Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:31, курс лекций
5 тем.
Раздел 1. Введение в менеджмент
Тема 1. Начала менеджмента
1.1. Менеджмент и менеджеры
1.1.1. Что означает термин «менеджмент»
1.1.2. Кто такой менеджер
1.2.Эволюция теории менеджмента
1.2.1. Г. Таун
1.2.2. Ф. Тейлор
1.2.3. А. Файоль
1.2.4. Э. Мэйо
1.2.5. Д. Мак-Грегор
1.2.6. Вклад различных направлений в теорию менеджмента
1.3. Функции менеджмента
1.3.1. Понятие функций менеджмента
1.3.2. Планирование
1.3.3. Организация
1.3.4. Мотивация
1.3.5. Контроль
Выводы
Раздел 2. Функции менеджмента
Тема 2. Организация и организационные структуры
2.1. Понятия организации и организационных структур
2.2. Компоненты и типы организационных структур
2.2.1. Понятия звена и уровня управления
2.2.2. Бюрократические структуры
2.2.3. Департаментализация бюрократических структур
2.2.4. Дивизиональные структуры
2.2.5. Адаптивные структуры
2.3. Централизованные и децентрализованные организации
2.3.1. Преимущества и недостатки централизованных организаций
2.3.2. Особенности децентрализованных организаций
2.3.3. Критерии структур управления
Выводы
Тема 3. Стратегическое планирование
3.1. Сущность понятия
3.2. Процесс стратегического планирования
3.2.1. Фазы стратегического планирования
3.2.2. Миссия организации
3.2.3. Цели организации
3.2.4. Анализ внешней среды
3.2.5. Анализ внутренней среды
Выводы
Тема 4. Мотивация
4.1. Понятие мотивации
4.1.1. Содержание понятия
4.2. Содержательные теории мотивации
4.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу
4.2.2. Теория Мак-Клелланда
4.2.3. Теория Герцберга
4.3. Процессуальные теории мотивации
4.3.1. Теория ожиданий
4.3.2. Теория справедливости
4.3.3. Модель Портера-Лоулера
Выводы
Тема 5. Управление персоналом
5.1. Управление и власть
5.2. Личностный и поведенческий подходы к управлению
5.3. Стили управления
5.3.1. Автократический (авторитарный) стиль управления
5.3.2. Либеральный стиль управления
5.3.3. Демократический стиль управления
Выводы
Список литературы
Часто задают вопрос: что лучше - централизованная или децентрализованная структура? Правильный ответ: ни та, ни другая. Лучшая организация совмещает преимущества обеих. Организационная структура компании может зависеть от преимуществ управления, используемых ее руководителями, деловых качеств управляющих низших уровней, характера коммерческих операций и ряда других факторов.
2.3.3. К р и т е р и и с т р у к т у р у п р а в л е н и я
Принимая решение о практическом использовании той или иной структуры управления, необходимо учитывать следующие критерии оценки структур:
1.
Способность к повышению
2.
Способность к повышению
3.
Способность быстро
4.
Способность к повышению
5. Способность системы к
Функциональные
и линейно-штабные структуры
выводы
1.
Организация — основная
2.
Организационные структуры
3.
На практике применяются самые
разные типы структур
4. Каждой структуре управления присуща определенная степень свободы действий должностных лиц. В этой связи их можно поделить на централизованные и децентрализованные.
5. Ни один тип или вид структур управления не является лучшим сам по себе. Лучшая структура организации совмещает преимущества централизованных и децентрализованных организаций. Именно поэтому в реальной жизни встречаются различные сочетания типов и видов структур.
6.
Тенденция развития структур
управления в условиях
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.
Чем определяется
2. В чем вы видите различия между понятиями организации и организационной структуры?
3.
Из каких элементов
4.
В чем состоят различия между
бюрократическими и
5.
Назовите и охарактеризуйте
6.
Охарактеризуйте и приведите
примеры матричных структур
7. К чему сводятся достоинства и недостатки централизованных структур организации?
8.
В чем заключаются достоинства
и недостатки
9.
Какие вы знаете критерии
ТЕМА
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1. Сущность понятия
Слово «стратегия» происходит от греческого strategos – «искусство военачальника». Применительно к экономике стратегия - это долгосрочный взаимосвязанный комплекс видов деятельности, направленный на обеспечение жизнеспособности и экономической мощи предприятия по отношению к его конкурентам. Что же касается понятия «стратегическое планирование», то, по мнению авторов, наиболее полно отражает его сущность следующее определение: «Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации и их изменения, ресурсов для их достижения и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов» [34, с.18].
Стратегическое планирование затрагивает интересы всех работников предприятия. Так, если глава корпорации пожелает в перспективе иметь в личном пользовании несколько роскошных особняков на морском побережье и соответствующим образом будет направлять деятельность предприятия, то такое решение будет противоречить как интересам производства, так и коллектива в целом. Стратегическое планирование направлено на то, чтобы обеспечить успех фирме, закрепить завоеванные ею позиции на рынке сбыта, определить перспективы для дальнейшего роста.
Вместе с тем стратегический план, с одной стороны, сориентирован на отдаленную перспективу, а с другой - должен быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было внести в него изменения. Практически это программа деятельности фирмы в течение длительного времени; ее необходимо приспосабливать к постоянно меняющейся деловой и социальной обстановке. Современный ритм жизни динамичен, и лишь стратегическое планирование может обеспечить руководству устойчивое прогнозирование будущих проблем и возможностей для их решения. Для этого используются системы стратегического и долгосрочного планирования.
Система
долгосрочного планирования строится
на предпосылке предсказуемости
будущего путем экстраполяции
В
системе стратегического планирования,
как отмечает И. Ансофф [5, с. 13], отсутствует
предположение о том, что будущее всегда
лучше прошлого, и в соответствии с этой
установкой строят свою работу плановые
отделы и все другие структуры, причастные
к разработке планов структуры.
3.2.
Процесс стратегического
Ведущие в своей отрасли предприятия быстрее других реагируют на изменения внешней среды. Главная причина их успеха - это способность вовремя вносить коррективы в работу. А для этого фирма периодически должна ставить такие вопросы:
- Чего мы хотим? Что объективно невозможно?
-
Какие опасности нас
- В чем наши сильные и слабые стороны? Какими возможностями мы располагаем?
Процесс стратегического планирования по критерию эффективности можно условно разделить на четыре фазы.
3.2.1. Ф а з ы с т р а т е г и ч е с к о г о
п л а н и р о в а н и я
Первая фаза - финансовое планирование. Оно ограничивается процедурой составления годового бюджета и базируется на оценках и интуиции высшего руководства. Это вносит элементы субъективизма.
Вторая
фаза предусматривает сочетание
финансового и долгосрочного
планирования. Финансовые результаты
прогнозируются обычно на 3-5 лет вперед,
зачастую основываясь на результатах
прошлой экономической
Недостаток такого подхода состоит в том, что будущее трудно предсказать, используя только финансовые показатели. Кроме того, в процессе работы корректировки делаются только при крайней необходимости. Эта фаза характерна для развития промышленности в первой половине XX в. В наше время решения по такой схеме принимают предприятия с несложной организационной структурой.
Третья фаза - концентрация внимания на факторах внешнего окружения: новейших технологических разработках, демографических, социальных, экономических. На основе полученных данных и углубленного исследования рынков сбыта могут разрабатываться альтернативные стратегии.
Четвертая фаза – стратегический менеджмент. Помимо действий, относящихся к предыдущим фазам, здесь фирмы основное внимание уделяют сохранению и укреплению позиций на рынках. В настоящее время все ведущие корпорации развитых стран в области планирования используют стратегический менеджмент.
Процесс стратегического планирования можно представить в виде схемы, показанной на рис. 3.1. Основополагающей идеей, как видно из схемы, является миссия организации. В соответствии с избранной миссией высшим руководством ставятся цели. Для реализации целей необходимо исследовать все факторы внешнего и внутреннего окружения с тем, чтобы впоследствии сформулировать возможные стратегии. Анализ разработанных стратегий и выбор оптимальной производится с учетом возможностей фирмы и факторов внешнего окружения. Выбором стратегии в основном заканчивается процесс планирования. На этапах реализации и последующей оценки принятой стратегии выявляются ее сильные и слабые стороны, при необходимости вносятся соответствующие коррективы.
Многие фирмы после анализа реализации разработанных планов корректируют и миссию организации. Например, в последнее время предприятия, выпускающие детские игрушки, акцентируют внимание потребителей на их гигиеничности, безопасности. Фирмы, производящие пищевые продукты, делают ставку на экологически чистые ингредиенты, с малым содержанием жиров и сахара. Все это явилось следствием изменений в общественном сознании, в формировании которого наряду с общественными и государственными организациями принимают участие корпорации.
Рассмотрим
составляющие стратегического планирования
более подробно.
Миссия
организации
Оценка
Реализация
стратегии
Рис.
3.1
3.2.2. М и с с и я о р г а н и з а ц и и
Каждое
предприятие имеет систему