство заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены.
Соревнование – специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся стремлением людей к успеху, первенству и достижениям.
Общение является взаимодействием работников на основе непрерывного обмена информацией. Включает в себя три основных этапа: 1) Выдача распорядительной информации;
2) Получение обратной информации;
3) Выдача оценочной информации.
Переговоры используются
как форма человеческого
Конфликт – столкновение
противоположно направленных сторон,
обусловленное различием
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Способы психологического
воздействия являются важнейшими составляющими
психологических методов
Вывод: Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность разнообразных способов и приемов, используемых управленческим аппаратом организации в первую очередь для активизации инициативы и творчества всего персонала в процессе практической деятельности и для удовлетворения его потребностей. Все методы управления рассматриваются в практической деятельности не как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов.
Наличие прогрессивных методов управления и умелое использование их является предпосылкой эффективности управления и хозяйственных процессов.
Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д.
Системный подход применяется в менеджменте как способ упорядочения управленческих проблем, посредством которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.
Системный подход — это такое направление в методе логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.
Основные принципы системного подхода (системного анализа):
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней
2. Иерархичность строения, т. е.
наличие множества (по крайней
мере, двух) элементов, расположенных
на основе подчинения
3. Структуризация, позволяющая анализировать
элементы системы и их
4. Множественность, позволяющая
использовать множество
Системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
Системный подход - это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности) и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.
Он предполагает рассмотрение фирмы
как сложной системы, состоящей
из различных подсистем (производственных
отделений, предприятий), функции которых
зависят от стоящих перед каждой
из подсистем целей и задач. Но
при этом понятие системы предполагает,
что все входящие в неё подсистемы
тесно взаимосвязаны между
В рамках системного подхода предприятие рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой. При этом предполагается наличие как прямой, так и обратной связи: некоего единства системы и среды, оказывающего влияние как на систему в целом, так и на взаимодействие её элементов.
Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой, каковой является организация. И если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность — это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.
Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в функциональные параметры системы, существенные для цели решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность и после практического применения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т.п.
Экспериментирование как метод, с помощью которого можно сравнительно быстро решать многие управленческие проблемы, получает все большее признание среди руководителей и менеджеров. Многие управленческие нововведения, связанные с проводимой в стране реформой экономики и управления, требуют экспериментальной проверки. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обоснованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей и задач организации.
Методы
социологических исследований ш
Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение каждого явления в динамике. Любой объект управления в своем развитии проходит стадии проектирования и создания, роста, зрелости и завершения. Проблемы управления на каждой стадии отличаются, что требует выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям.
Вывод: Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых менеджментом.
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.
2.1 Влияние организационной структуры управления на использование методов управления.
Применение методов управления в организации напрямую зависит от её организационной структуры и от количества сотрудников в организации. Если организация имеет линейно – функциональную структуру (рис. 4) управления и в её составе большое количество сотрудников, то соответственно руководителем будут активно применяться административные методы управления (приказы, распоряжения и т.д., причем распространяться они будут путем рассылки, а не лично), т.к. в большой организации является нереальным для руководителя знать личные качества каждого сотрудника и разрабатывать систему мотивации и стимулирования для каждого работника. При таком типе организационной структуре организации руководителю важно не забывать персонализировать систему поощрений, а не обобщать систему поощрений или наказаний.
Рис. 4. Линейно – функциональная структура организации.
Если же организация имеет линейную структуру управления (рис. 5) и штат сотрудников в организации невелик, то административные методы будут оглашаться лично сотрудникам, а не через письменные приказы и распоряжения. Например, рассмотрим туристическую фирму в составе которой один директор и четыре сотрудника (менеджера по регионам). В данной ситуации большее значение имеют социально – психологические методы управления, т.к. директор ежедневно находится в непосредственной близости со своими сотрудниками. И, зная личные качества каждого работника, может ставить соответствующие цели для каждого сотрудника. Может смотивировать своих подчиненных.
Таким образом, можно сделать вывод, что для разных организационных структур управления соответствует разное сочетание методов управления. Но, несмотря на это все методы управления должны присутствовать в каждой организации независимо от её размера и структуры.
Рис. 5. Линейная структура управления
Вывод: Организационная структура организации и количество сотрудников в ней непосредственно влияют на использование методов управления. В зависимости от этих факторов процентное их соотношение может варьироваться, но необходимо использование экономических, административных и социально – психологических методов управления в тандеме.
2.2 Особенности применения
Важно понимать, что эти
группы методов (административные, экономические
и социально – психологические)
на практике тесно связаны с функциями
менеджмента. Выполнение общих функций
менеджмента требует