Распорядительные методы применяются при необходимости
вмешаться в процесс производства и управления
для устранения существующих отклонений
или реализации представившихся возможностей.
Они осуществляются в форме:
- Приказа – документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, определено должностное лицо, осуществляющее контроль исполнения заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия;
- Постановления – принимаются на уровне организации совместно администрацией и общественными организациями;
- Распоряжения – устное или письменное требование к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов; издаются функциональными руководителями;
- Указания – осуществляются в устной форме, используются на низшем уровне управления.
Дисциплинарное воздействие регламентируется
Трудовым кодексом и применяется в случае
невыполнения работником своих функциональных
обязанностей.
- Преимущества и недостатки административных методов.
При административном
методе управления отношения руководителя
и подчиненного – это отношения
власти и подчинения.
Этот метод имеет достоинства:
- Он обеспечивает единство воли руководства в достижении цели;
- Не предполагает крупных материальных затрат;
- позволяет установить строгую дисциплину в организации
- является наиболее эффективными в примитивных ситуациях.
У административного метода имеются недостатки:
- не способствует развитию творческого начала личности и поэтому зачастую негативно оцениваются персоналом;
- носят безвозмездный характер, не предусматривающий получения вознаграждения;
- требует не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.
Административные
методы отличает от других четкая адресность
директив, обязательность выполнения
распоряжений и указаний, невыполнение
которых рассматривается как прямое нарушение
исполнительской дисциплины и влечет
за собой определенные взыскания. Директивные
команды обязательны для выполнения, причем
в установленные сроки, даже если это невыгодно
исполнителю. По существу административные
методы – это методы принуждения,
которые сохраняют сою силу до тех пор,
пока труд не превратится в первую жизненную
необходимость.
Тема:
Экономические методы менеджмента
- Содержание и значение экономических методов менеджмента.
- Преимущества и недостатки экономических методов.
- Содержание и значение экономических методов менеджмента.
Экономическим
методам управления отводится центральное
место. Это обусловлено тем, что
отношения управления определяются
в первую очередь экономическими
отношениями и лежащими в их основе
объективными потребностями и интересами людей.
Экономические
методы управления представляют собой совокупность
экономических рычагов, с помощью которых
достигается эффект, удовлетворяющий
требованиям коллектива в целом и личности
в частности.
Система экономических
методов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 –
Система экономических методов
Основными методами первого
уровня (макроуровень – стимулирование
предприятий со стороны государства) являются прогнозы:
- Госзаказ – гарантированный сбыт произведенной предприятием продукции;
- Налоговая политика – государство, меняя ставки налогов, может как способствовать развитию отдельных отраслей и отдельных предприятий, так и снижать их активность;
- Инвестиционная политика (субсидирование, кредитование) - подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано.
Второй уровень управления (на уровне организации)
представляет собой стимулирование структурных
подразделений со стороны администрации:
- Планирование – основной метод и функция управления экономическими процессами в организациях. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам; позволяет взаимоувязать все стороны деятельности через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда.
- Коммерческий расчет – синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты, он способствует повышению рентабельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологий, эффективной кадровой политике. Коммерческий расчет использует такие экономические рычаги и инструменты, как: ценообразование, финансирование, кредитование, основная цель коммерческого расчета – получение устойчивой прибыли.
Третий уровень управления (на уровне отдельного
работника) представляет собой стимулирование
персонала предприятия. Экономическая
мотивация персонала включает в себя материальное
вознаграждение, куда входят заработная
плата, премии (бонусы); штрафы; налогообложение.
Система материального
поощрения должна удовлетворять
следующим требованиям:
Рисунок 2 –
Обязательные условия эффективной
материальной мотивации
- Преимущества и недостатки экономических методов.
В рамках экономического метода
управления отношения между руководителем
и подчиненным договорные, причем они
носят ярко выраженный товарно-денежный
характер («как работаешь, так и получаешь»).
Руководитель и подчиненный имеют достаточно
свободы, необходимой для реализации их
интересов в договорном процессе.
Достоинства этого метода:
- Стимулируется проявление инициативы
- Реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Метод имеет
также недостатки, которые сводятся в основном
к тому, что остаются неудовлетворенными
многие потребности, лежащие вне сферы
материального интереса, а это снижает
мотивацию.
Тема: Социально-психологические
методы управления
- Понятие и классификация социально-психологических методов управления.
Социально-психологические
методы представляют собой совокупность
специфических способов воздействия на
личностные отношения и связи, возникающие
в трудовых коллективах, а также на социальные
процессы, возникающие в них. Они основаны
на использовании моральных стимулов
к труду, воздействуют на личность с помощью
психологических приемов в целях превращения
административного задания в осознанный
долг. Главная
цель применения этих методов – формирование
в коллективе положительного социально-психологического
климата, благодаря чему будут решаться
воспитательные, организационные и экономические
задачи.
Классификация
социально-психологических методов
управления
- Социальные методы:
- Метод социальных норм – позволяет упорядочить социальные отношения между коллективами и внутри них на основе таких социальных норм: как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам, честность и т.д.
- Воспитательные методы – включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в управлении.
- Методы социального регулирования – договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и интересов.
- Методы социального почина и новаторства – предназначены для формирования и поддержания в коллективе наиболее прогрессивных социальных норм. К ним относятся обмен опытом, почин и новаторство.
- Методы социальной преемственности – посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучших по профессии.
- Метод морального стимулирования – поощрение лучших сотрудников и коллективов.
- Психологические методы:
- Гуманизация труда – способствует использованию во время работы цвета и музыки.
- Методы психологического побуждения (мотивации) работников к труду – создание условий, повышающих привлекательность труда.
- Методы профессионального отбора и обучения – целью является определение соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе и комплектование коллективов с учетом психологической совместимости сотрудников.
Эффективность применения приемов
и способов социально-психологического
воздействия зависит от подготовленности
руководителя, его компетентности,
организаторских способностей, знаний
в области социальной психологии.
Тема: Цели организации
и управленческие стратегии
- Цели организации. Требования, предъявляемые к целям.
- Система целей. Управление по целям.
- Управленческая стратегия. Стадии формирования стратегий.
- Цели организации. Требования, предъявляемые к целям.
Цель – это конкретное состояние
организации (отдельных ее компонент)
или внешней среды, достижение которых
является желательным для организации
и на что направлена ее деятельность.
Хорошо сформулированная
цель должна обладать рядом характеристик:
- Конкретность – только достаточно конкретная цель устанавливает хорошую репрезентацию того состояния, к которому стремится организация. Если цель не конкретна, то между людьми, стремящимися к ее достижению, могут возникнуть разногласия по поводу того, в чем именно заключается сущность желаемого состояния. Примером хорошей формулировки цели может быть следующая: «повысить доходы от деятельности с 10% до 20%». Формулировка «повысить доходы» не совсем удачна, поскольку она не ставит конкретной цели: повышением доходов является изменение показателей и на 1% , и на 50%. Естественно, у каждого в этом случае будут свои представления о достижении поставленной цели.
- Достижимость – цели не должны превышать возможности организации.
- Согласованность – одна цель не должна вступать в противоречие с другими целями, а тем более препятствовать их достижению.
- Гибкость – возможность корректировки целей организации.
- Измеримость – возможность количественного определения степени достижения цели.
При формировании
целей организации можно исходить
из модели, предлагаемой Академией
контроллинга, которая представляет
собой трехсекторальное колесо (рисунок
1).