Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:11, лекция
Лекция 1. Качество. Основные понятия
Понятие качества
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
Лекция 7. Процессный подход в управлении качеством
План
1.1. Основные понятия процессного подхода
Условием совершенствования
Согласно стандартам ISO 9000:2000, BS 6143:1992 используются следующие определения:
Процессный подход – применение в организации системы процессов (наряду с определением и взаимодействием этих процессов), а также их менеджмент.
Процесс – система деятельности, которая использует ресурсы для преобразования входных потоков в выходные.
Входные потоки – материалы и/или информация, преобразуемые процессом для создания выходных потоков.
Выходные потоки – результат преобразования входных потоков.
Примечание. На практике выходные потоки включают:
а) то, что соответствует требованиям;
б) то, что не соответствует требованиям;
в) отходы;
г) информацию о процессе.
Управляющие воздействия – входные потоки, определяющие, регулирующие и/или влияющие на процесс.
Примечание. Управляющие воздействия охватывают процедуры, методы, планы, стандартные методики, стратегию и законодательство.
Ресурсы – содействующие факторы, не преобразуемые, чтобы стать выходным потоком.
Примечание. В качестве ресурсов могут выступать люди, оборудование, материалы, помещения и требования к окружающей среде.
Для оперирования процессами необходимо определить лиц, которые будут нести ответственность за данный процесс. К ним относятся:
Хозяин процесса – лицо, несущее полную ответственность за процесс и наделенное всеми полномочиями в отношении этого процесса.
Оператор процесса – лицо, уполномоченное контролировать процесс и вносить изменения в процесс.
Поставщик процесса – лицо, уполномоченное предоставлять входные потоки для процесса.
Потребитель процесса – лицо, уполномоченное получать выходные потоки из процесса.
По назначению процессы подразделяются на две основные категории:
– процессы жизненного цикла продукции;
– вспомогательные процессы (процессы, поддерживающие процессы жизненного цикла продукции).
К процессам жизненного цикла продукции предприятия относятся: маркетинг, проектирование и разработка продукции; проектирование процессов производства; закупки; производство или предоставление услуг; контроль готовой продукции, упаковка и складирование; сбыт и продажа.
К вспомогательным процессам относятся: управление материальными потоками, планирование, техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление информационными потоками.
Процессы подлежат дальнейшей детализации по уровням в зависимости от целей и задач предприятия, а также в соответствии с требованиями принятой нормативной документации. Каждый процесс может быть совокупностью взаимосвязанных процессов нижнего уровня и частью процесса верхнего уровня.
Процессы системы управления качеством включают в себя как процессы жизненного цикла продукции, так и вспомогательные процессы. К вспомогательным процессам системы управления качеством относятся: управление документацией системы управления качеством, управление записями по качеству, планирование качества, аудит, статистический сбор и обработка данных, проектирующие действия, предупреждающие действия и др.
В соответствии с положениями ISO 9004:2000
исходными данными при
На основе плана качества продукции определяются процессы жизненного цикла продукции и вспомогательные процессы. Планирование процесса включает следующие этапы:
Графическое изображение процесса представлено на рис.
Рис. Графическое изображение модели процесса
7.2. Сутність управління процесом
У минулому основна увага приділялася управлінню виробничими процесами. Але ефективність може забезпечуватися тільки за рахунок усіма видами діяльності, а також за рахунок функціонування організації як єдиного цілого, яке складається з кількох процесів, а не тільки за рахунок управління процесом виробництва товарів та послуг, які пропонуються споживачеві.
Діяльність усіх робітників може розглядатися як процеси, управління якими здійснюється за аналогією з виробничими процесами.
Литература