Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:59, курс лекций
Полный курс лекций по менеджменту.
Признаки
эффективной организационной
Правила формирования организационной структуры:
Любая
организационная структура
Структурные параметры:
При этом, организационная структура располагается, как правило, на границах или вдоль континииума от высокой до низкой специализации элементов, от узкого до широкого масштаба управляемости, от централизованного до децентрализованного распределения прав и ответственности.
Таким
образом, формирование организационной
структуры представляет собой выбор между
различным типом или уровнем структурных
параметров.
1)
Элементы организационной
Структурные подразделения формируются на основе определенных критерий, а процесс формирования структурных подразделений называется департаментализация.
Департаментализация – это процесс постадийного разделения работ в организации, начиная с поступления ресурсов и заканчивая выходом готовой продукции и обеспечивает координацию деятельности работников.
Департаментализация может осуществляться по 3 направлениям:
1)
В зависимости от состава
Функциональные области:
А) Общее руководство;
Б) Основное производство;
В) Энергетическое хозяйство;
Г) ремонтное хозяйство;
Д) Складское хозяйство;
Е) Транспортное хозйство
Ж)
Материально-техническое
З) НИОКР;
И) Управление качеством;
К) Финансы;
Л) Маркетинг;
М) Сбыт;
Н) Управление персонала;
О)
Администрирование
2)
Исходя из характера общих
функций, выполняемых в
3)
Исходя из однородности
4)
Критерий специализации и
ЧЕ ТО ВТОРОЕ ………..! Отношения между элементами организационной структуры поддерживаются с помощью связей, определяют возможность взаимодействия и обеспечивают координацию, целенаправленность и целостность деятельности по распределению элементов и достижение поставленной цели.
Наиболее
важно определяют устойчивость и
целостность организационной
Вертикальные
связи – это связи
Необходимость
в вертикальных связях возникает
при иерархической системе
Способы там че то верикальных связей ……………….:
Горизонтальная связь – это …………………………..
Горизонтальные связи способствуют укреплению вертикальной связи, повышению адаптивности и устойчивости организационной структуры и различных внешних и внутренних изменениях.
Механизмы горизонтальных связей:
Масштаб управляемости и …………….
Уровень управления в организационной структуре – это та ее часть, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше или нижестоящими частями в организации.
Иерархия управления это совокупность взаимодействующих и расположенных друг над другом уровней управления. Общее количество уровней управления определяет этажность организационной структуры, которая при прочих равных условиях обратно пропорциональна организационной эффективности.
Формирование уровней управления осуществляется исходя из масштаба или норм управления.
Норма управления это среднее количество персонала, которое возможно подчинить одному руководителю, ограниченное пределами его умственных и физических возможностей или объем информации, замкнутой на одного руководителей.
Грайчунас полагал, что возможность руководителя координировать деятельность ограниченного количества подчиненных, зависит от его ограниченных знаний и квалификаций. Так как, увеличение в арифметической прогрессии числа подчиненных ведет к росту в геометрической прогрессии количества взаимосвязей, находящихся под контролем у руководителя. Оптимальная норма управления это 5-6 подчиненных.
Факторы,
влияющие на нормы управления:
1) Факторы, связанные с выполняемой работой.
Территориальная удаленность работ и
размещение рабочих мест, степень требуемой
координации, необходимость планирования
работы, уровень потребности в публичном
контакте с подчиненным.
2) Факторы,
связанные с руководителем и
подчинением. Уровень
3) Факторы,
связанные с организацией. Степень
ясности делегирования прав в
ответственности, простота или
сложность организационной
В настоящее время, для определения оптимального масштаба управляемости или нормы управления, используется модель охвата контроля, которая была разработана компанией Локхид. Разработчики этой модели прищли к выводу, что оптимальная норма управления зависит от 7 переменных:
1) Сходство функций;
2) Географическая близость подразделений;
3) Сложность функций, которая определяется количеством видов деятельности, необходимых для реализации данной функции;
4) Руководство и контроль, необходимое подчиненным;
5) Координация деятельности подчиненных;
6) Планирование
необходимых значений в
7) Помощь, получаемая от руководства организации.
Когда
основные переменные, в отношении
руководитель-подчиненный
В
результате использования лохидской
модели весов, получается индекс руководителя,
который отражает оптимальную норму управляемости,
которая в свою очередь может рассматриваться
как нормативная.
Соотношение
централизации и
децентрализации.
Это соотношение отражает принятые в организации распределение прав и ответственности.
Централизация
– это концентрация прав принятия
решений на высших уровнях управления.
Она является реакцией организации
на возможное искажение