Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:28, курс лекций

Краткое описание

Классификация основных структур управления организацией, их особенности.
Жизненный цикл организации.
Сущность кризиса в организации.
Виды и причины банкротства организации.
Основные фонды организации.
Теории мотивации деятельности персонала организации.
Имидж организации.
Организационная культура в организации.
Производственный процесс в организации.
Производственная структура организации.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 866.98 Кб (Скачать)

  – культурные факторы; 

  – форс-мажорные обстоятельства.

  Внутренняя среда – это  все то, что находится «внутри»  организации. К внутренней среде  относятся  ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры,  информация, социально-психологический  климат, организационная культура  и имидж организации.

Исследования показывают, что большие  и сложные организационные системы  имеют тенденцию к дальнейшему  росту и расширению. Они получают определенный запас прочности, выходящий  за пределы обеспечения только выживаемости.

  Организация будет жизнеспособной  только в том случае, если ее  цель достаточно хорошо согласуется  с целями, стоящими перед обществом  в целом. Поэтому организация  является целенаправленной системой.

Организации относятся к динамическим развивающимся системам.

  Признаки социальной организации.

  Главный признак организации  – наличие цели, к достижению  которой стремятся ее члены.  Общая цель социальной организации  образует базу – основу для  разработки стратегии развития  и установления ключевых целей  по важнейшим функциональным  подсистемам организации.

  Ещё один важный признак  организации – это ее обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних  процессов, которая обеспечивает  наличие границ, отделяющих организацию  от внешнего окружения.

  Также организация осуществляет  свою деятельность на основе  принципа саморегулирования, который  в свою очередь предполагает  возможность самостоятельно решать  те или иные вопросы организационной  деятельности.

  Отличительные признаки социальной  организации:

  1) наличие у организации  целей является одним из главных  признаков;

  2) рационализация системы, направленная  на достижение определенной цели  и решение задач;

  3) совокупность взаимодействия  людей с повышенной координацией  действий, их целостностью и предсказуемостью;

  4) скоординированность членов социальной организации для общего достижения результата;

  5) формализация отношений в  организа¬ции и нормативная регуляция поведения членов данной организации;

  6) обособленность организации  характеризуется замкнутостью внутренних  процессов и определяет линию  границ одной социальной организации  от другой. Эти границы могут  быть политическими, материальными,  культурными, религиозными, правовыми  и т. д.;

  7) наличие связей и коммуникаций  между ее отдельными элементами. Эти связи отличаются от общественной  специфичности организационных  социальных групп.

  8) процесс саморегулирования,  предполагающий возможность самостоятельно  определять те или иные задачи;

  9) иерархия отношений. Существование  системы власти, управления, которые  подра¬зумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;

  10) распределение функций (полномочий  и обязанностей) между группами  работников, находящихся во взаимодействии  друг с другом.

 

2 вопрос: основные критерии  формирования организации как  системы

Типология организаций  – многомерная классификация, представляющая целостную систему типов, объединенных неким общим началом, общей природой, происхождением, общей средой существования, сущностными свойствами.

С практической точки зрения классификация организаций важна  по трем причинам:

– нахождение сходных организаций  – по каким-либо параметрам, это  помогает создавать минимум методик  для их анализа и совершенствования;

– возможность определения  их численного распределения по классификации  для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб  и т.д.;

– принадлежность организации  к той или иной группе позволяет  определить их отношение к налоговым  и другим льготам.

Исходя из сущности системного подхода к классификации организаций  важно руководствоваться несколькими объективно обоснованными критериями.

Одним из критериев классификации  может быть принцип построения и  функционирования организации, на основе которого целесообразно разделять  все организации в обществе на формальные и неформальные

 
Классификация организаций по принципу их построения и функционирования

Формальная организация  характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации  – это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий. Организация не исчерпывается формальной частью, хотя и определяется ею.

Неформальная организация  – это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают  спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. Неформальные организации не регистрируются в государственном органе. Они  создаются на базе общих интересов  в области культуры, быта, спорта и др. Например, объединение друзей, группа туристов.

Неформальные социальные группы играют важную роль в деятельности любой организации. Особенно заметна  их роль в деятельности крупных предпринимательских  и государственных структур.

На стыке двух названных  типов организаций находятся  такие разновидности организационных  моделей, как поведенческая, органическая и «организационной туманности».

Поведенческие модели представляют собой одновременное  функционирование двух систем в рамках одной организации:

– технической системы, производящей продукцию или услуги;  
– социальной системы, включающей деятельность сотрудников, которые приводят в действие техническую систему.

Если удовлетворению социальных и психологических потребностей отдельных лиц и групп уделяется  недостаточное внимание, то техническая  система, по всей вероятности, начнет терять равновесие.

Сильная поведенческая модель делает акцент на децентрализации, гласности  информационного потока, а также  слабой командной цепи по отношению  к организации труда и системам отчетности. Предполагается, что сотрудники сами вовлекаются в процесс принятия решений, которые осуществляются децентрализованно и зачастую коллегиально. Все сотрудники организации могут оказывать влияние на процедуры, используемые в подразделениях организации. Особый акцент делается на способности отдельных лиц вписываться в структуру организации и решать проблемы.

Органическая модель имеет  следующие характеристики: наличие  небольшого объема правил (за исключением  правил по технике безопасности), полная децентрализация, коллегиальное принятие решений, широкая сфера ответственности  сотрудников, наличие нескольких уровней  иерархии и невысокий уровень  разделения труда. Инициативные сотрудники, обладающие компетентностью и оригинальностью  мышления, составляют основу этой модели.

Органическая модель характеризуется  гибкостью и способностью быстро реагировать на изменения условий  среды функционирования (пример подобной модели – шведская компания «Инейтер», предоставляющая консультации в области вычислительных систем).

Модель «организационной туманности» представляет собой  модель самоконструирования. Она непрерывно изменяется, постоянно пребывая в поиске новых способов реагирования на условия среды и методов созидания собственного будущего. Ориентированная на самоконструирование, организация характеризуется такими качествами, как непостоянство, разногласия, неортодоксальность и изобретательность. Организация такого типа непредсказуема с точки зрения используемых методов и своей ориентации, зачастую являясь хаотичной. Данная форма организации является экспериментальной.

Используя критерий принадлежности к основным структурным элементам  общества – государству и гражданскому обществу, можно выделить совокупность государственных организаций и  совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества

 
Классификация организаций по принципу принадлежности к основным структурным  элементам общества

В российском обществе к  государственным относятся федеральные (законодательные, исполнительные и судебные) организации. Конституцией РФ предусмотрено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества, в зависимости от характера  и целей их деятельности можно  подразделить на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации  создаются для осуществления  предпринимательской деятельности и подразделяются: по виду и характеру  хозяйственной деятельности; по принадлежности капитала и контролю; характеру собственности; правовому положению; масштабам  и сфере деятельности

 
Классификация коммерческих организаций по разным критериям 

Некоммерческие организации  подразделяются по формам создания и  объединения.

 
Типология организаций 

 

3-4 вопрос: внутренняя и внешняя среда организации: понятия и основные элементы

Все организации  отличаются друг от друга по различным  аспектам. Вместе с  тем они имеют  общие для всех организаций характеристики. Одной из самых  значительных характеристик  организации является зависимость от внешней  и внутренней среды. Ни одна организация  не может функционировать  изолированно, вне  зависимости от внешних  ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это  условия и факторы, возникающие в  окружающей среде  независимо от деятельности организации, так  или иначе воздействующие на нее. 
Различают факторы внешней и внутренней среды. 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия. 
К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации; 
К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия: 
1) политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.; 
2) экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.; 
3) социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.; 
4) технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии. 
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы: 
Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д. 
Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников. 
Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия. 
Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование. 
Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне. 
Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п. 
Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы:

 
I. Внутренняя среда

1.Собственник(и) капитала

Сохранение и умножение капитала 
Получение постоянных и устойчивых доходов 
Право принимать окончательные решения

2. Менеджеры

Получение прибыли и развитие фирмы 
Собственные интересы (вознаграждение, независимость, власть)

3. Наемные работники

Высокая заработная плата 
Надежность рабочего места, хорошие условия труда и высокий уровень социальной защищенности

II. Внешняя среда

1. Государство и общественность

Создание рабочих мест, социальный мир 
Конкурентоспособность на мировом рынке 
Получение налоговых доходов 
Стабильность цен 
Поддержание рыночных отношений путем антимонопольных мер 
Защита окружающей среды и интересов потребителя

2. Поставщики

Высокие доходы и низкие расходы 
Стабильность договорных связей

3. Кредиторы

Высокие проценты 
Гарантированность возврата кредита 
Возможность влияния на фирмы

4. Потребители

Широкий выбор, высокое качество, низкие цены 
Высокий уровень сервисных услуг


 

5 вопрос: миссия и цели  деятельности организации

Миссией называют основную цель организации. Следует отметить, что миссия, пожалуй, наиболее постоянная часть стратегического плана. Измениться могут стратегические задачи, дерево целей и стратегий. Миссия же, как правило, остается неизменной. Она может постепенно принимать более емкую и содержательную форму, но по существу изменится только в случае значительных преобразований в компании. Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Ее принятие позволяет четко определить назначение деятельности данного предприятия. Выбор миссии придает деятельности предприятия стабильность, так как определяются основные принципы его работы.  Для выбора миссии предприятию необходимо четко определить, кто будет являться его клиентами и какие потребности покупателей оно будет удовлетворять. На основе миссии определяются цели деятельности.

Цель организации - это желаемое состояние объекта управления через определенное время.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"