Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".
Тема 1. Сущность и задачи менеджмента……………………………..3
Тема 2. Виды менеджмента, общая характеристика………………….4
Тема 3. Внешняя среда организации…………………………………..7
Тема 4. Направленность методов управления………………………...9
Тема 5. Суть и содержание функции "организация".………………...11
Тема 6. Реализация управленческих решений………………………..12
Тема 7. Мотивы человеческой деятельности…………………………14
Тема 8. Проблемы межличностных отношений
в трудовом коллективе…………………………………………………17
Список использованных источников………………………………….19
В менеджменте существует
очень большое разнообразие методов
управления и их классификаций. Наиболее
широкое распространение
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:
организационно-
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Тема 5. Суть и содержание функции "организация"
Организация как
функция менеджмента
Содержание функции организации составляет:
1. делегирование полномочий;
2. организация отношений, упорядочение работ;
3. деление организации на подразделения.
Делегирование - это установление отношений между уровнями полномочий (только вертикале). С помощью делегирования происходит передача задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за выполнение. Итак, делегирование состоит в передаче ответственности и полномочий.
Ответственность представляет собой обязательства выполнять определенную задачу и отвечать за её удовлетворительное решение.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Полномочия бывают двух типов:
1. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть воздействия на подчиненных. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией.
2. Штабные полномочия - это полномочия, основанные на выполнении определенной функции. Штабной аппарат может быть:
• Консультативным (консультирование линейного руководителя);
• Обслуживающий аппарат (маркетинг, кадровые службы, снабжение и сбыт и т.д.)
• Личный аппарат линейного руководителя (секретарь, личный помощник).
Тема 6. Реализация управленческих решений
Управленческое решение представляется как социальный акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Принятие решений - один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера, поскольку от правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а, следовательно, и эффективность работы.
На стадии реализации
управленческого решения
Реализация управленческих решений состоит из следующих этапов.
1. Доведение
решения до исполнителя или
организация выполнения
- если решение
было недостаточно четко
- если решение
было ясно и четко
- решение четко сформулировано и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;
- решение было
грамотно сформулировано, исполнитель
его усвоил и имел все
Исполнитель в данном случае может иметь свой, по его мнению, более эффективный вариант решения данной проблемы.
2. Контроль за
ходом выполнения решения. В
практике управления часто
3. Внесение, при
необходимости, корректив цели
и задач. Причинами
Подведение итогов выполнения решения завершает управленческий цикл разрешения управленческой проблемы. В то же время оно создает исходную базу для нового цикла управления. Итоги должны подводится в любом случае независимо от того, выполнено решение полностью и в срок, досрочно или недовыполнено. Это имеет и социальное, и управленческое значение, Исполнители должны знать, как они работали, каких результатов достигли.
Эффективность реализации принятого решения определяется согласованностью действий всех исполнителей и во многом зависит от своевременного обеспечения исполнителей запланированными для решения конкретных задач ресурсами.
Тема 7. Мотивы человеческой деятельности
Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей.
Экспериментальное изучение потребностей начал К. Левин. 4
Одну из первых классификаций потребностей предложил в 1938 г психолог Г. Муррей, выдвинув идею об их четырех основных типах5:
1) первичные (обеспечивают выживаемость человека) и вторичные (способствуют развитию личности);
2) позитивные и негативные;
3) явные и неявные;
4) осознанные и неосознанные.
На основе этого он сформулировал 37 видов потребностей и показал, что у всех людей они одни и те же, только специфически выраженные.
Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую лишь в определенной ситуации.
Нужно иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует одна какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, но и многими другими, которые порой трудно идентифицировать.
По происхождению потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания.
По характеру бывают естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания — материальными и нематериальными.
Выделяют три уровня удовлетворения потребностей:
1) минимальный обеспечивает выживание;
2) нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);
3) уровень роскоши,
когда удовлетворение
Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т. е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение.
Речь может идти, например, о желании человека обладать чем-то или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он хочет сохранить, или избавиться от него.
Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, должностью, социальным статусом, личными ценностями, отношением к труду и проч.
Выделяют следующие типы мотивированности:
1) трудовой (ориентация на заработок);
2) профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, овладении ее навыками, самовыражении);
3) властный (приобретение высокой должности);
4) идейный (готовность трудиться ради общего блага);
5) хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения богатства);
6) творческий (поиск нового);
7) коллективистский, ставящий
во главу угла работу в
8) люмпенизированный (упор на уравнительность).
Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению, например в процессе воспитания, что приводит и к изменению поведения.
Для успешного руководства
подчиненными необходимо хотя бы в
общих чертах знать основные мотивы
их поведения и способы воздействи
Тема 8. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе
Отношения играют важную роль в нашей жизни. Являясь частью социума, мы ежедневно взаимодействуем с сотнями людей. А учитывая, что наибольшую часть времени мы проводим на работе, важность межличностных отношений в коллективе для многих из нас стоит на первом месте.
Большинство новичков, устраиваясь на новую работу, долго испытывают трудности коммуникативного плана. Редко когда социальная группа, состоящая из уже притершихся друг к другу людей, с радостью принимает в свой тесный круг нового и неизвестного человека. Однако зная особенности межличностных отношений в коллективе этой проблемы вполне можно избежать.
Конфликты в коллективе
начинаются с разногласий между
членами формальной группы. Это явление
неизбежно и в некоторых