Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:28, курс лекций
Классификация основных структур управления организацией, их особенности.
Жизненный цикл организации.
Сущность кризиса в организации.
Виды и причины банкротства организации.
Основные фонды организации.
Теории мотивации деятельности персонала организации.
Имидж организации.
Организационная культура в организации.
Производственный процесс в организации.
Производственная структура организации.
Задача управляющего, оказавшегося
в подобной ситуации, состоит в
том, чтобы повысить уровень мотивации
работников на изменения и поиск
новых сфер деятельности. Для этого
он может прибегать к
Ситуация 2. Работники организации не хотят работать в новых условиях, и недостаточно оснащены инструментально
Нередко эта ситуация совершенно справедливо рассматривается как кризисная в узком понимании смысла. Персонал организации уверен, что все причины их сложного положения связаны с внешними факторами, на которые (по крайней мере, у них) практически нет возможности влиять. Оценка собственных ресурсов (кроме финансовых и материально-технических) чаще всего неадекватно завышена. Как правило, в такой организации преобладает технократическая ориентация и отношение к ситуации как к неблагоприятной, требующей борьбы с агрессивной средой за оставшиеся ресурсы. Такая организация внутренне отторгает ориентированность на клиента, и любое изменение собственного поведения воспринимается как отступничество.
По отношению к руководителю сотрудники такой организации пытаются манипулировать им, т. е. включить его в собственную игру, заручиться его поддержкой в борьбе с агрессивным окружением (сначала внешним, а потом и внутренним).
Самый простой выход из кризиса
для такой организации состоит
в полном обеспечении ее ресурсами
для реализации привычной деятельности.
Понятно, что в условиях рынка
это невозможно или трудновыполнимо.
Задача руководителя в данной ситуации
— противостояние манипуляциям со
стороны персонала и
Ситуация 3. Работники организации хотят работать в новых условиях, но недостаточно оснащены инструментально
Такая ситуация может возникнуть в организации, где либо работают самостоятельные сотрудники, либо есть сильный лидер, словам которого сотрудники верят и за которым готовы пойти. Часто такие предприятия сами выступают инициаторами процесса о банкротстве.
Для сотрудников подобного
Ситуация 4. Работники организации хотят работать в новых условиях и оснащены необходимым инструментарием
Почему такая организация
Возможно, потому, что кризис может быть вызван не только внутренними, но и внешними (как макро-, так и микроэкономическими) причинами.
Организацию, имеющую подобную кадровую ситуацию, отличают высокая степень готовности к изменениям, самоорганизованность. Для нее характерны внимание к ценностям и обостренное отношение к профессионализму руководителя. Причем не столько к наличию у него узких специальных знаний, сколько к его умению сформулировать образ будущего и приемлемые для персонала цели и ценности. Работники хотят видеть своего руководителя профессионалом, к тому же наделенным и лидерскими качествами.
Какова бы ни была природа кризиса
в организации, и на какой бы стадии
развития ни находилась компания, прежде
чем принимать необходимые
11 вопрос: виды и причины банкротства организации
Сегодня банкротство знакомо многим
предприятиям. Эта процедура имеет
несколько видов и массу
В настоящее время банкротство понимается как официально признанная государственным органом неспособность должника в полной мере выполнять свои обязательства по имеющимся задолженностям. Каждое предприятие относится к такой процедуре по-разному, так как для кого-то это выход из кризиса, а для других – путь в финансовую яму. Здесь все зависит от вида банкротства, его причин, положения конкретного предприятия.
Сегодня закон о банкротстве выделяет следующие его виды: реальное, техническое и криминальное. Реальное характеризует абсолютную неспособность предприятия полностью восстановить свою платежеспособность и финансовую стабильность из-за реальной потери используемого капитала. Предприятие объявляется юридически банкротом вследствие того, что катастрофическая степень потери капитала не разрешает ему осуществлять хозяйственную деятельность.
Техническое банкротство - это состояние неплатежеспособности юридического лица, которое вызвано большой просрочкой его дебиторской задолженности. Размер этой задолженности при этом значительно превышает размер кредита, а сумма активов намного превосходит размер его финансовых обязательств. При эффективном антикризисном управлении и санировании техническое банкротство, как правило, не приводит к юридическому.
Криминальное банкротство - это процедура недобросовестного завладения чужой собственностью. Оно включает в себя преднамеренное и фиктивное банкротство. Это феномен с несколькими неизвестными, которые нужно выяснить и полностью обосновать, чтобы по ним могла наступить ответственность.
Причин финансовой несостоятельности очень много. Самая распространенная причина данного явления – это финансовые и экономические факторы и факторы, которые связаны с уровнем профессионализма управления. Условно можно разделить все причины на внешние и внутренние.
Внешние факторы, ведущие к несостоятельности, - структура и размер потребностей, уровень дохода населения, направленность внутренней политики страны, политическая нестабильность, международная конкуренция, последствия инфляции. К внутренним можно отнести стратегию предприятия, его ресурсы, принципы деятельности, уровень и качество маркетинга.
Также причины могут быть количественными и качественными. Дополнительно выделяют специфические причины, которые могут быть совершенно разными. Такое их огромное разнообразие говорит о том, что каждое предприятие приходит к банкротству своим путем.
12 вопрос: антикризисные стратегии организации
Кризисные ситуации, как никакие
иные, требуют стратегического подхода
к поиску выхода из них. Обычно выделяют
следующие группы правил, формирующих антикризисные стратегии предприятий:
• Правила адекватной оценки результатов
деятельности предприятия. Затем на основании
этих оценок определяются направления
развития предприятия и формируются соответствующие
планы.
• Правила взаимоотношений предприятия
с окружающей средой. Затем на основании
этих правил определяется продуктово-рыночная
политика, то есть что, кому, когда, сколько
и по какой цене продавать.
• Правила формирования отношений и процедур
внутри предприятия. Затем на основании
этих правил формируются внутренние структуры
предприятия, то есть число необходимых
элементов (отделов, цехов, бригад, отдельных
менеджеров и исполнителей), занимаемые
ими уровни и связи между ними.
• Правила повседневной деятельности
предприятия. Эти правила позволяют выстраивать
текущую и оперативную деятельность работников,
обеспечивающую наиболее эффективные
результаты.
Выше при рассмотрении стратегического менеджмента антикризисные стратегии были названы стратегиями обороны, хотя стратегии обороны являются
более узким понятием, так как обычно формируют
именно оборону. Антикризисные же стратегии кроме обороны
предусматривают также и последующий
переход в новое качество.
Особенностью антикризисной стратегии является её
ограниченный по сроку (для машиностроительных
предприятий 1-3 года, для других ещё короче)
и содержанию характер.
Такая стратегия считается реализованной,
как только предприятие вступит в сбалансированное
функционирование и наметится устойчивое
состояние. В этом смысле антикризисную стратегию следует рассматривать
как средство достижения конкретной цели
– преодоления кризиса.
В принципе каждая организация имеет свою
комплексную компромиссную цель, которая
является результатом наложения друг
на друга:
• целей общества в целом (макросреды);
• делового сообщества (деловой среды);
• собственников организации и особенно
её основных владельцев;
• наёмного персонала.
Особо стоят цели высшего менеджмента
в организации, так как они являются результатом
баланса интересов собственников и наёмных
работников, поскольку обе эти группы
– каждая в отдельности и обе вместе –
определяют судьбу генерального директора,
что особенно остро проявляется именно
в кризисной ситуации.
Применительно к хозяйствующей организации
структура целей обычно может быть представлена
следующим образом:
• Высший уровень занимают официальные
цели, которые предприятие декларирует
и старается достичь при благоприятной
ситуации в окружающей среде. Соответственно
реализация этих целей также ищется в
окружающей среде.
• Средний уровень занимают действительные
цели, определяемые оперативной деятельностью
предприятия. Соответственно реализация
этих целей ищется внутри предприятия
в процессах организации производственной
деятельности.
• Нижний уровень занимают детальные
цели, то есть связанные с операционной
деятельностью (выполнение отдельных
операций) предприятия.
Соответственно реализация этих целей
также ищется внутри предприятия, но
определяется конкретными способами
(операциями) производства, используемыми
на предприятии.
Антикризисные стратегии сосредотачиваются
на действительных целях предприятия,
так как, с одной стороны, дирекция предприятия
может управлять оперативной деятельностью,
а с другой стороны, именно оперативная
деятельность способна этап за этапом
выводить предприятие из неустойчивого
состояния. В итоге антикризисная стратегия представляет
собой программный документ, содержащий
формулировки:
• действительных (оперативных) целей
конечных и промежуточных;
• ресурсы и способы достижения этих целей
(персонал, ресурсы, отношения собственности);
• технологии решения задач по выводу
предприятия из кризиса (изменения в структуре
организации, в поведении персонала, в
приёмах производственно-финансовой и
маркетингово-сбытовой деятельности и
т.п.).
В заключение в таблице 7.1 приведено сравнение
обычной и антикризисной стратегий производственного
предприятия.
Таблица 7.1.
14 вопрос: основные фонды организации
Каждое предприятие обладает уставным капиталом, который состоит из основных фондов и оборотных средств.
В используемой классификации одни из элементов основных фондов (машины и оборудование) принимают непосредственное участие в производственном процессе и поэтому относятся к активной части основных фондов; другие (производственные здания и сооружения) обеспечивают нормальное функционирование производственного процесса и являются пассивной частью основных фондов.
Физический и моральный износ
основных фондов. При физическом износе
происходит утрата основными фондами
их потребительной стоимости, т.е. ухудшение
технико-экономических и
В хозяйственной практике предприятий
различают первоначальную (балансовую)
восстановительную, остаточную, ликвидационную
и среднегодовую стоимости
Первоначальная стоимость — это стоимость (цена) приобретения данного вида основных фондов (станка или прибора); транспортные расходы на доставку; стоимость монтажа, наладки и т.п. Эта стоимость выражается в ценах, действовавших в момент приобретения данного объекта, и на основании ее величины на предприятиях происходят регистрация элементов основных фондов, учет их на балансе предприятия, вследствие чего она еще называется балансовой стоимостью основных фондов.
В связи с длительностью
Поэтому для устранения искажающего
влияния ценового фактора основные
фонды оценивают по их восстановительной
стоимости, т.е. по стоимости их производства
в условиях сегодняшнего дня. На практике
восстановительная стоимость
Остаточная стоимость — это первоначальная стоимость основных фондов за вычетом износа, сумма которого определяется по величине амортизационных отчислений завесь прошедший период службы данного объекта основных фондов.