Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:04, курс лекций

Краткое описание

1. Проектирование организационных структур
2. Классификация методов менеджмента
3. Административные методы управления
4. Экономические методы менеджмента
5. Социально-психологические методы управления

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в форме:

  • Приказа – документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, определено должностное лицо, осуществляющее контроль исполнения заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия;
  • Постановления – принимаются на уровне организации совместно администрацией и общественными организациями;
  • Распоряжения – устное или письменное требование к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов; издаются функциональными руководителями;
  • Указания – осуществляются в устной форме, используются на низшем уровне управления.

Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым кодексом и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей.

 

 

    1. Преимущества и недостатки административных методов.

 

При административном методе управления отношения руководителя и подчиненного – это отношения  власти и подчинения.

Этот метод имеет достоинства:

  • Он обеспечивает единство воли руководства в достижении цели;
  • Не предполагает крупных материальных затрат;
  • позволяет установить строгую дисциплину в организации
  • является наиболее эффективными в примитивных ситуациях.

У административного метода имеются недостатки:

  • не способствует развитию творческого начала личности и поэтому зачастую негативно оцениваются персоналом;
  • носят безвозмездный характер, не предусматривающий получения вознаграждения;
  • требует не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.

Административные  методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу административные методы – это методы принуждения, которые сохраняют сою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную необходимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Экономические методы менеджмента

 

 

  1. Содержание и значение экономических методов менеджмента.
  2. Преимущества и недостатки экономических методов.

 

 

    1. Содержание и значение экономических методов менеджмента.

 

Экономическим методам управления отводится центральное  место. Это обусловлено тем, что  отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности.

Система экономических  методов представлена на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 1 –  Система экономических методов

 

Основными методами первого уровня (макроуровень – стимулирование предприятий со стороны государства) являются прогнозы:

  • Госзаказ – гарантированный сбыт произведенной предприятием продукции;
  • Налоговая политика – государство, меняя ставки налогов, может как способствовать развитию отдельных отраслей и отдельных предприятий, так и снижать их активность;
  • Инвестиционная политика (субсидирование, кредитование)  - подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано.

Второй уровень управления (на уровне организации) представляет собой стимулирование структурных подразделений со стороны администрации:

  • Планирование – основной метод и функция управления экономическими процессами в организациях. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам; позволяет взаимоувязать все стороны деятельности через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда.
  • Коммерческий расчет – синтезирует в себе как функции управления, так и  экономические рычаги и инструменты, он способствует повышению рентабельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологий, эффективной кадровой политике. Коммерческий расчет использует такие экономические рычаги и инструменты, как: ценообразование, финансирование, кредитование, основная цель коммерческого расчета – получение устойчивой прибыли.

Третий уровень управления (на уровне отдельного работника) представляет собой стимулирование персонала предприятия. Экономическая мотивация персонала включает в себя материальное вознаграждение, куда входят заработная плата, премии (бонусы); штрафы; налогообложение.

Система материального  поощрения должна удовлетворять  следующим требованиям:


 

 


 

 

 

Рисунок 2 –  Обязательные условия эффективной  материальной мотивации

    1. Преимущества и недостатки экономических методов.

 

В рамках экономического метода управления отношения между руководителем и подчиненным договорные, причем они носят ярко выраженный товарно-денежный характер («как работаешь, так и получаешь»). Руководитель и подчиненный имеют достаточно свободы, необходимой для реализации их интересов в договорном процессе.

Достоинства этого метода:

  • Стимулируется проявление инициативы
  • Реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.

Метод имеет  также недостатки, которые сводятся в основном к тому, что остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, а это снижает мотивацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Социально-психологические  методы управления

 

 

 

  1. Понятие и классификация социально-психологических методов управления.

 

 

 

Социально-психологические  методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, возникающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг. Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.

Классификация социально-психологических методов  управления

  1. Социальные методы:
  • Метод социальных норм – позволяет упорядочить социальные отношения между коллективами и внутри них на основе таких социальных норм: как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам, честность и т.д.
  • Воспитательные методы – включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в управлении.
  • Методы социального регулирования – договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и интересов.
  • Методы социального почина и новаторства – предназначены для формирования и поддержания в коллективе наиболее прогрессивных социальных норм. К ним относятся обмен опытом, почин и новаторство.
  • Методы социальной преемственности – посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучших по профессии.
  • Метод морального стимулирования – поощрение лучших сотрудников и коллективов.
  1. Психологические методы:
  • Гуманизация труда – способствует использованию во время работы цвета и музыки.
  • Методы психологического побуждения (мотивации) работников к труду – создание условий, повышающих привлекательность труда.
  • Методы профессионального отбора и обучения – целью является определение соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе и комплектование коллективов с учетом психологической совместимости сотрудников.

Эффективность применения приемов  и способов социально-психологического воздействия зависит от подготовленности руководителя, его компетентности, организаторских способностей, знаний в области социальной психологии.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Цели организации  и управленческие стратегии   

 

  1. Цели организации. Требования, предъявляемые к целям.
  2. Система целей. Управление по целям.
  3. Управленческая стратегия. Стадии формирования стратегий.

 

    1. Цели организации. Требования, предъявляемые к целям.

 

Цель – это конкретное состояние организации (отдельных ее компонент) или внешней среды, достижение которых является желательным для организации и на что направлена ее деятельность.

Хорошо сформулированная цель должна обладать рядом характеристик:

  1. Конкретность – только достаточно конкретная цель устанавливает хорошую репрезентацию того состояния, к которому стремится организация. Если цель не конкретна, то между людьми, стремящимися к ее достижению, могут возникнуть разногласия по поводу того, в чем именно заключается сущность желаемого состояния. Примером хорошей формулировки цели может быть следующая: «повысить доходы от деятельности с 10% до 20%». Формулировка «повысить доходы» не совсем удачна, поскольку она не ставит конкретной цели: повышением доходов является изменение показателей и на 1% , и на 50%. Естественно, у каждого в этом случае будут свои представления о достижении поставленной цели.
  2. Достижимость – цели не должны превышать возможности организации.
  3. Согласованность – одна цель не должна вступать в противоречие с другими целями, а тем более препятствовать их достижению.
  4. Гибкость – возможность корректировки целей организации.
  5. Измеримость – возможность количественного определения степени достижения цели.

При формировании целей организации можно исходить из модели, предлагаемой Академией  контроллинга, которая представляет собой трехсекторальное колесо (рисунок 1).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"