Лекции по курсу "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:36, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении.
Тема 2. Понятие и содержание менеджмента как социально-экономической категории.
Тема 3. Системный подход в изучении менеджмента.
Тема 4. Целевой подход в менеджменте.
Тема 5. Стратегическое и тактическое управление.
Тема 6. Функции менеджмента.
Тема 7. Формы организации в системе менеджмента.

Файлы: 1 файл

лекции по менеджменту.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Однако в действительности сфера менеджмента гораздо шире. Проблемы поведения человека составляют лишь одну его часть. Бихевиористический подход исключает понимание организации как единого целого, на которое работники оказывают влияние и которое в свою очередь воздействует на них. В результате сведения менеджмента к взаимоотношениям людей игнорируются такие его основные функции, как планирование, организация и контроль. Чтобы человек стал эффективным менеджером, недостаточно иметь психологическую или психологически-социологическую подготовку. При всей ее важности необходимы знания и в других областях.

Ряд ученых склонны  рассматривать менеджмент через  призму процесса принятия решений, считая его основой теории менеджмента.

Принятие решений - важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит воздействие принимающих решений на тех, кто их реализует.

С развитием  кибернетики стало формироваться  понимание менеджмента как информационного процесса. Безусловно, наличие информации является важной предпосылкой выполнения функций субъекта управления, т.е. менеджера. Посредством информационных процессов реализуются все функции менеджмента. Поэтому каждая организация создает информационную систему. Однако, несмотря на значимость информационного процесса, отождествлять с ним менеджмент нельзя. Это - один из важных аспектов менеджмента и условие его реализации.

Группа математиков, в основном представители "науки управления" (management science), тесно связанной с такой научной дисциплиной, как исследование операций (операционный анализ), рассматривают менеджмент как систему математических формул или моделей.

В действительности "наука  управления" (исследование операций) не заменяет менеджмент. Его функции не сводятся к применению математических методов и моделей. В менеджменте много проблем, которые невозможно выразить в математической форме. В частности, при указанном подходе игнорируются человеческие аспекты деятельности организации. Математика в менеджменте нужна, но едва ли можно управлять, пользуясь только ее средствами.

Школы менеджмента

Основоположником научного менеджмента является Фридерик Тейлор (1856 – 1915 гг.). Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903г.), «Принципы научного управления» (1911г.)

Основные идеи следующих  работ:

  1. роль менеджеров
  2. стимулирование и вознаграждение
  3. нормирование работ

Его заслугой является то, что:

  1. Доказал возможность разработки на основе анализа затрат времени, движений, усилий, методов осуществление производственных и трудовых операций.
  2. Каждый менеджер должен осуществлять подбор, осуществлять расставку рабочих на те места, где они могут принести пользу, мотивировать, контролировать работу.
  3. Совершенствовать систему оплаты труда.

Заслуга Тейлора  и его последователей школы заключается в утверждении принципов научного управления:

  1. Исследование каждого отдельного вида деятельности
  2. Отбор работ для выполнения определенных операций и их обучение
  3. Обеспечение работников необходимыми ресурсами
  4. Систематическое и правильное использование материалов стимулирования
  5. Выделение, планирование в отдельный процесс управления
  6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной деятельности

Административно –классическая школа менеджеров

Анри Фойоль (1841 – 1925 гг.) создал «теорию администрации» 1 статья вышла в 1900 г., а книга в 1916 г. «Общее и промышленное управление». Там он раскрыл 14 принципов административного управления:

  1. Разделение труда
  2. Власть и ответственность
  3. Дисциплина
  4. Единство распорядительства
  5. Единство руководства
  6. Подчинение частных интересов общим
  7. Вознаграждение персонала
  8. Централизация
  9. Скалярная цель
  10. Порядок
  11. Справедливость
  12. Постоянство, стабильность персонала
  13. Инициатива
  14. Корпоративное духовное единение персонала                                        

Целью административной школы было создание универсальных  принципов управления, следуя которым по убеждению создателя организация достигнет успеха. Фойоль выделяет в управлении производства группы операций:

  1. Технические
  2. Коммерческие
  3. Финансовые
  4. Страховые
  5. Учетные
  6. Административные

Вклад данной школы заключается в том, что они рассматривают управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Они сформировали теорию управления всей организацией.   

Основные результаты школы:

Систематизация подхода  к управлению организацией в целом.

Создание основных принципов  управления:

- разделение труда;

- власть и ответственность;

- дисциплина (уважение соглашений);

- единоначалие;

- единство руководства (каждая совокупность видов деятельности, преследующих одну и ту же цель, должна иметь одного руководителя и один план);

- подчинение личных интересов общим;

- вознаграждение;

- централизация;

- скалярная цепь (цепь начальников);

- порядок (всему и каждому своё место, всё и каждый на своём месте);

- справедливость;

- стабильность пребывания в должности;

- инициатива (обдумывание и выполнение плана);

- корпоративный дух;

- честь мундира;

- социальная ответственность.

Выявление основных функций  управления и раскрытие их содержания.

Утверждение управленческой деятельности.

Разработка принципов  и моделей построения формальных организаций.

Разработка требований к персоналу разных уровней управления:

- здоровье и физическая выносливость;

- умственная работоспособность;

- нравственные качества;

- значительный круг общих познаний;

- специальные знания;

- административная установка (предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль);

Различные памятки с  универсальными принципами работы конкретных руководителей:

- умение выслушать работника;

- умение дать высказать работнику свою мысль и т.д.

 

Школа человеческих отношений

Г. Мюнстерберг (1983-1916гг); М.. Л. Фаллет (1868-1933гг); Элитен Мейо (1880-1945гг); Д. Макгрегор (1906-1964гг)

В 30-50 гг. 20 века на западе распространились «Неоклассические школы», учитывающие человеческий фактор, как  основной элемент эффективного предприятия. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношение между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Характерные эксперименты (фирма Бэспипэлектирк) Чикаго.

Суть системы человеческих отношений характеризует менеджерские заповеди, разработанные этой фирмой:

  1. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно не верно. Имей бесконечное терпение.
  2. Справедливость к подчиненным.
  3. Будь вежлив, не демонстрируй раздражение.
  4. Краткость.
  5. Не делай замечания подчиненным в присутствие третьего лица.
  6. Благодарность за хорошую работу.

 

Школа человеческих отношений (30-е гг. XX века).

Основатель школы –  Элтон Мейо [(26.12.1880, Аделаида, Австралия, — 7.9.1949, Полсден-Лейси, Суррей, Великобритания), американский социолог, профессор в школе бизнеса при Гарвардском университете, один из основателей американской индустриальной социологии и автор доктрины «человеческих отношений»0.

Основные результаты школы:

Учет человеческого фактора в управлении.

Эффективность (такая  же, как и у денег) социальных и психологических факторов.

Межличностные взаимодействия в рабочей группе так же важны, как и организация выполняемой работы.

При любом правильном планировании управления необходимо учитывать  человеческий фактор и его потребности.

 

Школа социальных систем [школа поведенческого подхода]

(с  50-х гг. XX века).

Основные представители  школы: Г. Саймон; Р. Лайкерт (учение о  стиле руководства); Дуглас Мак-Грегор (теории «X» и «Y»); Фредерик Герцберг (2-х факторная модель управления); Честер Барнард (учение о группе и её формировании).

Основные результаты школы:

Изучены взаимодействия внутри групп

Изучены проблемы мотивации  и лидерства, власти и авторитета, вопросы формальных и неформальных отношений и групп.

Изучена зависимость  успеха от правильности учитывания и  прогнозирования поведения отдельных работников и рабочих групп.

Изучены взаимоотношения  между человеком и группой, между  группами, между людьми. Также изучены различные акценты поведения организации в целом.

 

Основные  положения теории «X»:

Люди ленивы от природы  и стремятся избегать труда. Вследствие этого большинство людей необходимо заставлять работать, жёстко их контролировать, управлять ими с помощью принуждения и наказания. Средний индивид всегда стремится работать под началом и предпочитает собственную безопасность. Таких людей необходимо авторитарно подстёгивать.

Основные  положения теории «Y»:

Труд – такая же естественная потребность человека, как и потребности в сне и отдыхе. Люди по природе инициативны, честолюбивы, энергичны. Они стремятся брать ответственность. Их усилия в труде пропорциональны ожидаемому вознаграждению. Большинство считает, что в современном производстве интеллект человека используется не полностью. Таких людей необходимо мягко и ненавязчиво направлять в нужную сторону деятельности. Их также необходимо делать своими «соучастниками» в решении каких-либо проблем.

Особенности и основные черты японского менеджмента

Япония стала развивать  современный менеджмент современным  лицом. В стране культурных принципов  наши богатства – «человеческие  ресурсы». Японская модель основана на философии «Мы все – одна семья». Важная задача – установить нормальные отношения с рабочими, сформулировать понимание того, что работники и менеджер одна семья. В коллективе существует четкая цель, которая сплачивает персонал. Внушение рабочим, что его благополучие зависит от результатов деятельности фирмы. Продвижение по службе зависит от возраста и стажа. Широко применяется метод горизонтальной ротации. В течение 4-7 лет перемешают рабочего на горизонтали. Таким образом, в течение своей трудовой деятельности рабочий осваивает несколько профессий, становясь широко профессиональным рабочим. Служащий, перешедший в другую компанию, лишается стажа и начинает с нуля. Существует система, поощряющая общение друг с другом (день начинается зарядкой, все декламируют записи, вывешенные на стенках). Мастера должны ежедневно справляться о здоровье у рабочих.

 

Управленческие  идеи в России

К чести российских специалистов следует отметить, что первые наши в области научного менеджмента сделали задолго до Тейлора  в 1860-70гг сотрудниками высшего технического училища, разработавшие методику рационализацию трудовых движений, получившая медаль «преуспевание» на всемерной торговой выставке в Вене в 1873 году, ее стали использовать английские промышленники. В 1908 году в России стали выходить сборники «Административно-техническая библиотека» (Левенсберг). В 1911 году в Петербургском политехническом институте Семеновым был прочитан курс организации заводского хозяйства. Исследование в области управления производством и НОТ были возобновлены в 20г. В этот период были сформулированы основные законы организации и НОТ.

  1. Закон наименьших, применение цепной связи, гласящей, что конечный объем выпуска продукции зависит от слабейшего звена.
  2. Закон взаимного замыкания. Суть – сначала создается подразделение основного звена, затем его обеспечение.
  3. Закон ритма
  4. Закон параллельности и последовательности
  5. Закон фронта работ, предполагающего, что нагрузка на людей, должна соответствовать их реальным возможностей.
  6. Закон реальных условий, ставить только достижимые цели.

Информация о работе Лекции по курсу "Менеджмент"