Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:11, лекция

Краткое описание

Лекция 1. Качество. Основные понятия
Понятие качества
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.

Файлы: 15 файлов

L 1.doc

— 95.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 2.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 3.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 4.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 5.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 6.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 7.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 8.doc

— 80.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 9.doc

— 73.00 Кб (Открыть, Скачать)

L10.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

L11.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

L12.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Лекція 12. Тема ”Управління як засіб підвищення якості. Управління знаннями (досвідом)”

 

 

План

12.1. Роль знань в управлінні.

12.2. Стратегії управління знаннями.

 

12.1. Роль знань в управлінні

В последнее время активно развивается  междисциплинарное направление в теории и практике управления качеством – управление знаниями. В рамках этого подхода разрабатываются и внедряются процессы и решения, связанные с тем, как организация приобретает знания из опыта, умений сотруждников и других источников, включая внешние, и использует накопленный интеллектуальный потенциал для повышения эффективности, результативности и адаптивности деятельности организации.

Следует отметить, что технологическая  составляющая управления знаниями не обладает ни приоритетом, нр доминирует над другими аспектами. Создать обучаемую и обучающуюся организацию, организацию, создающую знвания, – это проблема в большей степени изменения организационной культуры, нежели технологии, которую приобрести и инсталлировать значительно проще, чем изменить установки и ценности сотрудников компании.

Формально управление знаниями можно определить как совокупность стратегических и оперативных усилий, направленных на увеличесние и повышение эффективности использования интеллектуального капитала организации в целях повышения результативности (прибыльности) деятельности.

Под знаниями понимают высоко структурированную (классифицированную, с выявленными логическими, семантическими и ассоциативными связями) информацию, имеющую практическую значимость для бизнеса.

Энциклопедический словарь Webster дает следующее определение:

knowledge (знания) – 1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла). 2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией, Б: диапазон информированности или осведомленности. 3) акт понимания: ясное восприятие истины. 4) нечто понятое и хранящееся в уме.

Знания приобретают разные формы  и поэтому ими становится сложнее  управлять. Часто знания оказываются  чем-то большим, чем просто информацией  и данными о событиях, продуктах или процедурах. Знания – это:

 

Таблица 1

Формы знания

 

Знать – как

(Know –  how)

Протестированные, доказанные процедуры выполнения чего-либо

Знать – кто

(Know –  who)

Люди, обладающие соответствующим опытом или ресурсами

Знать – что

(Know –  what)

Способность различения и выбора ключевых моделей и актуальных действий

Знать – почему

(Know –  why)

Понимание контекста  обширного опыта (видение)

Знать – когда

(Know –  when)

Соединение чувств ритма, времени и реализма


 

Управление знаниями – это распространение и поиск опыта людей и актуальной информации в среде связанных между собой людей или групп людей. Здесь самое главное – это знания людей и взаимодействие между людьми: обмен идеями, решениями и актуальной информацией при попытках создавать новые решения. В анализе фирмы Gartner Group говорится: «При управлении знаниями взаимодействие людей есть фокус сбора, распространения и многократного использования информации. При управлении информацией технология есть фокус сбора, распространения и многократного использования информации».

К процессу "управления знаниями" имеют отношение такие популярные концепции современного менеджмента, как

  • интеллектуальный капитал;
  • обучающаяся организация;
  • применение информационных технологий;
  • бенчмаркинг, использование передового опыта;
  • формирование команд и групповая работа.

Существенную роль в накоплении и передаче знаний играют информационные технологии. Мировая тенденция в  сфере представления и использования  данных на основе информационных технологий выглядит примерно так:

  • накопление и складирование данных;
  • систематизация, визуализация и организация доступа к данным;
  • организация совместного использования данных;
  • производство знаний для поддержки принятия управленческих решений.

 

12.2. Стратегії  управління знаннями

В управлении знаниями можно выделить две стратегии. В некоторых компаниях  центральным элементом управления знаниями являются компьютеры. Знания тщательно кодифицируются и заносятся  в базы данных, откуда они могут  быть в любой момент получены и  использованы любым сотрудником компании. Такой подход называется стратегией кодификации.

В других компаниях знания тесно  связаны с людьми, носителями этих знаний. Роль компьютеров в таких  компаниях сводится к аппарату, помогающему  людям осуществлять коммуникации друг с другом. Такую стратегическую линию называют стратегией персонификации. Выбор той или иной стратегии зависит от рыночной стратегии компании, т.е. от того, как компания обслуживает своих клиентов, организует хозяйственную деятельность, а также от организационной культуры предприятия и конкретных сотрудников фирмы.

Сравнительная характеристика стратегий  приведена в табл. 2.

Таблица 2

Сравнение основных характеристик стратегий управления знаниями

 

Стратегия кодификации

Характеристика

Стратегия персонификации

Обеспечение высококачественной, быстрой и надежной информационной системы, основанной на кодификации  и повторном использовании объектов знаний

Сущность

Обеспечение творческого, глубокого аналитического подхода  к решению сложных стратегических проблем путем обмена индивидуальным опытом специалистов

Деятельность  основана на повторном использовании  объектов знаний:

- инвестирование  средств в создание объектов  знаний и дальнейшая их амортизация  путем повторного использования;

- акцент на  высоких общих доходах фирмы

Экономические основы

Деятельность  основана на экспертах:

- высокая стоимость  решения проблем, имеющих уникальный  и специализированный характер;

- акцент на  поддержании высокого уровня  прибыльности

Люди-к-документам:

разработка и  внедрение электронной системы управления документами, обеспечивающей кодификацию, хранение, распространение и повторное использование знаний

Обмен знаниями

Человек-к-человеку:

развитие сети для связывания специалистов в целях  передачи неявно выраженных знаний

Большие инвестиции в информационные технологии, цель которых связать людей с источником знаний

Информационные  технологии

Умеренные инвестиции в информационные технологии, цель которых облегчить диалог между  людьми и передачу неявно выраженного  знания

Привлечение выпускников высших учебных заведений, подходящих для повторного использования и применения уже существующих решений. Подготовка кадров осуществляется в группах и посредством электронного дистанционного обучения.

Вознаграждение  людей за использование и внесение знаний в общее хранилище

Управление  персоналом

Привлечение специалистов с учеными степенями, наиболее склонных к решению сложных и неоднозначных  проблем.

Подготовка кадров осуществляется посредством обучения «учитель-ученик», один на один.

Вознагражение людей за обмен знаниями между коллегами


 

 

Література

  1. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2003. – С. 264-272.
  2. Рач В.А., Запорожченко В.А. Об одном подходе к архивации знаний в проектах.// Управління проектами та розвиток виробництва. Збірник наукових праць. Під ред. В.А.Рач.– 2003.– № 2(7).–C.29-33.

L13.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

L14.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Lection 7.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"