Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:04, курс лекций
1. Проектирование организационных структур
2. Классификация методов менеджмента
3. Административные методы управления
4. Экономические методы менеджмента
5. Социально-психологические методы управления
Тема: Проектирование организационных структур
Решение о проектировании
ОСУ принимается тогда, когда
действующая структура
Совершенство ОСУ во многом зависит от того, насколько при ее проектировании соблюдались принципы проектирования:
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения ОСУ, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Процесс проектирования ОСУ состоит из трех основных этапов:
Первый этап – анализ оргструктур. Анализ действующей ОСУ призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Т.е определяют, насколько ОСУ рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:
В результате анализа можно выявить «узкие места» в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии ОСУ от происходящих изменений внешней среды.
Второй этап - проектирование оргструктур. В процессе проектирования ОСУ организацией решаются следующие задачи:
В процессе проектирования ОСУ различают три стадии:
Требования к ОСУ
Требование |
Содержательная характеристика |
1.Оптимальность |
ОСУ не должна содержать в себе слишком большого числа звеньев как по вертикали, так и по горизонтали, поскольку чем больше звеньев, тем труднее координировать их деятельность. В то же время звеньев не должно быть мало, поскольку в этом случае на каждое звено падает слишком большая нагрузка |
2.Оперативность |
ОСУ должна быть построена таким образом, чтобы все распоряжения выполнялись оперативно. Одно из условий этого – минимальное количество посредников между руководителем, отдающим распоряжения, и их непосредственным исполнителем |
3.Экономичность |
ОСУ должна быть устроена таким образом, чтобы затраты на содержание управленческого аппарата окупались и не были слишком значительными |
4.Надежность |
ОСУ должна действовать без перебоев, например при передаче информации (эффект «испорченного телефона»), в том числе и распоряжений. Кроме того она должна быть достаточно гибкой, то есть способностью перестраиваться в зависимости от ситуации и актуальных задач |
Третий этап – оценка эффективности оргструктур. Степень совершенства оргструктур проявляется в быстродействии системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности.
Отдельные параметры
эффективности ОСУ можно
где Пзв.ф. – количество звеньев существующей ОСУ
Пзв.о. – оптимальное количество звеньев ОСУ
где Пор.ф. – количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации
П – площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа
где Рп – результат, полученный от функционирования ОСУ
Зу – затраты на управление (фонд заработной платы АУП, расходы на содержание помещений и др.)
где Зу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления
Уч.уп. – удельный вес численности управленческих работников общей численности работающих
ФВ – фондовооруженность – стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего
ФО – фондоотдача – продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных средств
В конечном итоге вся работа по проектированию ОСУ сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организаций.
Тема: Классификация методов менеджмента
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. С их помощью орган управления воздействует на каждого работника и предприятие в целом. Методы управления классифицируются по различным признакам. Наиболее распространена их классификация:
По содержанию выделяют следующие группы методов управления:
По направленности выделяют четыре группы методов мотивации:
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение).
По организационной форме воздействия выделяют методы:
В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:
Тема: Административные методы управления
Необходимость административных методов исходит из того, что любой человек, приходя в организацию, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и ответственность за результаты деятельности организации в целом. С помощью административных методов определяются:
Административные методы призваны обеспечить четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.
Административные методы делятся на:
Рисунок 1 – Административные методы менеджмента
Организационные методы ориентированы на использование в типовых ситуациях и делятся на: