Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:11, лекция
Лекция 1. Качество. Основные понятия
Понятие качества
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
Лекция 7. Оценка затрат на менеджмент качества
План
1.3. Функция потерь Тагути.
1.1. Качество как экономическая категория
Управление качеством имеет, как правило, за цель достижения экономического эффекта (прибыли). Сегодня требования к качеству следующие: качество продукции, которая предлагаемой потребителю продукции должно отвечать не 99, а 100%.
Как для организации, так и для потребителя важное значение имеет решение проблем, которые связанные с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции.
Рекомендуется:
По отношению к потребителю |
По отношению к организации |
1) в вопросах, которые связаны с достижением экономического эффекта: | |
уделять внимание сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, то есть более полному удовлетворению потребностей и роста доверия; |
уделять внимание повышению рентабельности и увеличению части рынка, которая контролируется; |
2) в вопросах, которые связаны с затратами: | |
уделять внимание затратам на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат на техническое обслуживание, затрат (издержки) вследствие простоя и ремонтных затрат, а также возможных затрат на утилизацию; |
уделять внимание затратам (издержкам) вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, учитывая неудовлетворительную продукцию, переработки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации; |
3) в вопросах, которые связаны с рисками: | |
уделять внимание таким рискам, которые связанные со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациям и потерей доверия; |
уделять внимание рискам, которые связанные с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов. |
1.2. Затраты на качество
Затратам на качество продукции сначала не уделяли большого внимания, считая что они составляют лишь частицу от сумм продажи. На самом деле они значительно больше. Исследование, проведенные группой из качества и стандартов Великой Британии, показали, что затраты на качество для промышленных предприятий находятся в границах 5-25% от их товарооборота. Они зависят от типа промышленности, деловой ситуации или услуг, подхода организации к тому, что есть, а что не является затратами на качество, а также масштабов мероприятий на постоянное улучшение качества всеми работниками организации.
Результаты исследования, проведенные Манчестерским институтом науки и технологий Великой Британии, показали, что меньшее 40% организаций знают фактическое значение затрат на качество, из которых 95%, как правило, составляют затраты на экспертизу и разные нарушения, устранение которых на протяжении 3 лет при постоянном улучшении процессов можно сократить на треть.
На большинстве предприятий, которые занимаются производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы. Однако они не снижают размер прибыли, а наоборот оказывают содействие ее увеличению. Логично, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и проанализированы подобно другим затратам.
Учитывая то, что часть затрат на качество, которая не является обязательной, и что можно избежать, приводит к подорожанию продукции, которая отрицательно влияет на ее конкурентоспособность, сегодня все больше организаций принимают меры с целью определения своих затрат на качество.
Необходимость определения затрат на качество впервые была обоснована в 1960-х годах Дж. Джураном и А. Фейгенбаумом.
Затраты на качество – это затраты, которые необходимо понести для того, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией/услугами.
Фейгенбаум дал такую
Принцип классификации затрат на качество, предложенный А. Фейгенбаумом, получил широкое признание и в дальнейшем был усовершенствован японскими специалистами, которые предложили в основу классификации затрат положить принцип их полезности, поделив все затраты на две группы:
Важность и необходимость
В соответствии с этим стандартом все затраты на качество делятся на две группы:
В свою очередь любая из этих групп классифицируется таким образом:
Затраты на предупреждение дефектов. Эти затраты осуществляются для того, чтобы уменьшить оценочные затраты и затраты в результате отказов. Они состоят из таких разделов.
Планирование качества – затраты, связанные с функционированием системы планирования качества, необходимого потребителю; широкий комплекс работ, которые создают общий план качества, план контроля, план надежности и т.п. Планирование качества содержит также подготовку и проверку установок и процедур относительно качества.
Проектирование и разработка средств измерительной техники для контроля и измерения качества – затраты на проектирование, разработку и документирование необходимого измерительного и испытательного оснащения.
Анализ качества и контроль проекта – затраты на работу по контролю качества во время проектирования и разработки изделия, приемочного контроля и других испытаний и т.п.
Калибрование и техническое обслуживание измерительного и испытательного оснащения – затраты на калибрование и поддержание в рабочем состоянии шаблонов, калибров, крепежных приспособлений и т.п.
Обучение в сфере качества – затраты на разработку, использование, функционирование и поддержание формализованных программ обучения по вопросам качества.
Надзор за качеством – затраты на работу по оцениванию всей системы качества или отдельных его элементов, которые используются организацией.
Получение и анализ информации о качестве, отчетности – затраты на анализ и обработку данных с целью предупреждения отказов в будущем.
Программы улучшения качества – затраты на создание и использование программ, направленных на достижение новых уровней характеристик продукции, например, программа предупреждения дефектов.
Оценочные затраты. Это затраты предприятий при первичном установлении несоответствия изделия требованиям к качеству. Они не содержат затрат, связанных с переработкой или повторным контролем, который осуществляется после отказа и состоит из таких разделов.
До производственный контроль – затраты, связанные с испытанием и измерением до производства продукции, чтобы проконтролировать соответствие проекта требованиям к качеству.
Входной контроль – затраты на контроль и испытание материалов, деталей, комплектующих изделий, а также контроль на предприятии поставщика потребителем.
Лабораторные приемочные испытания – затраты, связанные с испытаниями, которые проводятся с целью оценивания закупаемых материалов (сырья, полуфабрикатов и т.п.), которые являются элементами конечного изделия или используются в производственных операциях.
Контроль и испытание – затраты на контроль и испытание сначала в процессе изготовления, а потом – на завершающую проверку с целью определить качество готового изделия и его упаковки.
Оснащение для контроля и испытаний – затраты на амортизацию стоимости оснащения и связанных с ним производственных средств, а также стоимость установления, его технического обслуживания и калибрования.
Материалы, которые используются при контроле и испытаниях – затраты на материалы, которые используются или расходуются при разрушительном контроле.
Анализ результатов контроля и испытаний, отчетность – затраты на работы, которые проводятся по тому, как выпускается продукция до передачи потребителю с целью установить, отвечает ли она требованиям по качеству.
Контроль эксплуатационных характеристик – затраты на контроль, который проводится в ожидаемых условиях эксплуатации потребителя до приема им продукции.
Рассмотрение и одобрение – затраты на обязательное рассмотрение и одобрение другими специалистами.
Оценивание запасов – потери на контроль и испытание запасов изделий и запасных частей, которые имеют ограниченный срок годности при сохранении.
Сохранение протоколов – затраты на сохранение результатов контроля качества и контрольных эталонов.
Затраты, обусловленные внутренними отказами. Они имеют место в тех случаях, если к передаче продукции потребителю обнаруживается, что ее качество не отвечает требованиям к качеству. Они состоят из таких разделов.
Лом – затраты, связанные с преобразованием материалов, деталей, компонентов, узлов и образцов готовой продукции, которые не отвечают требованиям по качеству, в новые изделия.
Замена, переработка, ремонт – затраты на работы, связанные с заменой и исправлением дефектных изделий с целью переработки их в такие, которые отвечают назначению.
Выявление неисправностей или анализ дефектов или отказов – затраты, связанные с проведением анализа несоответствующих изделий, материалов или их компонентов с целью определения причин и проведение корректирующих мероприятий по их устранению.
Повторный контроль и повторные испытания – затраты на контроль и испытание прежде забракованных изделий после их переработки.
Дефекты у субподрядчика – затраты из-за дефектов закупленных материалов и на рабочую силу.
Разрешение на модификацию и отступления – затраты на стоимость времени, израсходованного на рассмотрение изделий, проектов и спецификаций.
Снижение сортности – затраты в результате разности между обычной продажной ценой и сниженной через несоответствие качества изделия.
Простой – затраты на персонал и неработающее оснащение из-за дефектов изделий и сорванные графики производства.
Затраты, обусловленные внешними отказами. Они вызваны несоответствием качества изделий, которое обнаруживается после передачи их потребителю. Состоят из таких разделов.
Рекламации – затраты, связанные с анализом рекламаций, и предоставление компенсаций в случае дефектных изделий.
Рекламации на протяжении гарантийного срока – затраты, связанные с заменой или ремонтом изделий, в которых потребитель обнаружил дефекты в период гарантийного срока эксплуатации.
Забракованные и возвращенные изделия – затраты по возвращенным изделиям (ремонт, замена и возвращение потребителю).
Уступки – затраты вследствие скидки цены, сделанные потребителю из-за некомфортности принятых им изделий.
Потеря ринка – потери прибыли из-за свертывания имеющихся рынков вследствие плохого качества продукции.
Потери вследствие изъятия – связанные с изъятием дефектного или подозрительного изделия из эксплуатации.
Ответственность за качество продукции – затраты как результат иска на качество и надбавки, выплаченные на обеспечение минимального вреда от судебного процесса в связи с ответственностью за качество.
Отечественная классификация затрат на качество принципиально не отличается от зарубежной.
Выбор предприятием метода оценивание затрат на качество зависит от его специфики то есть, индивидуальной структуры, вида деятельности, уровня развития системы качества и т.п., что нашло свое отображение в стандартах ISO 9000.