Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:04, курс лекций

Краткое описание

1. Проектирование организационных структур
2. Классификация методов менеджмента
3. Административные методы управления
4. Экономические методы менеджмента
5. Социально-психологические методы управления

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

Тема: Проектирование организационных структур

  1. Принципы проектирования ОСУ
  2. Этапы проектирования ОСУ

 

 

  1. Принципы проектирования ОСУ

 

Решение о проектировании ОСУ принимается тогда, когда  действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Совершенство ОСУ во многом зависит от того, насколько при  ее проектировании соблюдались принципы проектирования:

  1. Целесообразное число звеньев в управлении и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
  2. Четкое обособление составных частей оргструктуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
  3. Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
  4. Предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
  5. Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.

Следует иметь  в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения ОСУ, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы проектирования ОСУ

 

Процесс проектирования ОСУ состоит из трех основных этапов:

    1. Анализ оргструктур
    2. Проектирование
    3. Оценка эффективности

Первый этап –  анализ оргструктур. Анализ действующей ОСУ призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации.  Т.е определяют, насколько ОСУ рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:

  • Принципы управления – соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);
  • Аппарат управления – перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структурные подразделения, создание необходимых промежуточных звеньев;
  • Функции управления – усиление стратегического планирования, усиление контроля за качеством продукции и т.д.;
  • Хозяйственная деятельность – изменение технологического процесса, техническое переоснащение организации и т.п.

В результате анализа можно выявить «узкие места» в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии ОСУ от происходящих изменений внешней среды.

Второй этап - проектирование оргструктур. В процессе проектирования ОСУ организацией решаются следующие задачи:

    • Определение типа структуры управления
    • Уточнение состава и количества подразделений по уровням управления
    • Численность административно-управленческого персонала
    • Характер соподчиненности между звеньями организации
    • Расчет затрат на содержание аппарата управления

В процессе проектирования ОСУ различают три стадии:

    1. Аналитическая – изучение существующей практики и требований к построению ОСУ.

 

Требования  к ОСУ

Требование

Содержательная  характеристика

1.Оптимальность

ОСУ не должна содержать  в себе слишком большого числа  звеньев как по вертикали, так  и по горизонтали, поскольку чем  больше звеньев, тем труднее координировать их деятельность. В то же время звеньев  не должно быть мало, поскольку в  этом случае на каждое звено падает слишком большая нагрузка

2.Оперативность

ОСУ должна быть построена таким образом, чтобы все распоряжения выполнялись оперативно. Одно из условий этого – минимальное количество посредников между руководителем, отдающим распоряжения, и их непосредственным исполнителем

3.Экономичность

ОСУ должна быть устроена таким образом, чтобы затраты  на содержание управленческого аппарата окупались и не были слишком значительными

4.Надежность

ОСУ должна действовать  без перебоев, например при передаче информации (эффект «испорченного телефона»),  в том числе и распоряжений. Кроме того она должна быть достаточно гибкой, то есть способностью перестраиваться в зависимости от ситуации и актуальных задач


 

    1. Проектная – проектирование (моделирование) структуры управления.
    2. Организационная – организация внедрения спроектированной оргструктуры.

 

Третий  этап – оценка эффективности оргструктур. Степень совершенства оргструктур проявляется в быстродействии системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности.

Отдельные параметры  эффективности ОСУ можно определить, используя ряд коэффициентов:

    1. Коэффициент звенности

где Пзв.ф. – количество звеньев существующей ОСУ

Пзв.о. – оптимальное количество звеньев ОСУ

    1. Коэффициент территориальной концентрации

где Пор.ф. – количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации

П – площадь  региона, на которой функционируют  все организации данного типа

 

    1. Коэффициент эффективности ОСУ

где Рп – результат, полученный от функционирования ОСУ

Зу – затраты на управление (фонд заработной платы АУП, расходы на содержание помещений и др.)

 

    1. Коэффициент эффективности управления

где Зу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления

Уч.уп. – удельный вес численности управленческих работников общей численности работающих

ФВ – фондовооруженность – стоимость основных и оборотных  средств, приходящихся на одного работающего

ФО – фондоотдача  – продукция, приходящаяся на единицу  основных и оборотных средств

 

В конечном итоге  вся работа по проектированию ОСУ  сводится к выработке направлений  по ее совершенствованию, что относится  к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Классификация методов менеджмента

 

 

    1. Понятие и классификация методов менеджмента
    2. Принципы выбора методов менеджмента

 

 

    1. Понятие и классификация методов менеджмента

 

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. С их помощью орган управления воздействует на каждого работника и предприятие в целом. Методы управления классифицируются по различным признакам. Наиболее распространена их классификация:

  • По содержанию
  • Направленности
  • Организационной форме воздействия.

По  содержанию выделяют следующие группы методов управления:

  • Административные (организационно-распорядительные)
  • Экономические
  • Социально психологические

По  направленности выделяют четыре группы методов мотивации:

  • Материальная
  • Социальная
  • Психологическая
  • Властная

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение).

По организационной форме воздействия выделяют методы:

  • Прямое (непосредственное воздействие)
  • Косвенное воздействие (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

 

 

    1. Принципы выбора методов менеджмента

 

В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:

  1. Целенаправленности, т.е. их применение должно побуждать работников действовать для достижения определенной цели или их совокупности;
  2. Реализуемости, т.е. должна присутствовать возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовывать избранный метод воздействия;
  3. Системности, т.е. применяемые методы должны представлять собой единую систему;
  4. Адаптивности, т.е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей адаптировать их к изменяющейся ситуации;
  5. Эффективности, т.е. применение избранного метода должно обеспечивать достижение максимально возможного социального и экономического эффекта при минимальных затратах на разработку мероприятий, реализующих метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Административные методы управления

 

 

  1. Административные методы, их сущность.
  2. Преимущества и недостатки административных методов.

 

 

    1. Административные методы, их сущность.

 

 

Необходимость административных методов исходит  из того, что любой человек, приходя  в организацию, принимает на себя определенные обязанности и ответственность  за качественное выполнение соответствующей работы и ответственность за результаты деятельности организации в целом. С помощью административных методов определяются:

  • Место отдельных работников и их групп в организации;
  • Их права, обязанности и мера ответственности;
  • Способы координации их действий в процессе трудовой деятельности.

Административные методы призваны обеспечить четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

Административные  методы делятся на:

  1. Организационные
  2. Распорядительные
  3. Дисциплинарные


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 –  Административные методы менеджмента

Организационные методы ориентированы на использование в типовых ситуациях и делятся на:

  • Регламентирование – установление статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования (регламентирующие документы: устав организации, положение о подразделении, должностная инструкция, правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений).
  • Нормирование – как метод воздействия на работников и коллективы использует нормы и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм.
  • Инструктирование – ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществление оно делится на устное и письменное; индивидуальное и коллективное.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"