Лекции по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:59, курс лекций

Краткое описание

Полный курс лекций по менеджменту.

Файлы: 1 файл

Лекции по менеджменту.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

2. Финансово-экономический  анализ.

      1) Анализ финансовых результатов  деятельности компании.

      2) Анализ потока денежных средств. 

      3) Анализ финансового состояния.

      4) Анализ эффективности деятельности.

      5) Анализ эффективности инвестиционных  проектов.

3. Производственно-хозяйственный  анализ.

      1) Анализ использования основных  фондов. Показатели фондоотдачи, фондоемкости, оборачиваемость основных фондов.

      2) Анализ использования материальных  ресурсов. Показатели материалоотдачи  и материалоемкости.

      3) Анализ использования труда и заработной платы. Показатели производительности труда, доля заработной платы и себестоимости продукции, темпы роста заработной платы.

      4) Анализ кадрового потенциала. Ориентирован  на выявление резервов коллектива, структуры психологических и  социальных качеств персонала. 

Критерии  оценки персонала:

  1. Уровень образования, профессиональной подготовки.
  2. Практический опыт и знания.
  3. Организационные качества. Включая дисциплинированность, чувство ответственности, способность к налаживанию связей, трудовое рвение, степень уклонения от обязанностей.
  4. Качество и количество работы.
  5. Интеллектуальные способности.
  6. Состояние здоровья, возраст семейное положение и т. д.
 

Результатом анализ внутренней среды является построение SNW матрицы. Это часть SWOT анализа, только в разделе анализа внутренних сильных и слабых сторон. N – нейтральная позиция. В качестве нейтральной позиции постоянно рассматриваются средние рыночные показатели для отрасли.

      Направления стратегического анализа для построения SNW матрицы:

  1. Корпоративная стратегия.
  2. Конкурентная или бизнес-стратегия для каждого направления деятельности.
  3. Организационная структура.
  4. Финансы, включая:

    - состояние  текущего баланса;

    - уровень  бух. учета.

    - финансовая  структура.

    - доступность  инвестиционных ресурсов.

    5) Конкурентоспособность  компании включая конкурентоспособность  отдельных видов продукции.

    6) Структура  затрат в целом и по отдельным  видам продукции

    7) Система  дистрибьюции как материальная  структура и как умение торговать. 

    8) Информационная  технология.

    9) Инновации,  как способность реализации на  рынке новых продуктов.

    10) Способность к лидерству. Включая, способность к лидерству первого лица организации, способность к лидерству всего персонала.

    11) Уровень  производства в целом, а также  включая следующее:

    - качество  материальной базы.

    - качество  ключевых производственных специалистов.

    - качество  производственных рабочих.

    12) Уровень  маркетинга.

    13) Уровень  менеджмента. 

    14) Репутация  торговой марки.

    15) Репутация  на рынке. 

    16) Репутация  как работодателя.

    17) Качество  персонала.

    18) Отношения  с органами власти в целом,  а также с федеральным правительством, правительством субъекта федерации, местными органами самоуправления, органами налогового контроля.

    19) Отношения  с корпоративными и отраслевыми  профсоюзами. 

    20) Отношения  с поставщиками.

    21) Отношения  с дистрибьюторами.

    22) Инновации  как исследования и разработки.

    23) Послепродажное  обслуживание.

    24) Степень  вертикальной интеграции.

    25) Степень  горизонтальной интеграции.

    26) Корпоративная  культура.

    27) Специфические  особенности организации. 

Факторы, влияющие на разработку корпоративной, конкурентной и функциональной стратегии:

  1. Соответствие выбранной стратегии состоянии и требованиям факторам внешней среды.
  2. Соответствие выбранной стратегии потенциалам и возможностям фирмы. Нужно оценить насколько выбранная стратегия взаимосвязана и соответствует другим стратегиям, соответствует ли она возможностям персонала, позволяет ли организационная структура реализовать стратегию и т. д.
  3. Приемлемость риска, заложенного в стратегию. Оценка риска проводится по 3 направлениям:

               - Реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии.

          - Оценка негативных последствий для фирмы, в случае провала стратегии.

                - Оправдывает ли возможность  положительный результат риск  потери от провала реализации  стратегии.  

Реализация стратегии.

      Направлена  на решение 3 основных задач:

  1. Установление приоритетности, среди организационных целей.
  2. Установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами, такими как система мотивации и стимулирования, взаимодействия между подразделениями, нормы, правила поведения, разделенные ценности, квалификация работников и менеджеров.
  3. Выбор и приведение в соответствие со стратегией стиля лидерства и подхода к управлению.
 

    Все 3 задачи решаются посредством изменений. В зависимости от состояния отрасли, организации, продукта и рынка выделяют 5 типов изменений:

    1) Перестройка организации. Данный тип изменения предполагает координальное изменение организации, затрагивающее ее миссию и культуру. Как правило, такие изменения происходят, когда организация меняет отрасль.

    2) Радикальное  преобразование. Происходит, когда  организация не меняет отрасль,  но при этом происходит ее  слияние с аналогичными организациями.  В этом случае, слияние различных  культур, появление новых продуктов и новых рынков требует серьезных, внутренне-организационных изменений в особенности в организационной структуре.

    3) Умеренное  преобразование. Реализуется, когда  организация выходит с новым  продуктом на рынок и пытается  привлечь внимание новых покупателей. В этом случае, изменение касается производственного процесса и маркетинговой деятельности.

    4) Обычные  изменения. Связаны с преобразованием  маркетинговой деятельности с  целью поддержание интереса существующих  продуктов. 

    5) Неизменяемое  функционирование. Когда организация реализует одну и ту же стратегию.  

Стратегический  и тактический  контроль. 

Стратегический  контроль – это координация функций стратегического анализа, целеполагания и планирования, а также осуществление контроля за функционированием всей системы стратегического управления в целом.

      Функции стратегического контроля:

  1. Контроль реализации корпоративной стратегии.
  2. Формирование и развитие информационного обеспечения стратегического управления.
  3. Мониторинг стратегических показателей, в том числе отдельных во внешней и внутренней среде.
  4. Координация всех этапов стратегического планирования и управления.
  5. Анализ стратегической эффективности.
 

Тактический контроль – направлен на обеспечение оперативной прибыльности и ликвидности организации и выполняет следующие функции:

  1. Оценка эффективности отдельных функций и операций.
  2. Мониторинг текущей деятельности организации.
  3. Контроль тактических показателей и текущего и оперативного планирования.
  4. Анализ плановых и тактических показателей оперативного управления и причины отклонения.
  5. Создание и развитие системы информационного обеспечения оперативного управления.
 
 
 

    ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ 

      Организация как функция управления ориентирована  на создание, совершенствование и  поддержание исполнительной или организационной структуры по реализации принятого решения и разработанного плана мероприятий.

      Организационная деятельность это процесс группировки различных видов деятельности, необходимых для достижения поставленных целей, наделение сотрудников соответствующими полномочиями и обеспечение вертикальной и горизонтальной координации в организации. 

      Субъекты  организационной  деятельности – руководители различных уровней, наделенные полномочиями в области принятия решений и включают 2 группы:

    1. Линейные руководители. Руководители производственных подразделений высшего и
    2. Функциональные руководители разных уровней направлений.
    3. Организаторы отдельных видов работ. Например руководители проекта.

      Объекты организационной  деятельности. Весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого уровня и назначения.

      Задачи, решаемые функцией организации:

  1. Определение оптимальных и рациональных форм разделения труда.
  2. Распределение между сотрудниками, группами и подразделениями ответственности и обязанности и полномочий.
  3. Разработка структуры органов управления.
  4. Регламентация функций и работ, реализуемых сотрудниками.
  5. Подбор и расстановка кадров.
  6. Формирование служебных инструкций для сотрудников и положений для подразделений.
  7. Обеспечение деятельности организации необходимыми ресурсами.
 

      Организационная структура – это устойчивая характеристика системы управления предприятием, отражающая способ организации элементов системы, посредством устойчивых связей и  отношений между ними.

      Организационная структура – это внутреннее строение организации, совокупность функциональных областей, уровней управления и специализированных подразделений, каждое из которых имеет определенное назначение и связи с другими подразделениями для обеспечения эффективного функционирования предприятий.

      Организационная структура – это понятие многоплановое, включающее следующие составляющие: 1) систему целей и их распределение  между различными звеньями; 2) состав подразделений, которые связаны определенными отношениями по горизонтали и вертикали; 3) распределение задач, функций, ответственности, полномочий и прав внутри организации отражающие соотношение централизации и децентрализации; 4) коммуникации, потоки информации и документооборот в организации; 5) поведенческая система, состоящая из работников и их групп, взаимодействие между которыми направлено на решение общих задач. 

Информация о работе Лекции по менеджменту