Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:05, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".

Оглавление

Тема 1. Сущность и задачи менеджмента……………………………..3
Тема 2. Виды менеджмента, общая характеристика………………….4
Тема 3. Внешняя среда организации…………………………………..7
Тема 4. Направленность методов управления………………………...9
Тема 5. Суть и содержание функции "организация".………………...11
Тема 6. Реализация управленческих решений………………………..12
Тема 7. Мотивы человеческой деятельности…………………………14
Тема 8. Проблемы межличностных отношений
в трудовом коллективе…………………………………………………17
Список использованных источников………………………………….19

Файлы: 1 файл

контр менеджмент.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

В менеджменте существует очень большое разнообразие методов  управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Направленность методов  управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Содержание методов управления — это специфика приемов и  способов воздействия.

Организационная форма методов  управления — воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Оно может  быть прямым (непосредственным) или  косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:

организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

социально-психологические, применяемые с целью повышения  социальной активности сотрудников.

 

 

Тема 5. Суть и содержание функции "организация"

Организация как  функция менеджмента представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры предприятия (департаминимизация).

Содержание функции организации составляет:

1. делегирование  полномочий;

2. организация  отношений, упорядочение работ;

3. деление организации  на подразделения.

Делегирование - это установление отношений между уровнями полномочий (только вертикале). С помощью делегирования происходит передача задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за выполнение. Итак, делегирование состоит в передаче ответственности и полномочий.

Ответственность представляет собой обязательства выполнять определенную задачу и отвечать за её удовлетворительное решение.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).

Полномочия бывают двух типов:

1. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть воздействия на подчиненных. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией.

2. Штабные полномочия - это полномочия, основанные на выполнении определенной функции. Штабной аппарат может быть:

• Консультативным (консультирование линейного руководителя);

• Обслуживающий  аппарат (маркетинг, кадровые службы, снабжение  и сбыт и т.д.)

• Личный аппарат  линейного руководителя (секретарь, личный помощник).

 

Тема 6. Реализация управленческих решений

Управленческое  решение представляется как социальный акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Принятие решений - один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера, поскольку от правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а, следовательно, и эффективность работы. 

На стадии реализации управленческого решения принимаются  меры для конкретизации решения  и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его  выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Реализация  управленческих решений состоит  из следующих этапов. 

1. Доведение  решения до исполнителя или  организация выполнения решения. Этот этап играет особую роль в достижении эффективности управленческих решений. Доведение решения до исполнителей начинается с расчленения альтернативы на групповые и индивидуальные задания и подборки исполнителей. В результате каждый сотрудник получает конкретное собственное задание, которое находится в прямой зависимости от его служебных обязанностей и целого ряда других объективных и субъективных факторов. Считается, что умение передать задачи исполнителям является главным источником эффективности принятого решения. Можно выделить основные причины невыполнения решений: 

- если решение  было недостаточно четко сформулировано  руководителем; 

- если решение  было ясно и четко сформулировано, но исполнитель его плохо уяснил; 

- решение четко  сформулировано и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения; 

- решение было  грамотно сформулировано, исполнитель  его усвоил и имел все необходимые  средства для его выполнения, но у него не было внутреннего  согласия с вариантом решения, предложенным руководителем.

Исполнитель в  данном случае может иметь свой, по его мнению, более эффективный  вариант решения данной проблемы. 

2. Контроль за  ходом выполнения решения. В  практике управления часто встречается  случаи, когда решение в процессе своего движения до исполнителя по уровням управления постепенно искажается, неправильно интерпретируется и комментируется. На этапе доведения решения это выявить не всегда возможно. Поэтому важнейшая задача принявшего решение – следить за тем, как обеспечивается процесс истолкования решения. Цель контроля состоит не только в своевременном выявлении отклонений от задания, но и в своевременном принятии мер по ликвидации наметившегося отклонения, их предупреждению. В процессе контроля первоначальные цели могут модифицироваться, уточнятся и изменятся с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений. Основная задача контроля состоит в том, чтобы своевременно выявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации решения. 

3. Внесение, при  необходимости, корректив цели  и задач. Причинами существенных  корректив управленческих решений  в процессе их реализации могут  быть: плохая организация выполнения  решения; резкие изменения в  обстановке, вызванные внешними причинами; серьезные ошибки, допущенные в самом принятии решения и другие. В ходе реализации решения могут открыться новые, непредвиденные возможности, позволяющие значительно перекрыть запланированные результаты, что также требует внесения соответствующих корректив. 

Подведение  итогов выполнения решения завершает  управленческий цикл разрешения управленческой проблемы. В то же время оно создает  исходную базу для нового цикла управления. Итоги должны подводится в любом  случае независимо от того, выполнено решение полностью и в срок, досрочно или недовыполнено. Это имеет и социальное, и управленческое значение, Исполнители должны знать, как они работали, каких результатов достигли. 

Эффективность реализации принятого решения определяется согласованностью действий всех исполнителей и во многом зависит от своевременного обеспечения исполнителей запланированными для решения конкретных задач ресурсами.

 

Тема 7. Мотивы человеческой деятельности

Человека побуждает  к активным действиям, в том числе  и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей.

Экспериментальное изучение потребностей начал К. Левин. 4

Одну из первых классификаций  потребностей предложил в 1938 г психолог Г. Муррей, выдвинув идею об их четырех  основных типах5:

1) первичные (обеспечивают  выживаемость человека) и вторичные (способствуют развитию личности);

2) позитивные и негативные;

3) явные и неявные;

4) осознанные и неосознанные.

На основе этого он сформулировал 37 видов потребностей и показал, что у всех людей  они одни и те же, только специфически выраженные.

Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую лишь в определенной ситуации.

Нужно иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует одна какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, но и многими другими, которые порой трудно идентифицировать.

По происхождению потребности  могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания.

По характеру бывают естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания — материальными и нематериальными.

Выделяют три уровня удовлетворения потребностей:

1) минимальный обеспечивает  выживание;

2) нормальный поддерживает  у работника способность с  должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);

3) уровень роскоши,  когда удовлетворение потребностей  становится самоцелью или средством  демонстрации высокого общественного  положения. Потребности в объектах  демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.

Для того чтобы потребность  заработала, нужны мотивы, т. е. психологические  причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей  к активным действиям, направленным на ее удовлетворение.

Речь может идти, например, о желании человека обладать чем-то или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он хочет  сохранить, или избавиться от него.

Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.

Соотношение различных  мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, должностью, социальным статусом, личными ценностями, отношением к труду и проч.

Выделяют следующие  типы мотивированности:

1) трудовой (ориентация на заработок);

2) профессиональный (заинтересованность  в содержательной работе, овладении  ее навыками, самовыражении);

3) властный (приобретение  высокой должности);

4)  идейный (готовность трудиться ради общего блага);

5) хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения богатства);

6) творческий (поиск нового);

7) коллективистский, ставящий  во главу угла работу в команде  (характерен для восточных культур);

8) люмпенизированный  (упор на уравнительность).

Мотивационная структура  личности достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению, например в процессе воспитания, что приводит и к изменению поведения.

Для успешного руководства  подчиненными необходимо хотя бы в  общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них (развитие желательных, ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий. 

 

Тема 8. Проблемы межличностных отношений  в трудовом коллективе

Отношения играют важную роль в нашей жизни. Являясь частью социума, мы ежедневно взаимодействуем с сотнями людей. А учитывая, что наибольшую часть времени мы проводим на работе, важность межличностных отношений в коллективе для многих из нас стоит на первом месте.

Большинство новичков, устраиваясь  на новую работу, долго испытывают трудности коммуникативного плана. Редко когда социальная группа, состоящая из уже притершихся друг к другу людей, с радостью принимает в свой тесный круг нового и неизвестного человека. Однако зная особенности межличностных отношений в коллективе этой проблемы вполне можно избежать.

Конфликты в коллективе начинаются с разногласий между  членами формальной группы. Это явление  неизбежно и в некоторых случаях  идет на пользу. Например, если в коллективе есть человек склонный к спорам, то некоторые члены организации  не вступают с ним в перепалку, а наблюдают за ходом событий. Подобное поведение позволяет больше узнать о своих коллегах и их взглядах на определенные вещи. Такие разногласия в некоторых ситуациях помогают коллективу сплотиться воедино. Конфликт как социальное явление делится на 4 вида:

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"