Лекции по курсу "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:36, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении.
Тема 2. Понятие и содержание менеджмента как социально-экономической категории.
Тема 3. Системный подход в изучении менеджмента.
Тема 4. Целевой подход в менеджменте.
Тема 5. Стратегическое и тактическое управление.
Тема 6. Функции менеджмента.
Тема 7. Формы организации в системе менеджмента.

Файлы: 1 файл

лекции по менеджменту.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

А. О. Ерманский (1866-1941гг)

В своих работах сформировал  предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость созданием определенных социально-экономических условий и, прежде всего крупного машинного производства. Одним из основных законов этой науки Ерманский считал закон «Организационной суммы», которая будет больше, чем арифметическая составляющая ее сил. Если все вещественный личные элементы производства гармонично сочетаются и усилят друг друга.

Крупный организатор  наук А. К. Гастев считал, что вся работу в области НОТ и управления нужно начинать с отдельного человека кем бы он ни был, руководителем или рядовым исполнителем. Составными элементами этой концепции были:

  1. Теория трудовых движений в производственном процессе.
  2. Организация рабочего и методика рационального обучения и д.р.

Еще одним направлением творчества Гастева была разработка концепции «узкой базы», смысл которой заключается в наличие на производстве узких мест, решение которых обязательно.

 

П. Н. Керженцов (1881-1940гг)

Сформировал теорию «организационной деятельности», выделив в НОТ три объекта – труд, производство и управление. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов в выполнение управленческих действий:

  1. Формирование организационных структур.
  2. Распределение обязанностей.
  3. Планирование, учет, подбор и расстановка кадров.
  4. Поддержание и укрепление дисциплины.

Керженцов выделил общие  черты управления в организации:

  1. Постановка целей и задач.
  2. Разработка планов.
  3. Учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Важнейшим элементом  НОТ он считал развитие инициативы исполнителей, не умоляя роли профессиональных руководителей.

Н. А. Витте

Основные идеи:

  1. Социально-трудовая концепция управления.
  2. Главная задача управления - целесообразная организация людей.
  3. Концепция административных функций (чем выше уровень управления, тем больше административные методы и тем меньше технические).
  4. Сформулировал следующие требования к руководителю:
  • умение правильно подобрать персонал управления;
  • четко распределить обязанности;
  • намечать цели, координировать работу, контроль.

 

 

2.3. Современные подходы к менеджменту

Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии  решения проблем, т.е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

  1. Комплексный
  2. Интеграционный
  3. Маркетинговый
  4. Функциональный
  5. Динамический
  6. Воспроизводственный
  7. Процессный
  8. Нормативный
  9. Количественный
  10. Административный
  11. Поведенческий
  12. Ситуационный
  13. Системный

 

  1. Комплексный

При применение комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

 

  1. Интеграционный

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

  • между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
  • между стадиями жизненного цикла объекта управления;
  • между уровнями управления по вертикали;
  • между уровнями управления по горизонтали.

Термеэнтеграция – это  углубление сотрудничества субъектов  управления их объединения, управление взаимодействия и взаимосвязи между компонентами системы управления.

 

  1. Маркетинговый

Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при  решении любых задач на потребителя:

  • повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;
  • экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;
  • экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП);
  • применение системы менеджмента.

 

  1. Функциональный

Сущность функционального  подхода к менеджменту заключается  в том,  что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

 

  1. Динамический

При применении динамического  подхода объект управления рассматривается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

 

  1. Воспроизводственный

Это подход ориентированный  на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

 

  1. Процессный

Рассматривает функции  управления, как взаимосвязанный  процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий.

 

  1. Нормативный

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

  • целевой подсистемой;
  • функциональной подсистемой;
  • обеспечивающие подсистемы.

 

  1. Количественный

Сущность количественного  подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами.

 

  1. Административный 

Сущность административного  подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности  элементов систем менеджмента в нормативных актах.

 

  1. Поведенческий

Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.

 

  1. Ситуационный

Концентрируется на том, что пригодность различных методов  управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.       

 

  1. Системный

При системном подходе  любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:

  • процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  • необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  • целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • единство анализа и синтеза логического и исторического;
  • проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

 

 

 

Тема 3. Системный подход в изучении менеджмента

Понятие «система». Открытые и закрытые системы. Система управления. Субъект и объект управления. Организация как социально-управляемая система. Открытая система. Подсистемы управления. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации.

 

 

3.1. Понятие «система»

Понятие “система” широко используется в науке, технике и повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания. Система является фундаментальным понятием, как системотехники, так и базовых теоретических дисциплин (теории систем, исследования операции, системного анализа и кибернетики). Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе, обществе и т. п.

Основные  признаки систем

Каждый объект, чтобы  его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью).

1. Целостность  и делимость. Система — это прежде всего целостная совокупность элементов. Это означает, что, с одной стороны, система - целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). При этом следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это в лучшем случае объекты, обладающие системнозначимыми свойствами. При вхождении и систему элемент приобретает системноопределенное свойство взамен системнозначимого. Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.

2. Наличие  устойчивых связей. Наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или (и) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему, является следующим атрибутом системы. Система существует как некоторое целостное образование, когда мощность (сила) существенных связей между элементами системы на интервале времени, не равном нулю, больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой. Для информационных связей оценкой потенциальной мощности может служить пропускная способность данной информационной системы, а реальной мощности - действительная величина потока информации. Однако в общем случае при оценке мощности информационных связей необходимо учитывать качественные характеристики передаваемой информации (ценность, полезность, достоверность и т. п.).

3. Организация. Это свойство характеризуется наличием определенной организации, что проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы H{S} по сравнению с энтропией системоформирующих факторов H{F), определяющих возможность создания системы.

4 .Эмерджентность. Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.

Наличие интегрированных  качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств  элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда можно сделать выводы:

1) система не сводится к простой совокупности элементов;

2) расчленяя систему на отдельные  части, изучая каждую из них  отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Любой объект, который обладает всеми  рассматриваемыми свойствами можно  называть системой. Одни и те же элементы (в зависимости от принципа, используемого для их объединения в систему) могут образовывать различные по свойствам системы. Поэтому характеристики системы в целом определяются не только и не столько характеристиками составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними. Наличие взаимосвязей (взаимодействия) между элементами определяет особое свойство сложных систем — организованную сложность. Добавление элементов в систему не толь


Информация о работе Лекции по курсу "Менеджмент"