Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:59, курс лекций
Полный курс лекций по менеджменту.
Организация
и ее деловая среда.
Организация
это сознательно координируемое социальное
образование, с определенными границами,
которое функционирует на относительно
постоянной основе, для достижения поставленных
целей.
Для любой орг-ии хар-ны следущие признаки:
- комплексность
– рассматривает степень
- формализация – заранее разработанные и установленные правила правила поведения и процедуры.
- соотношение
централизации и
Организация
это открытая система, которая активно
взаимодействует с внешней средой.
Организация
как объект управления рассматривается
как совокупность внутренней и внешней
среды ее функционирования.
Внутренняя среда:
Формируется в зависимости от миссии и целей организации, которые являются отражением внешней среды и на реализацию которых направлена деятельность организации.
Внутреннюю среду можно рассматривать в статике, выделяя состав ее элементов и структуру и в динамике, рассматривая протекающие в ней процессы.
Внутренняя
среда организации
Подсистемы внутренней среды организации:
Внешняя среда:
Две составляющих: макро-внешняя среда или макроокружение и деловая среда или непосредственное окружение.
Макро-внешняя среда – это часть внешней среды организации, общая для всех организаций, на которую организации не могут оказывать непосредственного влияния, с которыми не взаимодействуют непосредственно.
Составляющие макро-внешней среды:
А) Экономическая. Она определяет общий уровень экономического развития,
рыночных отношений и конкуренции в определенной стране и в мире в целом.
Основные параметры: уровень инфляции, темпы роста ВВП, уровень % ставки, дефицит бюджета, валютный курс, уровень безработицы и т. д.
Б) Политическая. Она представлена органами государственной власти, партиями, блоками и другими организациями, которые определяют цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику.
В) Правовая составляющая. Включает законы и другие нормативно-правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, обязанности и ответственность организации, формы и методы защиты интересов контрагентов и общества.
Г) Социальная составляющая. Отражает социальные процессы и тенденции происходящие в обществе и влияющие на организацию. Включает традиции, ценности привычки, человеческие нормы, стили жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей. Основные параметры, описывающие социальную составляющую: социально-демографическое состояние общества, уровень смертности и уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, темпы роста населения, уровень миграции, уровень образования и квалификации.
Д) Технологическая. Включает научные технологические факторы, развитие которых позволяет разрабатывать новые технологические процессы, производить новую продукцию и модернизировать старую.
Е)
Природно-географическая. Включает
климатические условия, запасы природных
ресурсов, экологическую обстановку и
так далее.
Деловая среда или непосредственное окружение – это часть внешней среды, в которой организация непосредственно взаимодействует и влияет, она формируется в процессе функционирования организации и меняется со временем при изменении стратегии, сферы деятельности, рынка сбыта и так далее.
Элементы деловой среды:
А) Потребитель. Входят непосредственные покупатели, клиенты, торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, торговые агенты, а так же общество по защите прав потребителей, общество по охране окружающие среды, другие общественные организации, которые вступают в непосредственное взаимодействие с производителями по поводу качества продкуции, добросовенности рекламы, соблюдение экологических требований. Анализ потребитель оценить их рыночную силу, которая может проявляться в следующем:
-
группа потребителей
-
приобретаемые товары
-
товар производителя
- затраты покупателей на переход или смену поставщика не велики.
-
покупатели представляют
- покупатели располагают полной информацией об объеме спроса о реальных рыночных ценах и издержек поставщика.
Б) Поставщики. Могут непосредственно оказывать влияние на организацию создавая ресурсную зависимость, которая позволяет им оказывать влияние на себестоимость продукции, сроки ее изготовления и качество продукции. Рыночная сила пставщиков зависит от следующих факторов:
-
в группе поставщиков
-
поставщики не испытывают
- поставщики могут обеспечить поставку ресурсов по более низким ценам, чем при их производстве фирмой потребителя.
-
фирма-потребитель не является
важным покупателем для
-
товар поставщика является
-
группа поставщиков
-
группа поставщиков
Персонал также может рассматриваться как поставщик.
В) Конкуренты. При анализе конкурентов нужно учитывать два основных момента:
Во-первых,
нужно оценить, насколько сильна
конкуренция, как она влияет на деятельность
организации, выделить основных конкурентов,
и оценить реальную и потенциальную
угрозу с их стороны. Во-вторых, необходимо
оценить собственные
Рассмотрим факторы, влияющие на увеличение интенсивности конкуренции:
-
конкуренция усиливается при
увеличении числа
- медленный рост спроса на продукцию увеличивает интенсивность конкуренции.
-
необходимость снижения цен, с
целью увеличения объемов
-
интенсивность конкуренции
-
конкуренция усиливается
-
конкуренция усиливается,
Г) Инфраструктура.
Элементы в инфраструктуре:
- Финансы в организации.
- Рынок рабочей силы (кадровые агентства, службы занятости, учебные заведения, биржи труда).
- Транспортная организация.
- Консультационные фирмы.
- Страховые компании.
-
Государство и муниципальные
организации.
Анализ
и оценка деловой
среды
Параметры оценки деловой среды:
- низкая степень определенности. Сочетание простоты и стабильности деловой среды.
- умеренная
неопределенность деловой
- умеренно-высокая
степень определенности. Сочетание
простой и нестабильной
- высокая неопределенность.
Сочетание сложной и
Стратегия
адаптации к изменениям
деловой среды.
В зависимости от степени неопределенности деловой среды и рутинности используемых технологий, выделяют два типа организаций:
1) Механистическая (бюрократическая)
2) Органическая
(адаптивная)
Механистическая организация. Особенности:
- четко
определенные стандартные
- высокий
уровень унификации и
- узкая
специализация работы
- централизованная структура;
- строгая иерархия полномочий;
- преобладание вертикальных связей;
- использование
большого количества
- строгая
система контроля, сопротивление
изменений.
Бернс
и Сталкер ввели термин органи
Особенности органических организаций:
- гибкий менеджмент и гибкая организационная структура;
- децентрализация полномочий ответственности;
- преобладание горизонтальной связи;
- минимальное
использование правил
- групповое принятие решений;
- высокая
скорость принятия решений;
Организация это живой организм, в котором происходят процессы саморегуляции, а именно самоорганизации и самоуправления, которые обеспечивают выполнение основных функций для достижения поставленных целей.