Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:11, лекция
Лекция 1. Качество. Основные понятия
Понятие качества
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
Лекція 12. Тема ”Управління як засіб підвищення якості. Управління знаннями (досвідом)”
План
12.1. Роль знань в управлінні.
12.2. Стратегії управління знаннями.
12.1. Роль знань в управлінні
В последнее время активно
Следует отметить, что технологическая составляющая управления знаниями не обладает ни приоритетом, нр доминирует над другими аспектами. Создать обучаемую и обучающуюся организацию, организацию, создающую знвания, – это проблема в большей степени изменения организационной культуры, нежели технологии, которую приобрести и инсталлировать значительно проще, чем изменить установки и ценности сотрудников компании.
Формально управление знаниями можно определить как совокупность стратегических и оперативных усилий, направленных на увеличесние и повышение эффективности использования интеллектуального капитала организации в целях повышения результативности (прибыльности) деятельности.
Под знаниями понимают высоко структурированную (классифицированную, с выявленными логическими, семантическими и ассоциативными связями) информацию, имеющую практическую значимость для бизнеса.
Энциклопедический словарь Webster дает следующее определение:
knowledge (знания) – 1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла). 2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией, Б: диапазон информированности или осведомленности. 3) акт понимания: ясное восприятие истины. 4) нечто понятое и хранящееся в уме.
Знания приобретают разные формы и поэтому ими становится сложнее управлять. Часто знания оказываются чем-то большим, чем просто информацией и данными о событиях, продуктах или процедурах. Знания – это:
Таблица 1
Формы знания
Знать – как |
(Know – how) |
Протестированные, доказанные процедуры выполнения чего-либо |
Знать – кто |
(Know – who) |
Люди, обладающие соответствующим опытом или ресурсами |
Знать – что |
(Know – what) |
Способность различения и выбора ключевых моделей и актуальных действий |
Знать – почему |
(Know – why) |
Понимание контекста обширного опыта (видение) |
Знать – когда |
(Know – when) |
Соединение чувств ритма, времени и реализма |
Управление знаниями – это распространение и поиск опыта людей и актуальной информации в среде связанных между собой людей или групп людей. Здесь самое главное – это знания людей и взаимодействие между людьми: обмен идеями, решениями и актуальной информацией при попытках создавать новые решения. В анализе фирмы Gartner Group говорится: «При управлении знаниями взаимодействие людей есть фокус сбора, распространения и многократного использования информации. При управлении информацией технология есть фокус сбора, распространения и многократного использования информации».
К процессу "управления знаниями"
имеют отношение такие популярн
Существенную роль в накоплении
и передаче знаний играют информационные
технологии. Мировая тенденция в
сфере представления и
12.2. Стратегії управління знаннями
В управлении знаниями можно выделить
две стратегии. В некоторых компаниях
центральным элементом
В других компаниях знания тесно связаны с людьми, носителями этих знаний. Роль компьютеров в таких компаниях сводится к аппарату, помогающему людям осуществлять коммуникации друг с другом. Такую стратегическую линию называют стратегией персонификации. Выбор той или иной стратегии зависит от рыночной стратегии компании, т.е. от того, как компания обслуживает своих клиентов, организует хозяйственную деятельность, а также от организационной культуры предприятия и конкретных сотрудников фирмы.
Сравнительная характеристика стратегий приведена в табл. 2.
Таблица 2
Сравнение основных характеристик стратегий управления знаниями
Стратегия кодификации |
Характеристика |
Стратегия персонификации |
Обеспечение высококачественной,
быстрой и надежной информационной
системы, основанной на кодификации
и повторном использовании |
Сущность |
Обеспечение творческого,
глубокого аналитического подхода
к решению сложных |
Деятельность основана на повторном использовании объектов знаний: - инвестирование
средств в создание объектов
знаний и дальнейшая их - акцент на высоких общих доходах фирмы |
Экономические основы |
Деятельность основана на экспертах: - высокая стоимость
решения проблем, имеющих - акцент на поддержании высокого уровня прибыльности |
Люди-к-документам: разработка и внедрение электронной системы управления документами, обеспечивающей кодификацию, хранение, распространение и повторное использование знаний |
Обмен знаниями |
Человек-к-человеку: развитие сети для связывания специалистов в целях передачи неявно выраженных знаний |
Большие инвестиции в информационные технологии, цель которых связать людей с источником знаний |
Информационные технологии |
Умеренные инвестиции в информационные технологии, цель которых облегчить диалог между людьми и передачу неявно выраженного знания |
Привлечение выпускников высших учебных заведений, подходящих для повторного использования и применения уже существующих решений. Подготовка кадров осуществляется в группах и посредством электронного дистанционного обучения. Вознаграждение людей за использование и внесение знаний в общее хранилище |
Управление персоналом |
Привлечение специалистов
с учеными степенями, наиболее склонных
к решению сложных и Подготовка кадров осуществляется посредством обучения «учитель-ученик», один на один. Вознагражение людей за обмен знаниями между коллегами |
Література