Лекции по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:31, курс лекций

Краткое описание

5 тем.

Оглавление

Раздел 1. Введение в менеджмент
Тема 1. Начала менеджмента
1.1. Менеджмент и менеджеры
1.1.1. Что означает термин «менеджмент»
1.1.2. Кто такой менеджер
1.2.Эволюция теории менеджмента
1.2.1. Г. Таун
1.2.2. Ф. Тейлор
1.2.3. А. Файоль
1.2.4. Э. Мэйо
1.2.5. Д. Мак-Грегор
1.2.6. Вклад различных направлений в теорию менеджмента
1.3. Функции менеджмента
1.3.1. Понятие функций менеджмента
1.3.2. Планирование
1.3.3. Организация
1.3.4. Мотивация
1.3.5. Контроль
Выводы
Раздел 2. Функции менеджмента
Тема 2. Организация и организационные структуры
2.1. Понятия организации и организационных структур
2.2. Компоненты и типы организационных структур
2.2.1. Понятия звена и уровня управления
2.2.2. Бюрократические структуры
2.2.3. Департаментализация бюрократических структур
2.2.4. Дивизиональные структуры
2.2.5. Адаптивные структуры
2.3. Централизованные и децентрализованные организации
2.3.1. Преимущества и недостатки централизованных организаций
2.3.2. Особенности децентрализованных организаций
2.3.3. Критерии структур управления
Выводы
Тема 3. Стратегическое планирование
3.1. Сущность понятия
3.2. Процесс стратегического планирования
3.2.1. Фазы стратегического планирования
3.2.2. Миссия организации
3.2.3. Цели организации
3.2.4. Анализ внешней среды
3.2.5. Анализ внутренней среды
Выводы
Тема 4. Мотивация
4.1. Понятие мотивации
4.1.1. Содержание понятия
4.2. Содержательные теории мотивации
4.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу
4.2.2. Теория Мак-Клелланда
4.2.3. Теория Герцберга
4.3. Процессуальные теории мотивации
4.3.1. Теория ожиданий
4.3.2. Теория справедливости
4.3.3. Модель Портера-Лоулера
Выводы
Тема 5. Управление персоналом
5.1. Управление и власть
5.2. Личностный и поведенческий подходы к управлению
5.3. Стили управления
5.3.1. Автократический (авторитарный) стиль управления
5.3.2. Либеральный стиль управления
5.3.3. Демократический стиль управления
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

      Генеральный директор

      

      

      Коммерческий                                 Директор по                                   .  .  .

         директор                                       производству

        

        
 

      Рис. 2.3

международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-экономическими системами  и законодательствами. Для организаций  указанного типа наиболее подходят дивизиональные структуры.

      2.2.4.   Д и в и з и о н а л ь н ы е   с т р у к т у р ы

      При дивизиональной структуре деление  организации на элементы и блоки  происходит не по отделам, как в предыдущей структуре, а по видам товаров  и услуг, группам покупателей  или географическим районам. К дивизиональным структурам относятся региональные, продуктовые, ориентированные на потребителя и т. п. Рассмотрим некоторые из них.

      Отдельные фирмы производят большой ассортимент  товаров и услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп  покупателей или рынков. Каждая группа или рынок имеют четко определенные специфические потребности. Если два или более элементов становятся особенно важными для фирмы, она может использовать структуру управления, ориентированную на потребителя, при которой подразделения группируются вокруг определенных категорий потребителей. Принципиальная схема такой структуры управления изображена на рис. 2.4.

      Недостатком этой структуры управления является дублирование управленческих функций. Интересно, что структура управления, ориентированная на потребителя, в последние годы находит все большее применение в банковской системе, издательствах и даже в сфере образования. Так, стало уже привычным, что имеются не только традиционные общеобразовательные структуры, но и специальные

      Вице-президент группы энергопользования

        и обслуживания

 

  Отдел  использо-            Отдел использо-           Отдел исполъзо-            Отдел обслу-

   вання энергии в             вания энергии              вания энергии в                 живания

 промышленности                в торговле                жилищно-быто-              потребителя

                                                                                     вом секторе

                                                                   Рис. 2.4

      Южная железная дорога

        

      Отделение в Полтаве                       Отделение в Сумах                          • • • 

      Рис. 2.5 
 

подразделения для обучения взрослых, повышения  квалификации руководителей, самообразования; появляются коммерческие договорные группы.

      Если  деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может  оказаться целесообразной организация  структуры управления по территориальному принципу, т. е. региональная организационная  структура (рис. 2.5).

      Управление  железными дорогами содержит элементы структуры, ориентированной на потребителя (грузо- и пассажироперевозки), и  регионы (отделения).

      2.2.5.   А д а п т и в н ы  е   с т р у к т у  р ы

      Структура управления бюрократического типа по мере развития производства становится тормозом эффективного управления. Начиная с 60-х гг. внешние условия деятельности некоторых организаций менялись так быстро, а технологии развивались так стремительно, что недостатки бюрократических структур управления стали перевешивать их достоинства. Чтобы организации имели возможность реагировать на изменения окружающей среды и внедрять новые технологии, были разработаны адаптивные организационные структуры. Их можно модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды подобно тому, как это делают живые организмы. 

                ФИРМА

      

                 Производственные             Бухгалтерский                  Маркетинг

                мощности                              учет

Проект  А -  Производственная             Бухгалтерская               Маркетинговая

                  группа                                 группа                             группа 

Проект  Б -  Производственная              Бухгалтерская               Маркетинговая

                  группа                                  группа                             группа

             

Проект  В -  Производственная              Бухгалтерская               Маркетинговая

                     группа                                   группа                            группа 

      Рис. 2.6 
 

      Типичным  представителем адаптивных структур являются матричные структуры управления, принципиальная схема которых показана на рис. 2.6.

      В матричной организации члены  проектной группы подчиняются как  руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они работают постоянно. Иными словами, это несколько видоизмененная структура функционального типа.

      Руководитель  проекта в матричной структуре  обладает так называемыми проектными полномочиями и несет полную ответственность за реализацию только одного своего проекта. Руководитель обычного отдела должен «разрываться» между несколькими проектами одновременно.

      Основной  недостаток матричной структуры - ее сложность. Но, несмотря на это, матричная  организация используется во многих областях: в химической промышленности, банковском деле и страховании, электронике и производстве вычислительной техники, в больницах, правительственных учреждениях, профессиональных союзах.

      Матричная структура (если использовать ее эффективно) дает возможность получать некоторые преимущества, присущие как функциональным, так и дивизиональным структурам. Она позволяет достичь некоторой гибкости, чего нет в функциональной структуре.   

      2.3. Централизованные и децентрализованные  организации

      Все организации условно можно разделить  на централизованные и децентрализованные.

      2.3.1.   П р е и м у щ е с  т в а   и   н е д  о с т а т к и

      ц е н т р а л и з о  в а н н ы х   о р  г а н и з а ц и й

      В малом предприятии все решения  могут приниматься его хозяином. Но по мере увеличения размеров предприятия  руководитель оказывается перегруженным, поскольку возрастает число решений, которые он должен принимать. В связи с этим возникает необходимость в передаче менее важных решений на усмотрение подчиненных, т. е. в делегировании руководителем части своих полномочий. В тех случаях, когда таким образом передается значительная часть полномочий, можно говорить о децентрализованной организации. Термин «централизация», наоборот, указывает, что ответственность сохраняется за подразделениями или отделами, относящимися к центральному аппарату управления фирмой или дирекции. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными.

      Децентрализованными называются такие организации, в  которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют широкие полномочия в конкретных областях деятельности.

      На  практике, однако, не встречаются полностью  централизованные или децентрализованные организации. Степень централизации  варьирует от организации, где большая часть (если не все) полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, остается на высшем уровне управления, до организации, где большая часть полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит в степени делегирования прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или в сравнении с собой же, но в другие периоды.

      Каждая  из указанных структур имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества и недостатки централизованных структур указаны в табл. 2.1. 

      2.3.2.   О с о б е н н о с  т и   д е ц е н т  р а л и з о в а н  н ы х 

      о р г а н и з а ц и  й 

      Децентрализованные  организации обычно имеют меньше уровней управления. Децентрализация компании проводится, во-первых, путем устранения некоторых уровней

      Таблица 2.1

      Преимущества  и недостатки централизации 

Преимущества Недостатки
Решения    принимаются управляю-щим, хорошо представляющим себе работу всей организации. 

Лица, принимающие решения на выс-ших уровнях управления, обычно име-ют лучшее образование и подготовку, чем руководители низших уровней. 

Позволяет избежать ситуации, при ко-торой  одни отделы организации растут и  развиваются за счет других в целом.

Позволяет экономно и легко использо-вать опыт и знания персонала центра-льного административного органа.

Значительно большая согласованность принимаемых  решений на всех уров-нях управления организации.

Решения    принимаются управляю-щим, плохо  осведомленным о кон-кретных обстоятельствах. 

Лица, принимающие  решения на выс-ших уровнях управления, редко всту-пают в прямые контакты с работника-ми, которые должны реализовать  эти решения.

Протяженные линии коммуникаций (цепи команд) вызывают значитель-ные потери времени.

Управляющие низшего звена недово-льны тем, что они отстранены от про-цесса подготовки и принятия решения.

Значительное  повышение вероятности появления  ошибочных решений из-за увеличения числа лиц, участвующих в их подготовке.

 

управления  и, во-вторых, за счет предоставления больших прав и обязанностей оставшимся руководителям. Децентрализация является следствием одного из принципов менеджмента: решения целесообразно принимать на возможно более низком уровне. Преимущества и недостатки децентрализации показаны в табл. 2.2.

      Таблица 2.2

      Преимущества  и недостатки децентрализации

Преимущества Недостатки
Объем информации, необходимой для каждого  уровня управления, резко снижается. Отсюда вытекает, что ре-шения принимаются  быстрее.

Решения принимает тот управляющий, который ближе всего стоит к возник-шей проблеме, располагает наиболь-шей информацией по проблеме и, сле-довательно, лучше всех ее знает.

Резко стимулирует инициативу управ-ляющих, позволяя им испытывать та-кой же энтузиазм  в своем подразделе-нии, каким  отличается независимый предприниматель в своем бизнесе.

Создает лучшие условия для профес-сионального  роста молодых управляю-щих, особенно среднего звена, предо-ставляя им возможность  принимать важные решения в самом  начале карьеры.

Решения могут  приниматься на основе неполной информации и слабой коор-динации действий подразделений, уча-ствующих в их подготовке.

Оплата  управляющих выше, посколь-ку на низшем уровне требуются более образованные и высокооплачиваемые руководители. 

Круг  интересов управляющих посте-пенно сужается, они могут становить-ся все более заинтересованными в ус-пешной работе своих подразделений, а не фирмы в целом.

Препятствует  унификации правил и процедур работы всех подразделений организации.

Информация о работе Лекции по менеджменту