Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:31, курс лекций
5 тем.
Раздел 1. Введение в менеджмент
Тема 1. Начала менеджмента
1.1. Менеджмент и менеджеры
1.1.1. Что означает термин «менеджмент»
1.1.2. Кто такой менеджер
1.2.Эволюция теории менеджмента
1.2.1. Г. Таун
1.2.2. Ф. Тейлор
1.2.3. А. Файоль
1.2.4. Э. Мэйо
1.2.5. Д. Мак-Грегор
1.2.6. Вклад различных направлений в теорию менеджмента
1.3. Функции менеджмента
1.3.1. Понятие функций менеджмента
1.3.2. Планирование
1.3.3. Организация
1.3.4. Мотивация
1.3.5. Контроль
Выводы
Раздел 2. Функции менеджмента
Тема 2. Организация и организационные структуры
2.1. Понятия организации и организационных структур
2.2. Компоненты и типы организационных структур
2.2.1. Понятия звена и уровня управления
2.2.2. Бюрократические структуры
2.2.3. Департаментализация бюрократических структур
2.2.4. Дивизиональные структуры
2.2.5. Адаптивные структуры
2.3. Централизованные и децентрализованные организации
2.3.1. Преимущества и недостатки централизованных организаций
2.3.2. Особенности децентрализованных организаций
2.3.3. Критерии структур управления
Выводы
Тема 3. Стратегическое планирование
3.1. Сущность понятия
3.2. Процесс стратегического планирования
3.2.1. Фазы стратегического планирования
3.2.2. Миссия организации
3.2.3. Цели организации
3.2.4. Анализ внешней среды
3.2.5. Анализ внутренней среды
Выводы
Тема 4. Мотивация
4.1. Понятие мотивации
4.1.1. Содержание понятия
4.2. Содержательные теории мотивации
4.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу
4.2.2. Теория Мак-Клелланда
4.2.3. Теория Герцберга
4.3. Процессуальные теории мотивации
4.3.1. Теория ожиданий
4.3.2. Теория справедливости
4.3.3. Модель Портера-Лоулера
Выводы
Тема 5. Управление персоналом
5.1. Управление и власть
5.2. Личностный и поведенческий подходы к управлению
5.3. Стили управления
5.3.1. Автократический (авторитарный) стиль управления
5.3.2. Либеральный стиль управления
5.3.3. Демократический стиль управления
Выводы
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в менеджмент
Тема 1. Начала менеджмента
1.1. Менеджмент и менеджеры
1.1.1. Что означает термин «
1.1.2. Кто такой менеджер
1.2.Эволюция теории менеджмента
1.2.1. Г. Таун
1.2.2. Ф. Тейлор
1.2.3. А. Файоль
1.2.4. Э. Мэйо
1.2.5. Д. Мак-Грегор
1.2.6. Вклад различных направлений в теорию менеджмента
1.3. Функции менеджмента
1.3.1. Понятие функций менеджмента
1.3.2. Планирование
1.3.3. Организация
1.3.4. Мотивация
1.3.5. Контроль
Выводы
Раздел 2. Функции менеджмента
Тема 2. Организация и организационные структуры
2.1. Понятия организации и
2.2. Компоненты и типы
2.2.1. Понятия звена и уровня управления
2.2.2. Бюрократические структуры
2.2.3. Департаментализация
2.2.4. Дивизиональные структуры
2.2.5. Адаптивные структуры
2.3. Централизованные и
2.3.1. Преимущества и недостатки централизованных организаций
2.3.2. Особенности децентрализованных организаций
2.3.3. Критерии структур управления
Выводы
Тема 3. Стратегическое планирование
3.1. Сущность понятия
3.2. Процесс стратегического
3.2.1. Фазы стратегического планирования
3.2.2. Миссия организации
3.2.3. Цели организации
3.2.4. Анализ внешней среды
3.2.5. Анализ внутренней среды
Выводы
Тема 4. Мотивация
4.1. Понятие мотивации
4.1.1. Содержание понятия
4.2. Содержательные теории
4.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу
4.2.2. Теория Мак-Клелланда
4.2.3. Теория Герцберга
4.3. Процессуальные теории
4.3.1. Теория ожиданий
4.3.2. Теория справедливости
4.3.3. Модель Портера-Лоулера
Выводы
Тема 5. Управление персоналом
5.1. Управление и власть
5.2. Личностный и поведенческий подходы к управлению
5.3. Стили управления
5.3.1. Автократический (авторитарный) стиль управления
5.3.2. Либеральный стиль управления
5.3.3. Демократический стиль
Выводы
Список литературы
РАЗДЕЛ 1
ВВЕДЕНИЕ
В МЕНЕДЖМЕНТ
ТЕМА
1. НАЧАЛА МЕНЕДЖМЕНТА
Формирование
в Украине рыночных отношений
невозможно без коммерциализации всей
хозяйственной деятельности, а также
без подготовки управленческого персонала,
способного эффективно работать в новых
условиях. Ключевая роль в этом процессе
принадлежит менеджменту.
1.1. Менеджмент и менеджеры
Рассмотрим содержание основополагающих терминов – «менеджмент» и «менеджер».
1.1.1. Ч т о о з н а ч а е т т е р м и н «м е н е д ж м е н т»
Слово «менеджмент» (management) обычно переводится с английского как «управление». В свою очередь, глагол to manage (управлять) произошел от корня латинского слова manus (рука). Первоначально этот термин означал умение объезжать лошадей или править ими. Затем данным термином стали обозначать умение управлять колесницами. Сегодня речь идет об управлении людьми. Под этим подразумевают умение добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения.
Однако менеджмент нельзя считать только процессом управления людьми. В английском языке семантика слова «менеджмент» сложна. Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно почерпнуть такие его толкования: 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость; 4) административная единица [107].
П. Друкер, американский авторитет в области теории менеджмента, дает следующие разъяснения: «Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования» [100, с. 108]. Например, когда на Западе говорят о крупной фирме, то под менеджментом подразумевают ее руководство, поскольку именно оно представляет предприятие в обществе.
Таким образом, термин «менеджмент» употребляется не в одном значении, а альтернативно: управление, область человеческих знаний, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Любая организация, будь то государственное учреждение или церковь, независимо от правовой формы, должна иметь руководство. Вместе с тем менеджмент предприятий отличается от других его видов. Здесь его задачей является производство товаров (услуг) для удовлетворения различных потребностей клиентов и достижения на этой основе целей организации.
Как
отрасль знаний менеджмент представляет
собой междисциплинарную
1.1.2. К т о т а к о й м е н е д ж е р?
В буквальном переводе с английского manager - руководитель, управляющий. Понятие «менеджер» используется для обозначения различных должностей, таких, как директор, руководитель, заведующий, начальник. Менеджером является и президент крупного международного концерна, и заведующий магазином, и администратор рок-группы.
Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, различны.
Менеджер руководит работой одного, нескольких или многих сотрудников.
Менеджер управляет частью или всем предприятием, имея определенную самостоятельность для принятия решений.
Менеджер - это, прежде всего наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно сам выполняет определенный объем управленческих функций [48, с. 50].
Качества, которыми должен обладать менеджер, впервые сформулировал выдающийся представитель научного менеджмента, французский администратор и предприниматель А. Файоль (1841-1925): 1) здоровье и физическая бодрость; 2) ум и интеллектуальные способности; 3) моральные качества, такие, как настойчивость, энергия, мужество в принятии решений и ответственность, чувство долга; 4) хорошее образование; 5) управленческие способности: предвидение, умение разработать план действий, организационные навыки, искусство общения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей, умение их контролировать; 6) общая осведомленность обо всех существенных функциях предприятия; 7) подлинная компетентность в специфической деятельности, которая характеризует организацию.
В условиях рыночной экономики менеджеры производственных, коммерческих и финансовых предприятий должны придерживаться предпринимательского стиля управления, руководствоваться в своих решениях экономическими соображениями, поскольку эффективность их деятельности оценивается экономическими показателями.
В связи с этим менеджеры обязаны хорошо владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу, перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодные сферы применения, другими словами, быть предприимчивыми 1.
Для работы по управлению в условиях рынка нужен иной руководитель, чем требовался при командно-распределительной системе (табл. 1.1). На смену руководителю-диспетчеру - послушному, исполнительному, преданному вышестоящему начальнику, ориентированному не на повышение своего профессионализма, а на снятие с себя ответственности и установление нужных контактов с "верхами", должен прийти руководитель нового типа -
1 Предприниматель - это человек, который осуществляет бизнес, т. е. затевает новое дело, реализует нововведения, вкладывает в них собственные средства и принимает на себя связанный с этим определенный риск.
Таблица 1.1
Сопоставление качеств руководителей
Менеджер | Хозяйственный руководитель командного типа |
Нацеленность
на прибыль Рациональное ведение хозяйства на основе минимизации расходов Гибкость
и приспосабливаемость к из- Творческий подход, восприимчивость к новациям и заинтересованность к ним Умение
принимать своевременные Предпочтение экономической и соци-ально-психологической мотивации в управлении персоналом |
Нацеленность
на выполнение плано-вых показателей
и указаний вышесто-ящих органов
Достижение цели любой ценой, затра-тное хозяйствование Так называемое зашоренное управле-ние, базирующееся преимущественно на учете изменений в командно-адми-нистративной иерархии и приспособ-лении к ним Боязнь нововведений, в основном рас-сматриваемых дестабилизирующий фактор Уход от единоличных решений и боязнь ответственности в случае их принятия Предпочтение волевой мотивации и управлении персоналом |