Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:36, курс лекций
Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении.
Тема 2. Понятие и содержание менеджмента как социально-экономической категории.
Тема 3. Системный подход в изучении менеджмента.
Тема 4. Целевой подход в менеджменте.
Тема 5. Стратегическое и тактическое управление.
Тема 6. Функции менеджмента.
Тема 7. Формы организации в системе менеджмента.
Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.
Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе менеджеров), повышения их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.
1.3. Факторы, определяющие развитие управления
Выделяют факторы, которые влияют на современное управления.
1) фактор дифференциации, связан с разработкой методологии управления. Исходя из науки и практики управления 20 в (век научного управления), легко выделяются стандартные подходы и принципы к управлению. Это, прежде всего системный подход, который предполагает учитывать влияние внешней среды на предприятие, взаимоувязку всех элементов внутренней среды между собой, умение подстраиваться под ситуационные изменения на рынке. Незыблемыми принципами управления до сих пор остаются: а) измерение производительности труда, б) предельная рационализация труда (ничего лишнего), в) жесткая дисциплина, г) высокая мотивация и социальная защищенность работников, д) создание команды на основе партнерских отношений.
2) фактор –
соединение человека со
21 в – век информации, значит, одна из главных задач управления заключается в правильном и опережающем использовании информации. Следует помнить, что на управление сильно влияют те, кто заинтересован в работе предприятия – раньше это, несомненно, был хозяин, затем акционеры, менеджеры, сейчас на западе оказывают сильное влияние политики, общественность, «зеленые», сами работники.
В нашей стране работники пока «никто» и «ничто». А большую роль играют чиновники и «крыша».
3) фактор – продукт – в настоящее время основной продукт – это информация, исследования и разработки. При этом на первом месте остается безусловное удовлетворение потребностей клиента. В 21 в одним из основных продуктов станет здоровье человека, что повлечет за собой глобальные изменения и в промышленном производстве.
4) культурный фактор – в управлении выделяют в 20 в несколько направлений менеджмента: американский менеджмент (50-60 гг.), японский менеджмент; интегративный менеджмент (слияние лучшего); универсальный менеджмент. В настоящее время модной стала культура, основанная на управлении разнообразием, так как, не взирая на глобализацию, должны сохраняться преимущества национальной культуры управленческих форм.
1.4. Виды и элементы процесса управления
Само управление бывает техническим и социальным. Объектом социального управления являются люди и человеческая деятельность.
К механизмам управления относят: власть, влияние, планирование, мотивацию, контроль…
Социальное управление можно классифицировать по следующим признакам:
- По объекту – государство, регион, организация, подразделения, коллектив, индивидуум;
- По сфере – государственные структуры, фирмы, политические, хозяйственные, религиозные, общественные организации; учреждения социальной сферы;
- По методам воздействия на объекты (административные, командные, демократические, самоуправления);
- По содержанию – (общее управление; управление техникой; управление людьми; управление финансами и т. п.);
- По периоду – стратегическое, перспективное, текущее.
Управленческий процесс состоит из таких элементов, как управленческий труд; его предмет, средство, продукт труда.
- Предмет управления труда – информация о проблеме, процессе.
- Продукт управления труда – управленческое решение, так как преобразованная информация, которую используют для практического воплощения.
Средства управления труда – все, что необходимо для преобразования информации (сам человек, средства связи, оргтехника).
Этапы управления:
- получение и восприятие информации;
- анализ информации, выработка и принятие решений;
- организация выполнения решений;
- контроль, анализ, корректировка работ;
- мотивация исполнителей.
Разновидности управления труда:
- Эвристический труд – изучение проблем и разработка вариантов их решения.
- Административный труд – координация деятельности подчиненных, контроль, учет, отдача распоряжений, инструктажи, мотивация.
- Операторный труд – технологическое обеспечение производства и управления необходимой информацией (документооборот, статистика, отработка информации).
Тема 2. Понятие и содержание менеджмента как социально-экономической категории
Сущность менеджмента, его отличие от других видов управления. Задачи менеджмента. Собственность и управление. Менеджмент как тип рыночного управления. Основные виды менеджмента. Принципы управления. Методы изучения менеджмента. Основные ("классические") и современные теории изучения менеджмента. Технология управления. Инфраструктура менеджмента.
2.1. Сущность менеджмента
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.
Менеджмент – способность, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административными навыками, организация управления, административная единица.
Менеджмент – это процесс оптимизации человека и его, материальных и финансовых ресурсов, это также искусство так, как требует постоянного творческого подхода.
Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.
В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.
Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.
Цель управления – это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.
Орудие управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.
Предметом управленческого труда являются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.
Продукт управленческого труда является управленческое решение. Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.
Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация.
Современные задачи менеджмента:
- Переориентация управления с обычного контролирования труда на конечные результаты;
- Организация групповой деятельности и нововведений;
- Развитие современного экономического мышления. Эта задача предусматривает развитие у работников личного интереса к предприятию и его делам, развитие самоорганизации работника, развитие стремления к творчеству и переменам.
Важнейшие задачи менеджмента:
- организация производства товаров и услуг, с учетом потребностей потребителей, на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение достаточной рентабельности предприятия, его стабильного положения на рынке. Для этого необходимо:
- осуществление технологической перестройки и автоматизация производства; переход к использованию работников высокой квалификации;
- стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них благоприятных условий труда, установления более высокой зарплаты, внедрения широкой гаммы нематериальных форм поощрения;
- постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений.
2.2. Основные классические теории менеджмента
Теорию (научную дисциплину)
менеджмента можно охарактеризо
Теория менеджмента отличается следующими особенностями:
• ориентирована на решение практических задач;
• имеет междисциплинарный характер;
• разрабатывается в международном масштабе.
Можно выделить следующие источники познания, используемые менеджментом:
1. Первоначально и
затем в течение нескольких
десятилетий менеджмент в
2. До начала 50-х годов
наука мало способствовала
При определении содержания теории менеджмента следует исходить из постулата, что в каждой организации существует система (подсистема) управления, которую надо изучать в статике (организационная структура) и динамике (процесс управления). Основой системы управления является процесс менеджмента, включающий различные действия, выполняемые менеджерами. Самым значительным достижением классического подхода является признание менеджмента как важного феномена организованной деятельности. Чрезвычайно большое значение имеет определение главных функций управления, которые во многих современных учебниках служат основой при изложении теории менеджмента. Недостаток такого подхода заключается в акцентировании внимания на организационной структуре и процедуре менеджмента при игнорировании роли человеческого фактора.
Представители бихевиористической науки рассматривают менеджмент как процесс взаимодействия людей. Они полагают, что его задачи сводятся к изучению межличностных отношений.
Ученые-бихевиористы в значительной степени способствовали изучению человеческого аспекта менеджмента и в первую очередь функций руководства людьми. Они исходят из того, что менеджеры выполняют свою работу взаимодействуя с людьми и поэтому должны использовать достижения психологии и социологии. Отсюда делается правильный вывод, что менеджер должен уметь работать с людьми, т.е. быть эффективным руководителем.