Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:11, лекция

Краткое описание

Лекция 1. Качество. Основные понятия
Понятие качества
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.

Файлы: 15 файлов

L 1.doc

— 95.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 2.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 3.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 4.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Лекция 4. Сущность системы менеджмента качества

 

    1. Обзор понятий системы, системного подхода; принципы системного подхода.
    2. Сущность системы менеджмента качества.

 

1.1. Обзор понятий системы, системного подхода; принципы системного подхода.

 

Рассмотрим коротко ключевые понятия системного подхода, которые необходимы для понимания и усвоения сущности системы менеджмента качества.

Система – это комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимоСОдействия компонентов, направленных на получение фиксированного результата.

Системный подход – это методологический прием видения (мировоззрения), мышления, действия который применим ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, рассматривающий любой объект, процесс и т.д. как целостную систему и как элемент большей общности.

Системный подход – это методология исследования любых систем различной природы с целью отыскания структурных сходств, законов и обощения, вывода общесистемных закономерностей.

Системный анализ – это методология исследования объектов с помощью представления их в виде целенаправленных систем и изучения свойств этих систем и взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Принципиальное различие между  системным подходом и анализом сводится к объекту исследования: в системном подходе – концептуальный объект; в системном анализе – конкретный объект.

Методология системного подхода базируется на 12 принципах (табл. )

Таблица

№ п/п

Принцип

Основные тезисы

1.

Принцип целостности

проявление свойств, которые принадлежат только системе; проявление синергетического эффекта

2.

Принцип согласованности  и совместимости целей

цели элементов системы  должны быть согласованы и совместимы

3.

Принцип комплексности

построение и синтез разнообразных моделей систем; сотрудничество различных специалистов; специфические методы и формы работы; наличие в команде дженералиста

4.

Принцип «полной системы»

разумная детализация; достижение цели путем ряда итераций; где каждая итерация – уточнение, устранение отдельных упрощений, пополнение новыми знаниями

5.

Принцип единого основания

понятия имеют единую трактовку на системном и элементно-предметном уровне

6.

Принцип неполной детерминированности  и стохастичности

получаемые и передаваемые сообщения имеют определенную степень надежности

7.

Принцип экономической  целенаправленности

доходы (выгоды) за весь жизненный  цикл должны превышать расходы (с  учетом фактора времени)

8.

Принцип непрерывности  и взаимодополнения

непрерывное отслеживание достижимости цели; при необходимости корректировка цели

9.

Принцип системного распределения, прав и ответственности

целесообразность инженерного  подхода; установление минимального круга  обязанностей, прав и ответственности  лиц, принимающих решение

10.

Принцип вариативности 

различные альтернативы решения проблем; целесообразность оценки (по возможности количественной); применение компромисса в многоцелевых системах

11.

Принцип имитации

проигрывание микромоделей системы 

12.

Принцип актуализации

необходимость заострения внимания на биологических, экологических, психологических и социальных аспектах


 

1.2. Сущность системы  менеджмента качества. Восемь принципов TQM.

Ключевой задачей менеджмента  компании является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества, обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т.д.).

Обобщим ключевые понятия и документы наиболее часто встречающиеся в литературе и на практике, отражающие сущность системы менеджмента качества.

Всеобщий менеджмент качества (TQM) – современная интегрированная концепция качества, рассматривающая качество как результат мероприятий и операций, осуществляющихся на протяжении всего производственного цикла и охватывающих технологический процесс, экономическую и социальную сферы. TQM направлен на улучшение производственных процессов, устранение слабых мест, анализ производственной ситуации как на производстве, так и в организации в целом.

Система менеджмента  качества – система, предназначенная для установления политики в области качества, а также для достижения определенных целей в этой области.

Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации, относящиеся к качеству, официально выраженные ее высшим руководством.

Программа качества – документ, описывающий элементы системы менеджмента качества и ресурсы, которые будут использованы в конкретном случае.

В программе качества находит отражение  стратегия обеспечения качества продукции предприятия/компании, определяемая на начальной стадии его выполнения задолго до размещения заказов на закупку и поставку оборудования. Программа должна предусматривать: организационную структуру, в рамках которой она будет реализовываться; четкое распределение ответственности и уровень полномочий отдельных лиц, групп и организаций, участвующих в решении этой проблемы.

Руководство по качеству – документ, описывающий систему менеджмента качества организации; основополагающий документ системы менеджмента качества, в котором зафиксированы политика предприятия в области качества, распределена ответственность, охвачены все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия. В состав руководства по качеству входят общие положения, заявление руководства предприятия, характеристика предприятия, элементы системы качества, приложения.

Разрабатывается Руководство по реализации Программы качества, в котором описываются сущность и механизм функционирования Системы менеджмента качества.

Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, относящаяся к качеству.

Управление качеством – часть менеджмента качества, связанная с удовлетворением требований к качеству – взаимосвязь между достигнутыми результатами и затраченным ресурсами.

 

Литература

    1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высш. шк., 1989. – 367 с.
    2. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2003. – С. 95-113.

L 5.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 6.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 7.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 8.doc

— 80.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 9.doc

— 73.00 Кб (Открыть, Скачать)

L10.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

L11.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

L12.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

L13.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

L14.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Lection 7.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"