Лекции по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:59, курс лекций

Краткое описание

Полный курс лекций по менеджменту.

Файлы: 1 файл

Лекции по менеджменту.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Организация и ее деловая среда.  

     Организация это сознательно координируемое социальное образование, с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе, для достижения поставленных целей. 

     Для любой орг-ии хар-ны следущие признаки:

- комплексность  – рассматривает степень дифференциации  в рамках орг-ии и включает  уровень специализации, количество  уровней в иерархии и степень  территориального распределения  подразделений.

- формализация  – заранее разработанные и  установленные правила правила поведения и процедуры.

- соотношение  централизации и децентрализации  – показывает уровень, на котором  вырабатывается и принимается  решение. 

Организация это открытая система, которая активно взаимодействует с внешней средой.  

      Организация как объект управления рассматривается как совокупность внутренней и внешней среды ее функционирования.  

     Внутренняя  среда:

     Формируется в зависимости от миссии и целей  организации, которые являются отражением внешней среды и на реализацию которых направлена деятельность организации.

      Внутреннюю  среду можно рассматривать в  статике, выделяя состав ее элементов и структуру и в динамике, рассматривая протекающие в ней процессы.

      Внутренняя  среда организации пронизывается  организационной культурой, которая  является интегрированной характеристикой организации и отражает систему ценностей, культурные нормы деловых взаимоотношений и культурные ценности, разделяемые персоналом.

      Подсистемы  внутренней среды  организации:

  1. Социальная –  это совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Она охватывает следующий процессы: взаимодействие менеджеров и подчиненных, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирования и создание и поддержание нормального психологического климата в коллективе.
  2. Производственно-техническая. Включает материальные средства, комплекс машин, оборудование, сырья, материалов и так. далее., которые обеспечивают переработку входящих ресурсов в готовый продукт.
  3. Информационная – это совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих поступление, распространение и переработку информации внутри организации.
  4. Экономические. Обеспечивает совокупность экономических процессов протекабщих в организации включая движение капитала, привлечение инвестиций и т. далее.
  5. Маркетинговая.
  6. Организационная. Включает в себя коммуникационные процессы, распределение прав и ответственности, нормы, правила процедуры, иерархию подчинения организационной структуры.
 
 
 

    Внешняя среда:

    Две составляющих: макро-внешняя среда или макроокружение и деловая среда или непосредственное окружение.

         Макро-внешняя  среда – это часть внешней среды организации, общая для всех организаций, на которую организации не могут оказывать непосредственного влияния, с которыми не взаимодействуют непосредственно.

          Составляющие  макро-внешней среды:

    А) Экономическая. Она определяет общий уровень экономического развития,

    рыночных  отношений и конкуренции в  определенной стране и в мире в  целом.

    Основные  параметры: уровень инфляции, темпы роста ВВП, уровень % ставки, дефицит бюджета, валютный курс, уровень безработицы и т. д.

    Б) Политическая. Она представлена органами государственной власти, партиями, блоками и другими организациями, которые определяют цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику.

      В) Правовая составляющая. Включает законы и другие нормативно-правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, обязанности и ответственность организации, формы и методы защиты интересов контрагентов и общества.

     Г) Социальная составляющая. Отражает социальные процессы и тенденции происходящие в обществе и влияющие на организацию. Включает традиции, ценности привычки, человеческие нормы, стили жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей. Основные параметры, описывающие социальную составляющую: социально-демографическое состояние общества, уровень смертности и уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, темпы роста населения, уровень миграции, уровень образования и квалификации.

     Д) Технологическая. Включает научные технологические факторы, развитие которых позволяет разрабатывать новые технологические процессы, производить новую продукцию и модернизировать старую. 

     Е) Природно-географическая. Включает климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическую обстановку и так далее.  

     Деловая среда или непосредственное окружение – это часть внешней среды, в которой организация непосредственно взаимодействует и влияет, она формируется в процессе функционирования организации и меняется со временем при изменении стратегии, сферы деятельности, рынка сбыта и так далее.

     Элементы  деловой среды:

     А) Потребитель. Входят непосредственные покупатели, клиенты, торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, торговые агенты, а так же общество по защите прав потребителей, общество по охране окружающие среды, другие общественные организации, которые вступают в непосредственное взаимодействие с производителями по поводу качества продкуции, добросовенности рекламы, соблюдение экологических требований. Анализ потребитель  оценить их рыночную силу, которая может проявляться в следующем:

     - группа потребителей сконцентрирована  и закупает товар в больших  количествах по сравнению с  объемом продаж продавца.

     - приобретаемые товары составляют  значительную долю расходов покупателей,  что побуждает их активно торговаться  с производителем.

     - товар производителя стандартен  или недиффиринцирован, т. е., имеется  возможность поиска альтернативных  поставщиков.

     - затраты покупателей на переход или смену поставщика не велики.

     - покупатели представляют реальную  угрозу интеграции назад, т.  е., могут стать потенциально опасными  участниками рынка.

     - покупатели располагают полной  информацией об объеме спроса  о реальных рыночных ценах и издержек поставщика.

     Б) Поставщики. Могут непосредственно оказывать влияние на организацию создавая ресурсную зависимость, которая позволяет им оказывать влияние на себестоимость продукции, сроки ее изготовления и качество продукции. Рыночная сила пставщиков зависит от следующих факторов:

     - в группе поставщиков доминирует  несколько компаний, а сама группа  более сконцетрированна, чем группа  покупателей.

     - поставщики не испытывают угрозы  со стороны товара-заенителя.

     - поставщики могут обеспечить поставку ресурсов по более низким ценам, чем при их производстве фирмой потребителя.

     - фирма-потребитель не является  важным покупателем для поставщика.

     - товар поставщика является важным  входным ресурсом для бизнеса  покупателя.

     - группа поставщиков дифференцировала свою продукцию или создала высокие издержки переходов.

     - группа поставщиков представляет  реальную угрозу интеграции вперед.

     Персонал  также может рассматриваться  как поставщик.

     В) Конкуренты. При анализе конкурентов нужно учитывать два основных момента:

     Во-первых, нужно оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на деятельность организации, выделить основных конкурентов, и оценить реальную и потенциальную  угрозу с их стороны. Во-вторых, необходимо оценить собственные конкурентные позиции и определить свое конкурентное преимущество.

      Рассмотрим  факторы, влияющие на увеличение интенсивности  конкуренции:

     - конкуренция усиливается при  увеличении числа конкурирующих  фирм с выравниванием их размеров  и объем производства.

     - медленный рост спроса на продукцию увеличивает интенсивность конкуренции.

     - необходимость снижения цен, с  целью увеличения объемов продаж  также превышает интенсивность  конкуренции.

     - интенсивность конкуренции возрастает, когда затраты покупателя на  переход от одной маркие к другой незначительны.

     - конкуренция усиливается пропорционально  росту прибыли от успешных  стратегических и маркетинговых  решений. 

     - конкуренция усиливается, когда  барьеры выхода с рынка выше, чем затраты на дальнейшее  ведение конкурентной борьбы  на существующем рынке.

     Г) Инфраструктура.

     Элементы  в инфраструктуре:

     - Финансы в организации. 

    - Рынок рабочей  силы (кадровые агентства, службы  занятости, учебные заведения,  биржи труда).

     - Транспортная организация. 

     - Консультационные фирмы. 

     - Страховые компании.

     - Государство и муниципальные  организации. 

     Анализ  и оценка деловой  среды 

    Параметры оценки деловой среды:

  1. Простота-сложность деловой среды. Определяется количеством и разнообразием элементов, входящих в нее. Простая среда включает 3-4 группы однородных элементов. Сложная соответственно больше. 
    1. Стабильность- нестабильность деловой среды. Показывает степень динамичности и скорость изменения элементов деловой среды.
    1. Неопределенность деловой среды. Означает отсутствие необходимой информации о деловой среде и непредсказуемость происходящих в ней изменений. Степерь определенности зависит от первых двух параметров. В зависимости от которых выделяют 4 уровня неопределенности:

    - низкая степень  определенности. Сочетание простоты  и стабильности деловой среды.

    - умеренная  неопределенность деловой среды.  Сочетание сложной и стабильной  деловой среды. 

    - умеренно-высокая  степень определенности. Сочетание  простой и нестабильной деловой  среды.

    - высокая неопределенность. Сочетание сложной и нестабильной  деловой среды. 

    Стратегия адаптации к изменениям деловой среды. 

В зависимости  от степени неопределенности деловой  среды и рутинности используемых технологий, выделяют два типа организаций:

1) Механистическая  (бюрократическая)

2) Органическая (адаптивная) 

Механистическая организация. Особенности:

- четко  определенные стандартные задачи;

- высокий  уровень унификации и стандартизация  в отношении продукции, технологии, поведения людей.

- узкая  специализация работы сотрудников;

- централизованная  структура;

- строгая  иерархия полномочий;

- преобладание  вертикальных связей;

- использование  большого количества формальных  правил и процедур;

- строгая  система контроля, сопротивление  изменений. 

Бернс и Сталкер ввели термин органи 

Особенности органических организаций:

- гибкий менеджмент и гибкая организационная структура;

- децентрализация  полномочий ответственности;

- преобладание  горизонтальной связи;

- минимальное  использование правил процедуры;

- групповое  принятие решений;

- высокая  скорость принятия решений; 

Организация это живой организм, в котором происходят процессы саморегуляции, а именно самоорганизации и самоуправления, которые обеспечивают выполнение основных функций для достижения поставленных целей.

Информация о работе Лекции по менеджменту