Лекции по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:59, курс лекций

Краткое описание

Полный курс лекций по менеджменту.

Файлы: 1 файл

Лекции по менеджменту.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

    Основные  выводы стадии зрелости:

  1. Необходимо заблаговременно начать работу по созданию и освоению новой продукции.
  2. Необходимо периодически корректировать структуру управления. Создавать временные рабочие группы. Упразднять подразделения, выполнившие свою задачу.
 
  1. Стадия  кризиса и ликвидация организации.

    Общая характеристика:

  1. Уменьшение спроса на продукцию фирмы.
  2. Увеличение потребности в работниках, обладающих ценными знаниями.
  3. Рост количества конфликтов.
  4. Усиление бюрократизма.
  5. Очень высокая текучесть кадров.
  6. Частая смена высшего руководства.
  7. Снижение прибыльности.

    Цели  организации:

  1. Поиск возможностей для выхода из кризиса.

    Функции руководителя на стадии кризиса:

  1. Исследование возможности экономия ресурсов.
  2. Исследование возможности слияния с другими организациями.
  3. Исследование возможности внутриорганизационных изменений.
 
 

    Планирование  как функция управления 

    Планирование  – это процесс, включающий определение  целей организации, установление стратегии достижения этих целей и разработку структуры планов, для координации деятельности организации.

    Цели  планирования:

  1. Установление направления развития организации.
  2. Снижение неопределенности деловой среды.
  3. Минимизация потерь и нерационального использования ресурсов за счет устранения, дублирования операций.
  4. Установление стандартов и норм для последующего контроля.
  5. Координация деятельности сотрудников.
  6. Мотивация персонала.

    Типы  планов:

  1. По широте охвата.

    А) стратегические планы. Они составляются для организации в целом, устанавливают общие цели ее развития и призваны обозначить текущее положение организации в деловой среде на период планирования от 3-х лет.

    Б) Тактические  планы. Определяют конкретные действия подразделений, направленные на реализацию стратегических планов.

    В) Операционные планы. Детально описывают последовательность действий и способы достижения отдельными сотрудниками и группами, целей установленных  в стратегическом и тактическим  плане. Период планирования до 1 года.

    2) По временным рамкам.

    А) Краткосрочные  планы. Период до 1 года.

    Б) Среднесрочные. От 1 до 3-х.

    В) Долгосрочные. Свыше 3-х лет.

    3) По характеру плана.

    А) Конкретные планы. Они составлены предельно  точно и детально, содержат четко  определенные цели, конкретные мероприятия по распределению бюджета и графики выполнения.

    Б) Общие  планы. Устанавливают основные принципы будущей деятельности организации.

    4) По частоте использования. 

    А) Одноразовые. Планы однократного использования, которые разрабатываются для  работы в уникальных ситуациях и являются реакцией на непрограммируемые управленческие решения.

    Б) Постоянные. Выполняются многократно, обеспечивают действие постоянно происходящее в  организации и являются реакцией на программируемые управленческие решения.

    5) По функциональным  областям.

    А) Планирование производства или производственных планов

    Б) Финансовое планирование.

    В) Планирование персоналом.

    Г) Планирование сбыта.

    Д) Планирование поставок и запасов.

    Е) Маркетинговое  планирование.

    Ж) Планирование инвестиций и инноваций.

    Факторы, влияющие на процесс  планирования:

  1. Уровень менеджера в организации.
  2. Степень неопределенности деловой среды.
  3. Продолжительность будущих обязательств. Данный фактор связан с горизонтом планирования. Чем сильнее текущие планы влияют на будущие обязательства организации, тем более длительным должен быть период планирования. Концепция обязательств означает, что планы должны охватывать такой период времени, чтобы гарантировать выполнение организацией обязательств, принятых на себя сегодня.
 

    Этапы процесса планирования:

    8 этапов:

    1) Формулировка  целей или целепологание.

    2) Подбор, анализ и оценка способов достижения  поставленных целей. 

    3) Составление  перечня необходимых действий.

    4) Составление  программы работы рекламного  мероприятия. 

    5) Анализ  ресурсов.

    6) Анализ  разработанного варианта плана. 

    7) Подготовка  детального плана действий.

    8) Контроль  за выполнением плана и корректировка  в случае необходимости. 

    Этап  целепологания в  организации. 

    Процесс целепологания в любой организации начинается с определения и анализа ее миссии.

    Существует  узкое и широкое понимание  миссии.

    1) В случае широкого понимания, миссия рассматривается как констатация философии и предназначения смысла существования организации. Философия определяет ценности, верования, и принципы в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять и то, какого типа организации она собирается быть. Философия организации меняется крайне редко. Предназначение может меняться в зависимости от глубины изменений во внешней и внутренней среде организации.

    2) В  случае узкого понимания миссия  рассматривается как сформулированное  утверждение, раскрывающая смысл  существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других.

    Цель  формулирования миссии:

    1. Миссия дает субъектам внешней среды общее представление об организации, ее устремления, философию, средства достижения целей.
    2. Миссия способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации и субъектов внешней среды.
    3. Миссия способствует единению в организации и укреплению корпоративного духа. Это проявляется в следующем: Миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации, в результате чего, они ориентируются на действие в одном направлении.  Во-вторых, миссия способствует тому, что работнику легче идентифицирует себя в организации. Кроме того, миссия способствует установлению нормального психологического климата в организации.
    4. Миссия создает возможность для более эффективного управления организацией за счет следующего: а) является базой для установления целей и обеспечивает непротиворечивость этих целей; б) Обеспечивает стандарты для распределения ресурсов и создает основы для оценки эффективности их использования; в) позволяет разрабатывать более действенные системы для мотивации сотрудников.

    Рекомендации  при формулировке миссии:

  1. Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы.
  2. В миссии не должно быть указания на цель получения прибыли, на вид продукции или технологию производства, так как это может существенно ограничить возможность ее развития.
  3. Между миссией организации и ее внешней средой не должно быть противоречий.
  4. Миссия должна содержать положения, подчеркивающие ценности ориентации организации.
 

    Так как миссия является внешним заявлением организации о ее предназначении, она должна отражать интересы заинтересованных в ее деятельности групп, а именно:

  1. Собственники организации.
  2. Сотрудники организации.
  3. Покупатели.
  4. Поставщики.
  5. Общество в целом.
  6. Кредиторы
  7. Дистрибьюторы.
 

    Факторы влияющие на миссию:

  1. История фирмы
  2. Существующий стиль управления
  3. Состояние среды функционирования организации.
  4. Имеющиеся ресурсы.
  5. Отличительные особенности, которыми обладает организация.
 

    Характеристики  организации, которые  должны быть отражены в миссии:

  1. Целевые ориентиры организации. То есть то, на решение каких задач направлена деятельность организации и к чему стремиться организация в долгосрочной перспективе.
  2. Сфера деятельности организации.
  3. Философия организации.
  4. Возможности и способы функционирования организации, отражающие то, в чем сила организации, ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, способы и технологии выполнения работ, имеющиеся ноу-хау.
 

    Цели

    Цель  – это желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации, это конкретное состояние отдельных  характеристик организации, достижения которых является для нее желательным.

    Роль  целей в организации:

  1. Исходная точка планирования.
  2. Основа построения организационных отношений.
  3. Основа системы мотивации в организации.
  4. Исходная точка в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
 
 
 

    Требования к целям:

  1. Достижимость целей. Нереальная для достижения цель, приводит к демотивации работников, снижению эффективности организации.
  2. Цели должны быть гибкими. Предполагает, что цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность сделать корректировку, в соответствии с изменениями во внешней среде.
  3. Цели должны быть измеримыми, то есть, сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо каким то другим образом, объективно оценить была ли цель достигнута. Неизмеримые цели порождают конфликты, затрудняют процесс оценки результатов деятельности.
  4. Цели должны быть конкретными. Показывается, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто будет это делать.
  5. Цели должны быть совместимыми. В случае требовании к целям совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии компании, краткосрочные цели долгосрочным.  Важно также, чтобы цели не противоречили друг другу, особенно если они касаются прибыльности, установлению конкурентной позиции, усилению позиции на существующем рынке, проникновение на новые рынки, благотворительность.
  6. Цели должны быть приемлемыми для основных заинтересованных в деятельности организации лиц.
 

    Классификация целей:

  1. По временному периоду:

    А) Стратегические. Устанавливаются на длительный период, длительность которого колеблется в  зависимости от состояния и устойчивости экономики и может составлять период от 1 года до 5-10 лет.

    Б) Тактические. Являются логически развернутыми стратегическими  целями. Устанавливаются на более  короткий период. От 1 года до 5 лет при  условии стабильного развития.

    В) Оперативные. Представляют собой конкретизацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе.

Информация о работе Лекции по менеджменту