Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:36, курс лекций
Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении.
Тема 2. Понятие и содержание менеджмента как социально-экономической категории.
Тема 3. Системный подход в изучении менеджмента.
Тема 4. Целевой подход в менеджменте.
Тема 5. Стратегическое и тактическое управление.
Тема 6. Функции менеджмента.
Тема 7. Формы организации в системе менеджмента.
ЛЕКЦИИ
по курсу
МЕНЕДЖМЕНТ
Для студентов специальностей «Маркетинг» (3 курс), «Финансы и кредит» (3 курс), «Бухгалтерский учет и аудит» (3 курс) (первое и второе образование)
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении
Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации деятельности. Основные черты и содержание предпринимательской деятельности. Потребность в управлении. Определение управления как вида человеческой деятельности. Управление как фактор успеха деятельности. Понятие специфика управленческой деятельности. Роль управления в развитии экономики, производства и общества. Анализ подходов в понимании управления.
1.1. Роль управления в развитии экономики, производства и общества
Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.
В современных условиях термин «экономика» используется в нескольких значениях, как:
Из приведенных значений понятия «экономика» со всей очевидностью следует, что в нее входят вопросы управления.
Производственные отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управление и др.).
Управленческие отношения, возникающие при целенаправленном воздействии субъекта на объект управления и имеющие самое непосредственное отношение к любой экономической системе, восходят и к главной проблеме любой экономики (натуральному хозяйству, рыночной, плановой), отраженной в основных вопросах экономики или видах экономического выбора:
• что следует производить и в каком количестве?
Любой из этих вопросов можно отнести к сфере управленческой деятельности. Поэтому менеджмент особенно стал развиваться и как сфера деятельности, и как наука на определенной ступени развития производительных сил и обострившихся при этом противоречий с производственными отношениями рынка совершенной (свободной) конкуренции. Научное осознание роли менеджмента совпадает, по-видимому, по времени с выделением предпринимательской способности как важного объединяющего и управляющего фактора производства (рис. 1.1). Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения.
Рис. 1.1. Соединение факторов производства (управление ими) предпринимателем
Производство материальных благ, их распределение и потребление осуществляются не стихийно, а подчиняются как объективным, не зависящим от людей, так и установленным (правильно или неправильно) людьми законам. В числе этих законов и прав особенно важны те, которые проявляются в отношении собственности. Отношения собственности — коренные в производственных отношениях, это источник власти и управления.
Содержание
предпринимательской
Предпринимательство – это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности.
Предпринимательство — это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.
Содержание
1) путем непосредственного
2) путем выполнения
Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.
Основным субъектом
предпринимательской
Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.
1.2. Понятие и развитие управления
Управление – это деятельность по руководству людьми и определенными процессами, предполагающая подчинение одного субъекта другому и направленная на упорядочение процессов, протекающих в природе и обществе.
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".
Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
История возникновения и развития управления насчитывает 7 тысячелетий и 5 управленческих революций. За начало отсчета обычно принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к 5 тыс. до н. э. Она привела к появлению особого слоя жрецов – бизнесменов, связанных с торговыми операциями, коммерческими расчетами. Это – первая управленческая революция называется «религиозно-коммерческая».
2 управленческая революция – «светско-административная» – она связана с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) – издал свод законов управления процессом для регулирования всего многообразия деловых отношений между различными социальными группами населения. На основе законов был внедрен светский стиль управления, усилен контроль и ответственность за выполнение работы.
3 управленческая революция – «призводственно-строительная» - она была направлена на соединение административных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Это правление Навуходоносора II (605-562).
4 управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации – 17-18 вв. ее результатом стало отделение управления от собственности и зарождение профессиональных упр-в.
5 управленческая революция – бюрократическая – 19-20 вв. теоретическая платформа – концепция «рациональной бюрократии». Основные результаты:
- формирование крупных иерархических структур;
- разделение управленческого труда;
- введение норм и стандартов;
- установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.
Влияние экономики на управление столь велико, что могут быть выделены следующие периоды, по направлению деятельности людей, занимавшихся управлением.
Для периода
национального капитализма
▼ Управленческий капитализм (с 1950 г.) характерен для современной эпохи, в которой люди управляют, а не владеют своими компаниями. Редко принимаются решения по индивидуальному предпринимательскому риску. В большой корпорации объединяются таланты и способности множества людей. Иногда, однако, люди теряются на фоне крупномасштабных процессов. Но выходы ищут, как правило, в совершенствовании управления.
▼ Постиндустриальное (гражданское) общество с элементами глобальных тенденций самоорганизации и «регулирования».
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления.
Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия.
На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.
Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.
Смена парадигмы управления на макроуровне меняет принципы целеполагания и целеосуществления на уровне предприятий.
Все более признанным становится приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой.
Современный менеджмент характеризуют следующие положения.