Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:11, лекция
Лекция 1. Качество. Основные понятия
Понятие качества
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
Лекция 4. Сущность системы менеджмента качества
1.1. Обзор понятий системы, системного подхода; принципы системного подхода.
Рассмотрим коротко ключевые понятия системного подхода, которые необходимы для понимания и усвоения сущности системы менеджмента качества.
Система – это комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимоСОдействия компонентов, направленных на получение фиксированного результата.
Системный подход – это методологический прием видения (мировоззрения), мышления, действия который применим ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, рассматривающий любой объект, процесс и т.д. как целостную систему и как элемент большей общности.
Системный подход – это методология исследования любых систем различной природы с целью отыскания структурных сходств, законов и обощения, вывода общесистемных закономерностей.
Системный анализ – это методология исследования объектов с помощью представления их в виде целенаправленных систем и изучения свойств этих систем и взаимоотношений между целями и средствами их реализации.
Принципиальное различие между системным подходом и анализом сводится к объекту исследования: в системном подходе – концептуальный объект; в системном анализе – конкретный объект.
Методология системного подхода базируется на 12 принципах (табл. )
Таблица
№ п/п |
Принцип |
Основные тезисы |
1. |
Принцип целостности |
проявление свойств, которые принадлежат только системе; проявление синергетического эффекта |
2. |
Принцип согласованности и совместимости целей |
цели элементов системы должны быть согласованы и совместимы |
3. |
Принцип комплексности |
построение и синтез разнообразных моделей систем; сотрудничество различных специалистов; специфические методы и формы работы; наличие в команде дженералиста |
4. |
Принцип «полной системы» |
разумная детализация; достижение цели путем ряда итераций; где каждая итерация – уточнение, устранение отдельных упрощений, пополнение новыми знаниями |
5. |
Принцип единого основания |
понятия имеют единую
трактовку на системном и элементно- |
6. |
Принцип неполной детерминированности и стохастичности |
получаемые и передаваемые сообщения имеют определенную степень надежности |
7. |
Принцип экономической целенаправленности |
доходы (выгоды) за весь жизненный цикл должны превышать расходы (с учетом фактора времени) |
8. |
Принцип непрерывности и взаимодополнения |
непрерывное отслеживание достижимости цели; при необходимости корректировка цели |
9. |
Принцип системного распределения, прав и ответственности |
целесообразность инженерного подхода; установление минимального круга обязанностей, прав и ответственности лиц, принимающих решение |
10. |
Принцип вариативности |
различные альтернативы решения проблем; целесообразность оценки (по возможности количественной); применение компромисса в многоцелевых системах |
11. |
Принцип имитации |
проигрывание микромоделей системы |
12. |
Принцип актуализации |
необходимость заострения внимания на биологических, экологических, психологических и социальных аспектах |
1.2. Сущность системы менеджмента качества. Восемь принципов TQM.
Ключевой задачей менеджмента компании является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества, обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т.д.).
Обобщим ключевые понятия и документы наиболее часто встречающиеся в литературе и на практике, отражающие сущность системы менеджмента качества.
Всеобщий менеджмент качества (TQM) – современная интегрированная концепция качества, рассматривающая качество как результат мероприятий и операций, осуществляющихся на протяжении всего производственного цикла и охватывающих технологический процесс, экономическую и социальную сферы. TQM направлен на улучшение производственных процессов, устранение слабых мест, анализ производственной ситуации как на производстве, так и в организации в целом.
Система менеджмента качества – система, предназначенная для установления политики в области качества, а также для достижения определенных целей в этой области.
Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации, относящиеся к качеству, официально выраженные ее высшим руководством.
Программа качества – документ, описывающий элементы системы менеджмента качества и ресурсы, которые будут использованы в конкретном случае.
В программе качества находит отражение
стратегия обеспечения качества
продукции предприятия/
Руководство по качеству – документ, описывающий систему менеджмента качества организации; основополагающий документ системы менеджмента качества, в котором зафиксированы политика предприятия в области качества, распределена ответственность, охвачены все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия. В состав руководства по качеству входят общие положения, заявление руководства предприятия, характеристика предприятия, элементы системы качества, приложения.
Разрабатывается Руководство по реализации Программы качества, в котором описываются сущность и механизм функционирования Системы менеджмента качества.
Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, относящаяся к качеству.
Управление качеством – часть менеджмента качества, связанная с удовлетворением требований к качеству – взаимосвязь между достигнутыми результатами и затраченным ресурсами.
Литература