Лекции по курсу "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:36, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении.
Тема 2. Понятие и содержание менеджмента как социально-экономической категории.
Тема 3. Системный подход в изучении менеджмента.
Тема 4. Целевой подход в менеджменте.
Тема 5. Стратегическое и тактическое управление.
Тема 6. Функции менеджмента.
Тема 7. Формы организации в системе менеджмента.

Файлы: 1 файл

лекции по менеджменту.doc

— 1.48 Мб (Скачать)



ЛЕКЦИИ 

по курсу

МЕНЕДЖМЕНТ

Для студентов  специальностей «Маркетинг» (3 курс), «Финансы и кредит» (3 курс), «Бухгалтерский учет и аудит» (3 курс) (первое и второе образование)

 

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении

Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации  деятельности. Основные черты и содержание предпринимательской деятельности. Потребность в управлении. Определение управления как вида человеческой деятельности. Управление как фактор успеха деятельности. Понятие специфика управленческой деятельности. Роль управления в развитии экономики, производства и общества. Анализ подходов в понимании управления.

 

 

1.1. Роль управления в развитии экономики, производства и общества

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

В современных  условиях термин «экономика» используется в нескольких значениях, как:

  • хозяйство района, страны, группы стран или всего мира;
  • наука, точнее, комплекс наук, занимающихся изучением 
    народного хозяйства в целом, отдельных отраслей или экономических субъектов, а также некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т.д.);
  • исторически определенная совокупность экономических 
    (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

Из приведенных  значений понятия «экономика» со всей очевидностью следует, что в нее входят вопросы управления.

Производственные  отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управление и др.).

Управленческие  отношения, возникающие при целенаправленном воздействии субъекта на объект управления и имеющие самое непосредственное отношение к любой экономической системе, восходят и к главной проблеме любой экономики (натуральному хозяйству, рыночной, плановой), отраженной в основных вопросах экономики или видах экономического выбора:

• что следует производить и в каком количестве?

  • как, каким образом следует производить; кто и какую работу должен при этом выполнять?
  • для кого должны быть предназначены результаты производства или кто будет покупать товары и услуги?

Любой из этих вопросов можно отнести к сфере  управленческой деятельности. Поэтому менеджмент особенно стал развиваться и как сфера деятельности, и как наука на определенной ступени развития производительных сил и обострившихся при этом противоречий с производственными отношениями рынка совершенной (свободной) конкуренции. Научное осознание роли менеджмента совпадает, по-видимому, по времени с выделением предпринимательской способности как важного объединяющего и управляющего фактора производства (рис. 1.1). Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Соединение факторов производства (управление ими) предпринимателем

Производство материальных благ, их распределение и потребление осуществляются не стихийно, а подчиняются как объективным, не зависящим от людей, так и установленным (правильно или неправильно) людьми законам. В числе этих законов и прав особенно важны те, которые проявляются в отношении собственности. Отношения собственности — коренные в производственных отношениях, это источник власти и управления.

Содержание  предпринимательской деятельности

Предпринимательство – это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности.

Предпринимательство — это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может осуществляться:

1) путем непосредственного производства  какого-либо товара, продукта или  услуги;

2) путем выполнения посреднических функций по продвижению товара от производителя к потребителю.

Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

Основным субъектом  предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками.

Объектами предпринимательской  деятельности являются товар, работа или услуга.

 

1.2. Понятие и развитие управления

Управление – это деятельность по руководству людьми и определенными процессами, предполагающая подчинение одного субъекта другому и направленная на упорядочение процессов, протекающих в природе и обществе.

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".

Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

История возникновения  и развития управления насчитывает 7 тысячелетий и 5 управленческих революций. За начало отсчета обычно принимают  зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к 5 тыс. до н. э. Она привела  к появлению особого слоя жрецов – бизнесменов,  связанных с торговыми операциями, коммерческими расчетами. Это – первая управленческая революция называется «религиозно-коммерческая».

2 управленческая революция – «светско-административная» – она связана с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) – издал свод законов управления процессом для регулирования всего многообразия деловых отношений между различными социальными группами населения. На основе законов был внедрен светский стиль управления, усилен контроль и ответственность за выполнение работы.

3 управленческая революция – «призводственно-строительная» - она была направлена на соединение административных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Это правление Навуходоносора II (605-562).

4 управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации – 17-18 вв. ее результатом стало отделение управления от собственности и зарождение профессиональных упр-в.

5 управленческая революция – бюрократическая – 19-20 вв. теоретическая платформа – концепция «рациональной бюрократии». Основные результаты:

- формирование крупных иерархических структур;

- разделение управленческого труда;

- введение норм и стандартов;

- установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Влияние экономики  на управление столь велико, что  могут быть выделены следующие периоды, по направлению деятельности людей, занимавшихся управлением.

  • Промышленный капитализм (1776—1890) был эпохой специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие из бизнесменов соглашались с философией «Богатства народов» Адама Смита в том, что одна только здоровая конкуренция  обеспечит множество товаров  и  качество жизни для всех. Слабость промышленных капиталистов заключалась в отсутствии внимания к финансовым аспектам бизнеса.
  • При  финансовом  капитализме  (1890—1993) доминировал финансист. Не участвуя в производстве товаров, он был сосредоточен на манипуляции финансовыми ресурсами для получения наибольших прибылей. Господствовал принцип социального дарвинизма Герберта Спенсера, который учил, что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере не только было допустимо, но и являлось наилучшим возможным путем достижения материального благополучия для всех.
  • Национальный капитализм (1933—1950) — период, когда народ, представляемый правительством, вынужден был восстать и защитить себя от злоупотреблений и крайностей финансовых капиталистов. В СССР, как известно, в это время новая для всего мира система общественного устройства и хозяйствования добивалась известных успехов.

Для периода  национального капитализма характерны разнообразные программы правительства. Эта особенность все еще проявляется и в нашем обществе. Действительно, необходимо продолжать предпринимать попытки поддержания слабого равновесия между бизнесом и правительством.

▼ Управленческий капитализм (с 1950 г.) характерен для современной эпохи, в которой люди управляют, а не владеют своими компаниями. Редко принимаются решения по индивидуальному предпринимательскому риску. В большой корпорации объединяются таланты и способности множества людей. Иногда, однако, люди теряются на фоне крупномасштабных процессов. Но выходы ищут, как правило, в совершенствовании управления.

▼ Постиндустриальное (гражданское) общество с элементами глобальных тенденций самоорганизации и «регулирования».

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления.

Интеграция  производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия.

На  макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Традиционные  ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.

Смена парадигмы  управления на макроуровне меняет принципы целеполагания и целеосуществления на уровне предприятий.

Все более  признанным становится приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

Современный менеджмент характеризуют следующие  положения.

  • Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием  управления  на внутренние  факторы  производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.
  • Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
  • Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь — ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.
  • Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих,  мотивация  поведения,  взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

Информация о работе Лекции по курсу "Менеджмент"