Методы менеджмента в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – Выявить методы управления, позволяющие наиболее эффективно проектировать и управлять организацией, проанализировать теоретическую базу.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие методов управления.
2. Рассмотреть подходы к классификации методов управления.
3. Описать методы управления организации, позволяющие наиболее эффективно управлять организацией.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...…………………….3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.….6
1.1 Понятие метода управления……………………………………..……6
1.2 Классификация методов управления……………………..…………..8
1.3 Общенаучные методы, применяемые в менеджменте……………...22
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…27
2.1 Влияние организационной структуры управления на использование методов управления…………………………………………………………..27
2.2 Особенности применения методов управления в организации…....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....35

Файлы: 1 файл

Методы менеджмента.docx

— 256.01 Кб (Скачать)

Главное в применении административных методов управления заключается  не столько в формах их осуществления, сколько в самом их содержании, т. е. на каких интересах базируется воздействие, какие рычаги они используют, какие отношения они устанавливают  и регулируют. Эффективность использования  административных методов управления определяется восприимчивостью их коллективом  организации, приемлемостью в данных условиях работы, стилем управления, содержанием  организационной культуры предприятия, соответствия другим методам.

Административные методы управления  реализуются путем  прямого воздействия руководителей  на подчиненных через приказы, распоряжения, различные правила, положения и  нормативы, отдаваемые письменно или  устно, контроль за их выполнением. Они должны обеспечить  правовое регулирование трудовых отношений,  а также защиту прав и законных интересов предприятия и его работников. Применяются три формы проявления административных методов управления: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные (консультация, компромисс); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение).

В организациях административные методы служат средством прямого  воздействия на процесс производства и труд работников. Это создает  благоприятные условия для существования  и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие  на объект  управления. 

Для эффективного управления экономические методы должны видоизмениться с целью создания духа сотрудничества и участия, создавая тем самым  безопасную среду, в которой отдельные  индивидуумы могут объединяться и задавать отношения, способствующие экономическому росту организации  и повыше реального уровня жизни  каждого работника. Для этого  необходимо вырабатывать мы, в соответствии с которыми наемный работник ощущает, что "продукты принадлежат подразделениям предприятия, а технологии являются принадлежностью всего и приятия  в целом". Такие методы управления стимулируют работников к совместному  управлению коллективной работой и  определению общих целей. Они  могут совместно использовать ресурсы, в том числе и знания, не будучи заранее уверенными, сколько именно каждый из них выиграет для себя, - пока каждый уверен, что выгоду получит  все предприятие в целом, и, между  прочим, к их общей коллективной выгоде.

Действие экономических  методов должно строиться не на традиционных отношениях собственника и наемного работника типа "хорошая работа и послушание взамен на занятость", а на принципе "гарантии занятости, предоставляющей свободу эффективного трудоустройства каждого индивидуума".

Экономические методы управления имеют важную роль так как главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности является прибыль. С помощью экономических методов управления формируются такие условия, при которых трудовой коллектив организации побуждается к эффективной работе экономическим стимулированием.

Таким стимулированием  может быть: премия или бонусы, которые  начисляются работникам, за успехи в рабочей деятельности, за активное участие в улучшении и продвижении  туристской услуги. Это могут быть дополнительные выплаты, стимулирующие  к более активной деятельности сотрудников. Также руководство предприятия  должно иметь ввиду систему штрафов, как побуждение к соблюдению дисциплины, правил компании, а также для исключения каких – либо нарушений на рабочем  месте.

Безусловно, использование  в управлении экономических и  административных методов управления невозможно представить без социально-психологических  методов. Высшее руководство должно поддерживать предпринимательские  инициативы работников и гарантировать  расширение возможностей их наиболее эффективной деятельности. Наделенные полномочиями работники несут ответственность  за конкурентоспособность предприятия  и собственное совершенствование.

Чтобы воздействие на коллектив  было наиболее результативным, необходимо формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, знание моральных и психологических  особенностей отдельных работников, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные  и экономические задачи. Для этих целей при управлении рассматриваемым  предприятием применяются социально-психологические  методы, которые представляют собой  совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения  и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер, то есть личный пример, авторитет. Понимание руководителем организации внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения коллектива. Необходимость использования этих методов очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, принимать оптимальные управленческие решения. Чтобы узнать потребности и нужды коллектива можно использовать такой социальный метод управления, как анкетирование. При чем этот же метод можно использовать при приеме на работу.

Вывод: Важно отметить, что  эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства трех групп методов – административных, экономических и социально-психологических.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать  о том, что поставленные задачи были выполнены, т.е. изучена сущность методов  управления и проанализированы основные методы. На основании этого можно  сделать следующие выводы.

Реализацию целей и  задач организации руководитель осуществляет путем применения  различных методов. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления. Имеется множество подходов к определению понятия «методы управления». Наиболее известным определением является следующее: методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать свою систему правил и приемов, повышающих эффективность организации.

В теории  менеджмента существует достаточное количество классификаций методов, но на практике выделяют следующую значимую группу методов, называемых также методами воздействия: административные, экономические, социально-психологические. Выражаются данные методы в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.

Рассмотрев основные методы управления на конкретном предприятии, приходим к выводу, что в управлении организацией целесообразно совмещать  разные методы управления. Приняв за основу экономические методы управления, можно  добиться материальной заинтересованности  людей в качественной работе, что играет колоссальную роль в современных условиях.

Но любой системой нужно  управлять, поэтому на предприятии  не обойтись без административного  вмешательства, что и обосновывает необходимость использования при  управлении  административных методов.

В то же время в управлении огромную роль играют взаимоотношения  в коллективе. Важно создать приятную рабочую атмосферу, обеспечить все  условия для качественной работы. А для этого, в свою очередь, широко используются социально-психологические  методы управления предприятием. Поэтому, для  наиболее эффективной работы предприятия  административные и социально-психологические методы используются как приложение к основным используемым – экономическим методам.

Главная цель управления –  обеспечение устойчивого и долговременного  развития методов управления, а эффективное  управление возможно лишь при взаимодействии административных, экономических и  социально – психологических  методов управления.

 

 
          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Трудовой кодекс РФ // Справочно – правовая система  «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП  «Гарант – сервис». – послед. обновление : 12.06.2009
    2. Барков С.А. Управление персоналом: учебник / С.А.Барков / – М.: ЮристЪ, 2007 – 253 с.
    3. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е. Управление персоналом: учебник / Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько / – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002 – 89 с.
    4. Большаков А.С. Менеджмент. Краткий курс.: Учебное пособие. [Текст] / А.С.Большаков. – С.: Питер, 2009. – 350 с.
    5. Виханский, О. С., Наумов, А. И.  Менеджмент: учебник/ О. С. Виханский, А. И. Наумов / – М. : Экономисть, 2006 – 670 с.
    6. Дорофеева, Л.И. Менеджмент. Конспект лекции / Л.П.Дорофеева / – М. : Издательство Эксмо, 2007 – 192 с.
    7. Егошин А.П. Управление персоналом / А.П.Егошин / – Н.: Издательство «Март», 2008 – 130 с.
    8. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. для вузов [Текст] / Н.А.Зайцева. – М.: Академия, 2005. – 224 с.
    9. Кабушкин Н.И.  Основы менеджмента: Учебное пособие [Текст] / Н.И. Кабушкин. – 4-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2007. – 336 с.
    10. Карпов, А. В. Психология менеджмента / А.В. Карпов / – М. : Гардарики, 2005 – 584 с.
    11. Колпаков В.М. Методы управления: Учебное пособие [Текст] / В.М. Колпаков. – 2-е изд., испр. – К.: МАУП, 2005. – 368 с.
    12. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. / Ю.В. Кузнецов, В.И.Подлесных / – М.: ОЛБИС, 2006. – 409 с.
    13. Лифинец А.С. Основы управления персоналом. / А.С.Лифинец / – Иваново: Дом книги, 2009.
    14. Менеджмент: теория и практика в России: Учеб. для вузов [Текст] / Под ред. А.Г.Поршнева, М.Л.Разу, А.В.Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – 528 с.
    15. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учеб. для вузов [Текст] / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. – М.: ФБК- ПРЕСС, 2004. – 504 с.
    16. Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. [Текст] / М.Х. Мескон. – М.: Дело, 2003. – 720 с.
    17. Михалева, Е. П. Менеджмент. Конспект лекций / Е. П. Михалева / – М.: Юрайт-Издат, 2009 – 192 с.
    18. Найденов Н. Д., Чесноков В. П. Основные понятия менеджмента: глоссарий / Н. Д. Найденов, В. П. Чесноков / - Сыктывар: КРАГСиУ,2007 - 195с.
    19. Никифорова, Г. С. Психология менеджмента: учебник для вузов  / Г. С. Никифорова / – СПб. : Питер, 2005 – 639 с.
    20. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. [Текст] / В.П.Пугачев. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 354 с.
    21. Радугин А.А. Основы менеджмента. [Текст] / А.А.Радугин – М.:Центр, 2004. – 325 с.
    22. Смолкин, А. М., Менеджмент: основы организации / А. М. Смолкин – М. : Дело, 2011. – 320 с.
    23. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. [Текст] / В.В.Травин. - 2-е изд. – М.: Финпресс, 2007. – 186 с.
    24. Уткин Н.Я. Курс менеджмента, учебник для ВУЗов. [Текст] / Н.Я.Уткин – М.: Зерцало, 2004. 395 с.
    25. Ямпольская Д.О. Менеджмент. [Текст] / Д.О.Ямпольская – М.: «ОЛМА–ПРЕСС», 2006. 427 с.

 


Информация о работе Методы менеджмента в организации