Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:28, курс лекций

Краткое описание

Классификация основных структур управления организацией, их особенности.
Жизненный цикл организации.
Сущность кризиса в организации.
Виды и причины банкротства организации.
Основные фонды организации.
Теории мотивации деятельности персонала организации.
Имидж организации.
Организационная культура в организации.
Производственный процесс в организации.
Производственная структура организации.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 866.98 Кб (Скачать)

1 вопрос: понятие и отличительные  особенности организации

Понятие «организация» существует во многих науках — философии, социологии, биологии, кибернетике и других. Термин «организация» употребляется  в самом разном смысле, поэтому  трудно выделить четкий набор признаков, определяющих границы этого понятия.

  В экономике и управлении  термин «организация» употребляется  в отношении общественных объединений,  бюджетных и коммерческих государственных  и негосударственных учреждений: профсоюзная организация, партийная  организация, научная организация,  промышленная организация, торговая  организация, строительная организация,  обслуживающая организация, деловая  организация, спортивная организация  и др.

  В то же время термин  «организация» встречается в  словосочетаниях, как организация  производства, организация управления  финансовыми ресурсами, организация  технической учебы, организация  информационного обеспечения, организация  технологического процесса, научная  организация труда, организация  концерта, организация движения, организация  турпохода и многое другое.

  Организация (от французского  слова organization) означает строение, соединение, а также хорошее, планомерное, продуманное устройство чего-либо. Поэтому в социологии термин «организация» принято рассматривать в трех различных смыслах: как объект (явление); как процесс управления; как воздействие или действие (налаживание чего-либо).

  Организация как воздействие  — это упорядочение или налаживание  действия какого-либо объекта.

  Организация как процесс  — это совокупность мероприятий,  обеспечивающих взаимосвязь между  элементами системы в процессе  ее существования.

  Организация как объект —  это искусственное объединение  людей, являющееся элементом или  частью общественной структуры  и выполняющее определенные функции.  В таком понимании слово «организация» относится к сложным формациям, таким как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы.

  Чаще всего понятие «организация»  ассоциируется с объединением  людей, которые принято называть  группами или при определенных  условиях организациями. Эти объединения  можно условно разделить на  первичные и вторичные группы.

  Объединение людей в первичных  группах основано на личностных  отношениях, эмоциях, взаимных симпатиях,  на общих увлечениях, на вере  и убежденности в чем-либо. К  этим объединениям относятся  семья, друзья, спортивные и творческие  коллективы, некоторые религиозные  общины и т.д.

  Вторичные группы образуются  для достижения конкретных целей.  Роли людей во вторичных группах,  как правило, достаточно строго  распределены, и эмоциональные отношения  уходят на задний план. Основу  вторичных групп составляют организации,  в состав которых входят коллективы  людей, объединившихся для достижения  общественно значимой цели. К  их числу относятся предприятия,  фирмы, магазины, обслуживающие   медицинские учреждения, учебные  заведения, армия, различные общественные  организации и т.д.

  Понятию «социальная организация»  отвечает первый вариант использования  термина «организация» в приведенной  выше классификации.

  Таким образом, социальная  организация — это объединение  людей, направленное на достижение  определенных целей.

  Структурно понятие «организация»  включает в себя коллектив,  материально-техническую базу, финансы,  производство, информационную систему  обеспечения деятельности организации  и т.д.

  Особенностями социальных организаций  являются:

  1) реализация потенциальных  возможностей и способностей  человека; 

  2) формирование единства интересов  людей (личных, коллективных,  общественных); 

  3) сложность, динамизм и высокий  уровень неопределенности.

  Основой  создания  организаций,  как  целенаправленных  объединений   людей,  является  мотивация.   Мотивация,  это  тот  фактор, который побуждает людей  объединяться, так как путем сотрудничества  можно достичь более высоких  результатов, как с точки зрения  отдельной личности, так и сообщества  в целом. 

  В  качестве  мотивации   и  потребности  объединения   людей  в  организации   выделяются следующие: 

  –  внутренние  вознаграждения  –  достижение  желаемого   результата,  содержание и значимость  работы, общение, дружба, взаимопомощь  и т. п.;

  –  внешние  вознаграждения –  зарплата,  дополнительные  выплаты,  продвижение по службе, награды, похвала, признание и т. д.

  Мотивы,  по  которым  люди  объединяются  в  организации,  можно  разделить на две  группы:

  1) достижение общих целей  через достижение индивидуальных  целей. Такой тип характерен  для  организаций  делового  типа фирм, предприятий, финансовых  учреждений и т. д.

  2) достижение индивидуальных  целей через достижение общих  целей. Это тип характерен для  организаций общественного типа  – партий, союзов и т. д.

  В  условиях  рыночной  экономики  организация  успешно   развивается  только  в том  случае, когда достижение общих  целей осуществляется одновременно  с удовлетворением индивидуальных  целей  всех членов коллектива  и когда достижение личных  целей осуществляется с учетом  интересов всей организации.

  Виды и типы социальных  организаций.

  Существует  большое  количество  социальных  организаций,  решающих  самые  разнообразные  задачи: хозяйственные, культурные, общественные, религиозные и т. д. 

  Для  различных  типов   организаций  используются  разные  методы  изучения  их  деятельности, т. к. многие организации ставят  перед собой существенно отличающиеся  цели.

  Организации можно разбить  на следующие категории: 

  – правительственные и неправительственные; 

  – коммерческие и некоммерческие;

  – бюджетные и внебюджетные;

  – общественные и хозяйственные; 

  – формальные и неформальные  организации. 

  Организации  могут  быть  классифицированы  по  их  отраслевой  принадлежности:

  – транспорт; 

  – промышленность;

  – торговля;

  - производство и переработка  сельскохозяйственной продукции. 

  Различают организации по  типу решаемых ими социальных  задач: 

  – экономические; 

  – финансовые;

  – политические;

  – медицинские; 

  – образовательные. 

  Принято выделять три основных  вида социальных организаций: 

  – деловые; 

  – общественные;

  – ассоциативные. 

  Деловые  организации (предприятия,  учреждения и т. д.). Целевой  установкой таких организаций  является коммерческая идея, в  основе которой – способ  получения   прибыли. Они  создаются   отдельными  предпринимателями,  коллективами  или  социальными   институтами:  государством,  местной   властью,  акционерными  обществами  и  т.  д.  Деловые  организации   могут  быть  государственными,  муниципальными,  частными.  Каждый  член  такой  организации   получает  доход  в  виде  заработной  платы  и  других  выплат.  Регулирование  деятельности  организации  осуществляется  административно-управленческим  аппаратом. 

  Общественные  организации   представляют  союз  индивидуальных  участников,  объединенных  общественно  значимой  целью. Они  занимаются  решением  социальных  проблем   общества и проблем членов  своих организаций. Регулирование   деятельности  осуществляется  принятием   устава  и  соблюдением принципа  выборности руководства. 

  Ассоциативные  организации   построены  на  основе  личных  симпатий, взаимной привязанности,  общих интересов – это семья,  круг друзей, знакомых, студенческая  компания, неформальные группы и  объединения. 

  В некоторых случаях решение  о принадлежности конкретной  организации к тому или иному  классу сопряжено с определенными  трудностями. Например, акционерное   общество. По характеру своей  деятельности – это  деловая  организация. Но деятельность  осуществляется по уставу и  системе выборности руководящих  органов, как в общественной  организации. 

  В соответствии с функциональными  и целевыми назначениями все   деловые организации подразделяются  на два основных класса: обособленные  и корпоративные. К  числу   обособленных организаций  относятся   хозяйственные организации и  учреждения. 

  Особенности деловых организаций:

  1. Основу целевых установок  деловых организаций  составляет  коммерческая  идея.  В  своей   деятельности  они  ориентируются   на  достижение  конечного   результата,  который  выражается  в  денежном или вещественном  эквиваленте. 

  2. В системах управления  деловых организаций чаще всего  используется жесткая иерархическая  структура. 

  3. Третья  особенность –   преобразование  материальных  или   информационных  ресурсов  при   осуществлении  деятельности  и получении  прибыли  при   решении социально значимых задач. 

  Организация как система.

  Система – это набор взаимосвязанных   и взаимозависимых частей, составленных  в таком порядке, который позволяет   воспроизвести  целое.  Каждая  система  характеризуется   как  дифференциацией,  так   и  интеграцией.  В  системе   используются  разнообразные   специализированные  функции.  Каждая  часть  системы  выполняет   свои  функции. Для  поддержания  единого  целого  системы  в  ней  осуществляется  интеграция, для чего используются различные средства, такие как координация уровней иерархии  управления,  прямое  наблюдение,  правила,  процедуры.  Каждая  часть системы является подсистемой в рамках более крупной системы.

  Применительно  к  социальной  организации  система –   это  искусственно созданный  набор взаимодействующих между  собой элементов и подсистем,  предназначенный  для достижения  определенной цели.   К социальной  организации  полностью  применим  системный  подход,  представляющий  методологию  познания  составных   частей  через  целое  и   целого  через  составные   части. 

  Организации свойственны все  признаки системы: 

  – множество элементов; 

  – единство главной цели  для всех элементов; 

  – относительная самостоятельность  элементов; 

  – наличие связей между  элементами;

  – целостность и единство  элементов структуры; 

  – четко выраженное управление.

  Различаются  системы   открытые  и  закрытые. Открытая  система признает взаимодействие  с окружающим миром. 

  Организация получает сырье,  человеческие ресурсы из окружающего  мира. Они  зависят от клиентов  и  заказчиков, потребляющих их  продукцию. Банки активно  взаимодействуют   с  внешней  средой,  открывают   депозиты,  обращают их  в кредиты  и инвестиции, прибыль используют  для своего развития, выплаты  дивидендов  и  уплаты  налогов.  Все  это  говорит  о   том,  что  организация  может  быть представлена как открытая  система. 

  Организация имеет определенный  набор связей с внешней средой.

  К внешней среде относятся  все люди и организации, с  которыми рассматриваемая организация  осуществляет взаимодействие в  процессе своей деятельности. Сюда  следует так же отнести факторы  общественной жизни и явления  природы, оказывающие влияние  на функционирование организации.  В число объектов и субъектов  внешней среды организации входят  банки, инвестиционные органы, учреждения  власти, службы занятости,  учебные  заведения, общественные и политические  организации, поставщики, партнеры, конкуренты, клиенты и т.д.

  Существенное  влияние  на  деятельность  организаций  оказывают   факторы и явления внешней  среды, к которым относятся: 

  – политические факторы,  предопределяющие стабильность  политической обстановки в стране;

  – международные факторы,  определяющие поведение организаций  на мировом рынке; 

  – социально-экономические  факторы, характеризующие структуру  экономики страны и уровень  развития отдельных секторов  рынка; 

  – правовые факторы, отражающие  законодательную систему взаимодействия  организаций; 

  – научно-технические факторы,  влияющие на использование новых  технологий в управлении и  производстве товаров; 

  – природные факторы, вызывающие  колебания спроса на различные  виды товаров и услуг; 

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"