Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:05, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".

Оглавление

Тема 1. Сущность и задачи менеджмента……………………………..3
Тема 2. Виды менеджмента, общая характеристика………………….4
Тема 3. Внешняя среда организации…………………………………..7
Тема 4. Направленность методов управления………………………...9
Тема 5. Суть и содержание функции "организация".………………...11
Тема 6. Реализация управленческих решений………………………..12
Тема 7. Мотивы человеческой деятельности…………………………14
Тема 8. Проблемы межличностных отношений
в трудовом коллективе…………………………………………………17
Список использованных источников………………………………….19

Файлы: 1 файл

контр менеджмент.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Тема 1. Сущность и задачи менеджмента……………………………..3

Тема 2. Виды менеджмента, общая  характеристика………………….4

Тема 3. Внешняя среда организации…………………………………..7

Тема 4. Направленность методов  управления………………………...9

Тема 5. Суть и содержание функции "организация".………………...11

Тема 6. Реализация управленческих решений………………………..12

Тема 7. Мотивы человеческой деятельности…………………………14

Тема 8. Проблемы межличностных  отношений

в трудовом коллективе…………………………………………………17

Список использованных источников………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Сущность и задачи менеджмента

Менеджмент  – это управление производством  или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых  с целью повышения эффективности  производства и увеличения прибыли.1

В настоящее  время менеджмент приобретает всё  большую значимость. Меняется и содержание менеджмента как особого вида деятельности. Это вызвано тем, что  в настоящее время во внешней  среде организации, то есть в её окружении, происходят важные изменения, к которым все без исключения организации должны приспосабливаться. В частности, конкуренция в настоящее время заметно возросла, внешняя среда организации постоянно меняется, что связано и с техническим прогрессом, постоянно предлагающим всё более и более совершенные технологии. Очевидно, что мобильность организации и её способность приспосабливаться напрямую зависят от того, насколько уместными и обоснованными будут решения, принимаемые её руководством.

Это приспособление является жизненно важным для любой организации, поскольку каждая организация зависит от своего окружения по меньшей мере в двух отношениях.

Во-первых, именно из внешней среды организация  получает ресурсы, необходимые для  её деятельности: сырьё, рабочую силу, капиталы. Не существует такой организации, которая могла бы быть самодостаточной. Даже общество и человечество, которые можно рассматривать как самые крупные организации, нуждаются во внешней среде – природе, из которой они получают всё необходимое для поддержания своей жизни и жизни своих членов.

Во-вторых, деятельность организации всегда нацелена на внешнюю  среду, поскольку процесс производства имеет смысл только в том случае, когда его результаты могут быть реализованы, проданы. Благодаря этому  организация не только возвращает средства, потраченные на производство, но и получает прибыль, которая позволяет выплачивать сотрудникам заработную плату и развиваться, увеличивая объёмы производства или расширяя ассортимент производственной продукции или оказываемых услуг.

Другими словами, если связи организации со внешней  средой рвутся, организация очень  быстро прекращает своё существование. То же происходит, когда организация  окостеневает, утрачивает свою гибкость в связях со средой. Очевидно, что  предприятие, которое автоматически продолжает производить какой-то продукт, не согласуясь с интересами своего окружения (рынка), рано или поздно окажется в проигрыше, так как спрос на данный продукт может исчезнуть или конкуренты предложат более качественный или более дешёвый аналог этого продукта. Поэтому возникает необходимость разработки долгосрочных (стратегических) планов. Такие планы должны определять основные моменты, касающиеся взаимодействия организации со средой. Именно они являются отправной точкой для принятия любого решения, как текущего, так и рассчитанного на длительное время.

Основные задачи менеджмента:

1) организация  производства товаров и услуг  с учётом спроса потребителей  на основе имеющихся ресурсов;

2) переход к  использованию работников, обладающих  высокой квалификацией;

3) стимулирование сотрудников организации путём создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

4) определение  необходимых ресурсов и источников  их обеспечения;

5) разработка  стратегии развития организации;

6) определение целей развития организации;

7) выработка  системы мероприятий для достижения  намеченных целей;

8) осуществление  контроля за эффективностью деятельности  организации, за выполнением поставленных  задач. 

Тема 2. Виды менеджмента, общая характеристика

Виды менеджмента – это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. 2

В зависимости от объекта выделяются следующие основные виды менеджмента.

Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, разработки структуры и системы управления организацией, механизма управления; системы осуществления управленческих функций, выработки норм, регламентов, правил, стандартов, положений, инструкций и проч. В результате обеспечивается нормальное функционирование организации, успешное достижение стоящих перед организацией целей.

Стратегический менеджмент - это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с ее окружением в стратегическом аспекте.

Стратегический менеджмент определяет человеческий потенциал  как основу организации, ориентирует  организацию производства на потребности  и желания потребителей, осуществляет приспособление организации к внешней  среде, результатом чего является достижение перспективных целей организации.

Тактический (текущий) менеджмент разрабатывается в развитие стратегии. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический (текущий) менеджмент вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического (текущего) менеджмента рассчитаны на меньший отрезок времени, чем стратегический менеджмент. Обычно он охватывает годовой период. Результаты тактического (текущего) менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

Оперативный менеджмент - это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения; включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов и диспетчеризацию. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях.

В зависимости от функциональной принадлежности - определенной сферы деятельности организации или её звеньев - менеджмент подразделяют на следующие виды.

Маркетинг-менеджмент занимается процессами управления изучения рынков, сложившейся и перспективной конъюнктуры, созданием каналов сбыта, формированием ценовой политики, рекламной деятельностью.

Производственный  менеджмент включает в себя управление основными, вспомогательными и обеспечивающими процессами, в результате которых производятся товары, поставляемые организацией на рынок.

Менеджмент  в области материально-технического снабжения и сбыта продукции заключается в управлении процессами оформления хозяйственных договоров на поставку материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их доставку, процессами входного контроля, упаковки, хранения и поставки готовой продукции потребителям.

Менеджмент  персонала направлен на планирование трудовых ресурсов; отбор персонала; оценку кадров и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; определение заработной платы и льгот; профессиональную ориентацию и адаптацию, обучение и повышение квалификации, оценку трудовой деятельности.

Финансовый  менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и управление финансовыми отношениями, возникающими между хозяйственными субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.

Инвестиционный  менеджмент - это менеджмент, специализирующийся на управлении инвестициями. Поскольку инвестиция - это вложение капитала с целью получения в будущем прибыли и (или) положительного денежного потока в пользу владельцев бизнеса, то инвестиционный менеджер должен обладать качествами стратегического управленца.

Эккаутинг-менеджмент связан с управлением процессами сбора, обработки и анализа данных о работе организации, сравнением с базовыми и плановыми показателями других организаций с целью своевременного выявления нерешенных вопросов и установления резервов для более полного использования потенциала организации.

 

Тема 3. Внешняя среда организации

Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае, если среда допускает его  осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Под внешней  средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор  этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Внешняя среда  организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. 

Основные характеристики внешней среды:

  1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
  2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию.
  3. Подвижность: скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
  4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

 

Тема 4. Направленность методов управления

Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы.

Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения целей.

Слово «метод» имеет греческое  происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое — способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе — прием, способ или образ действия.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"