Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:36, курс лекций
Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении.
Тема 2. Понятие и содержание менеджмента как социально-экономической категории.
Тема 3. Системный подход в изучении менеджмента.
Тема 4. Целевой подход в менеджменте.
Тема 5. Стратегическое и тактическое управление.
Тема 6. Функции менеджмента.
Тема 7. Формы организации в системе менеджмента.
Однако в действительности
сфера менеджмента гораздо
Ряд ученых склонны рассматривать менеджмент через призму процесса принятия решений, считая его основой теории менеджмента.
Принятие решений - важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит воздействие принимающих решений на тех, кто их реализует.
С развитием
кибернетики стало
Группа математиков, в основном представители "науки управления" (management science), тесно связанной с такой научной дисциплиной, как исследование операций (операционный анализ), рассматривают менеджмент как систему математических формул или моделей.
В действительности "наука управления" (исследование операций) не заменяет менеджмент. Его функции не сводятся к применению математических методов и моделей. В менеджменте много проблем, которые невозможно выразить в математической форме. В частности, при указанном подходе игнорируются человеческие аспекты деятельности организации. Математика в менеджменте нужна, но едва ли можно управлять, пользуясь только ее средствами.
Школы менеджмента
Основоположником научного менеджмента является Фридерик Тейлор (1856 – 1915 гг.). Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903г.), «Принципы научного управления» (1911г.)
Основные идеи следующих работ:
Его заслугой является то, что:
Заслуга Тейлора и его последователей школы заключается в утверждении принципов научного управления:
Анри Фойоль (1841 – 1925 гг.) создал «теорию администрации» 1 статья вышла в 1900 г., а книга в 1916 г. «Общее и промышленное управление». Там он раскрыл 14 принципов административного управления:
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым по убеждению создателя организация достигнет успеха. Фойоль выделяет в управлении производства группы операций:
Вклад данной школы заключается в том, что они рассматривают управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Они сформировали теорию управления всей организацией.
Основные результаты школы:
Систематизация подхода к управлению организацией в целом.
Создание основных принципов управления:
- разделение труда;
- власть и ответственность;
- дисциплина (уважение соглашений);
- единоначалие;
- единство руководства (каждая совокупность видов деятельности, преследующих одну и ту же цель, должна иметь одного руководителя и один план);
- подчинение личных интересов общим;
- вознаграждение;
- централизация;
- скалярная цепь (цепь начальников);
- порядок (всему и каждому своё место, всё и каждый на своём месте);
- справедливость;
- стабильность пребывания в должности;
- инициатива (обдумывание и выполнение плана);
- корпоративный дух;
- честь мундира;
- социальная ответственность.
Выявление основных функций управления и раскрытие их содержания.
Утверждение управленческой деятельности.
Разработка принципов и моделей построения формальных организаций.
Разработка требований к персоналу разных уровней управления:
- здоровье и физическая выносливость;
- умственная работоспособность;
- нравственные качества;
- значительный круг общих познаний;
- специальные знания;
- административная установка (предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль);
Различные памятки с универсальными принципами работы конкретных руководителей:
- умение выслушать работника;
- умение дать высказать работнику свою мысль и т.д.
Школа человеческих отношений
Г. Мюнстерберг (1983-1916гг); М.. Л. Фаллет (1868-1933гг); Элитен Мейо (1880-1945гг); Д. Макгрегор (1906-1964гг)
В 30-50 гг. 20 века на западе распространились «Неоклассические школы», учитывающие человеческий фактор, как основной элемент эффективного предприятия. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношение между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Характерные эксперименты (фирма Бэспипэлектирк) Чикаго.
Суть системы человеческих отношений характеризует менеджерские заповеди, разработанные этой фирмой:
Школа человеческих отношений (30-е гг. XX века).
Основатель школы – Элтон Мейо [(26.12.1880, Аделаида, Австралия, — 7.9.1949, Полсден-Лейси, Суррей, Великобритания), американский социолог, профессор в школе бизнеса при Гарвардском университете, один из основателей американской индустриальной социологии и автор доктрины «человеческих отношений»0.
Основные результаты школы:
Учет человеческого фактора в управлении.
Эффективность (такая же, как и у денег) социальных и психологических факторов.
Межличностные взаимодействия в рабочей группе так же важны, как и организация выполняемой работы.
При любом правильном планировании управления необходимо учитывать человеческий фактор и его потребности.
Школа социальных систем [школа поведенческого подхода]
(с 50-х гг. XX века).
Основные представители школы: Г. Саймон; Р. Лайкерт (учение о стиле руководства); Дуглас Мак-Грегор (теории «X» и «Y»); Фредерик Герцберг (2-х факторная модель управления); Честер Барнард (учение о группе и её формировании).
Основные результаты школы:
Изучены взаимодействия внутри групп
Изучены проблемы мотивации и лидерства, власти и авторитета, вопросы формальных и неформальных отношений и групп.
Изучена зависимость успеха от правильности учитывания и прогнозирования поведения отдельных работников и рабочих групп.
Изучены взаимоотношения между человеком и группой, между группами, между людьми. Также изучены различные акценты поведения организации в целом.
Основные положения теории «X»:
Люди ленивы от природы
и стремятся избегать труда. Вследствие
этого большинство людей
Основные положения теории «Y»:
Труд – такая же естественная потребность человека, как и потребности в сне и отдыхе. Люди по природе инициативны, честолюбивы, энергичны. Они стремятся брать ответственность. Их усилия в труде пропорциональны ожидаемому вознаграждению. Большинство считает, что в современном производстве интеллект человека используется не полностью. Таких людей необходимо мягко и ненавязчиво направлять в нужную сторону деятельности. Их также необходимо делать своими «соучастниками» в решении каких-либо проблем.
Япония стала развивать современный менеджмент современным лицом. В стране культурных принципов наши богатства – «человеческие ресурсы». Японская модель основана на философии «Мы все – одна семья». Важная задача – установить нормальные отношения с рабочими, сформулировать понимание того, что работники и менеджер одна семья. В коллективе существует четкая цель, которая сплачивает персонал. Внушение рабочим, что его благополучие зависит от результатов деятельности фирмы. Продвижение по службе зависит от возраста и стажа. Широко применяется метод горизонтальной ротации. В течение 4-7 лет перемешают рабочего на горизонтали. Таким образом, в течение своей трудовой деятельности рабочий осваивает несколько профессий, становясь широко профессиональным рабочим. Служащий, перешедший в другую компанию, лишается стажа и начинает с нуля. Существует система, поощряющая общение друг с другом (день начинается зарядкой, все декламируют записи, вывешенные на стенках). Мастера должны ежедневно справляться о здоровье у рабочих.
Управленческие идеи в России
К чести российских специалистов следует отметить, что первые наши в области научного менеджмента сделали задолго до Тейлора в 1860-70гг сотрудниками высшего технического училища, разработавшие методику рационализацию трудовых движений, получившая медаль «преуспевание» на всемерной торговой выставке в Вене в 1873 году, ее стали использовать английские промышленники. В 1908 году в России стали выходить сборники «Административно-техническая библиотека» (Левенсберг). В 1911 году в Петербургском политехническом институте Семеновым был прочитан курс организации заводского хозяйства. Исследование в области управления производством и НОТ были возобновлены в 20г. В этот период были сформулированы основные законы организации и НОТ.