Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:31, курс лекций
5 тем.
Раздел 1. Введение в менеджмент
Тема 1. Начала менеджмента
1.1. Менеджмент и менеджеры
1.1.1. Что означает термин «менеджмент»
1.1.2. Кто такой менеджер
1.2.Эволюция теории менеджмента
1.2.1. Г. Таун
1.2.2. Ф. Тейлор
1.2.3. А. Файоль
1.2.4. Э. Мэйо
1.2.5. Д. Мак-Грегор
1.2.6. Вклад различных направлений в теорию менеджмента
1.3. Функции менеджмента
1.3.1. Понятие функций менеджмента
1.3.2. Планирование
1.3.3. Организация
1.3.4. Мотивация
1.3.5. Контроль
Выводы
Раздел 2. Функции менеджмента
Тема 2. Организация и организационные структуры
2.1. Понятия организации и организационных структур
2.2. Компоненты и типы организационных структур
2.2.1. Понятия звена и уровня управления
2.2.2. Бюрократические структуры
2.2.3. Департаментализация бюрократических структур
2.2.4. Дивизиональные структуры
2.2.5. Адаптивные структуры
2.3. Централизованные и децентрализованные организации
2.3.1. Преимущества и недостатки централизованных организаций
2.3.2. Особенности децентрализованных организаций
2.3.3. Критерии структур управления
Выводы
Тема 3. Стратегическое планирование
3.1. Сущность понятия
3.2. Процесс стратегического планирования
3.2.1. Фазы стратегического планирования
3.2.2. Миссия организации
3.2.3. Цели организации
3.2.4. Анализ внешней среды
3.2.5. Анализ внутренней среды
Выводы
Тема 4. Мотивация
4.1. Понятие мотивации
4.1.1. Содержание понятия
4.2. Содержательные теории мотивации
4.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу
4.2.2. Теория Мак-Клелланда
4.2.3. Теория Герцберга
4.3. Процессуальные теории мотивации
4.3.1. Теория ожиданий
4.3.2. Теория справедливости
4.3.3. Модель Портера-Лоулера
Выводы
Тема 5. Управление персоналом
5.1. Управление и власть
5.2. Личностный и поведенческий подходы к управлению
5.3. Стили управления
5.3.1. Автократический (авторитарный) стиль управления
5.3.2. Либеральный стиль управления
5.3.3. Демократический стиль управления
Выводы
Список литературы
Позже А. Маслоу объяснит причины этого явления тем, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Подробнее об этом речь пойдет в последующих темах.
1.2.5. Д. М а к - Г р е г о р
В 50-е годы школа человеческих отношений эволюционизировала в школу поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время) благодаря развитию психологии и социологии. Главное в концепции этой школы заключается в том, что повышение эффективности работы организации должно происходить за счет более эффективного использования ее человеческих ресурсов. Поэтому менеджеру следует сосредоточиться в первую очередь на методах налаживания межличностных отношений. Одним из видных представителей школы поведенческих наук являлся Дуглас Мак-Грегор (1906-1964), опубликовавший в 1960 г. книгу «Человеческая сторона предприятия». В основу своей концепции он положил теории, условно обозначив их символами «X» и «Y». Эти теории отражают два подхода к оценке отношения человека к труду.
Теория «X». Согласно этой теории обычному человеку изначально присуще внутреннее неприятие труда, он ленив и безынициативен. Все его помыслы сосредоточены на том, как бы увильнуть от работы и избежать ответственности. Людям свойственны лишь весьма незначительные амбиции, главным же образом они нуждаются в защите. Этим обосновывается необходимость всепроникающего контроля и подробной регламентации для большинства работников. Чтобы побудить людей к усилиям для достижения целей организации, их нужно принуждать и направлять. Вместе с тем это сковывает их инициативу, лишает воли и интереса к работе. Такой подход требует строго иерархического подчинения и приводит к разрастанию управленческого аппарата. Последний видит свое предназначение в рациональном распределении всех ресурсов и контроле за их использованием.
Теория
«X» соответствовала
Теория «Y». С началом перехода индустриального общества в информационное, когда оно стало располагать качественно новой производственной базой, изменившей характер труда, пришло время теории «Y». Ее создателем и был Д. Мак-Грегор.
Согласно теории «Y» человек трудолюбив, стремится отличиться на работе, охотно берет на себя ответственность и даже жаждет ее. Он полон идей, главное для него - реализация своего творческого потенциала. Это, в свою очередь, предполагает предоставление работникам максимальной самостоятельности, в связи с чем отпадает необходимость в детальном контроле и регламентации их деятельности. Более того, менеджер допускает участие подчиненных в управлении, ибо наиболее эффективные решения принимаются теми, кого они непосредственно затрагивают.
Однако, как показала практика, расширение самостоятельности подчиненных, их участие в управлении оказались эффективными лишь для некоторых работников и только в определенных ситуациях.
1.2.6. В к л а д р а з л и ч н ы х н а п р а в л е н и й
в т е о р и ю м е н е д ж м е н т а
Итак,
рассмотрены различные
Школа научного управления
Использование научного анализа для определения наилучших способов выполнения задачи.
Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Классическая школа управления
Развитие принципов управления.
Описание функций управления.
Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений
и школа поведенческих наук
Применение
приемов управления межличностными
отношениями для повышения
Но
этим далеко не исчерпываются теоретические
основы современного менеджмента.
В последующих темах при изучении
различных аспектов менеджмента рассмотрены
теории иерархии потребностей А. Маслоу,
мотивационной гигиены Ф. Герцберга,
личности руководителя и ряд других.
1.3. Функции менеджмента
Содержание менеджмента раскрывается в его функциях. В литературе по управлению встречаются разные подходы к классификации функций менеджмента, иногда даже противоречащие друг другу. Объясняется это тем, что в условиях постоянно усложняющегося общественного производства трудно выделить универсальный классификационный признак, на основании которого сгруппированные функции могли бы наиболее полно и всесторонне характеризовать управленческую деятельность. Поэтому в подразделе рассмотрены общие функции менеджмента, являющиеся обязательными для любой системы управления и признанные большинством исследователей.
1.3.1. П о н я т и е ф у н к ц и й м е н е д ж м е н т а
Функции менеджмента - это обособленные виды управленческой деятельности, использование которых дает возможность достижения целей организации.
Выделение отдельных функций представляет собой объективный процесс, порождаемый разделением и специализацией управленческого труда. Поэтому эволюцию управления можно рассматривать как процесс его дифференциации на относительно самостоятельные функции, вызванный, в первую очередь, потребностями производства. Совокупность же всех функций отражает содержание: а) деятельности по управлению объектом в целом; б) управленческого труда по выполнению конкретных задач: в) понятия «менеджмент».
Коротко охарактеризуем функции менеджмента, поскольку в последующих темах они рассмотрены детально.
1.3.2. П л а н и р о в а н и е
Планированию предшествует прогнозирование. Это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта управления, а также об альтернативных путях, методах и сроках достижения тех или иных его состояний. Как управленческая функция прогнозирование обычно связано с анализом состояния и оценкой перспектив фирмы в экономической, научно-технической и других областях.
Выражение «управлять - значит предвидеть» дает представление о значении, которое придается прогнозированию в деловом мире.
Однако прогнозирование не дает ответа на вопросы: что, кем, как, когда должно быть сделано. Поэтому необходимо принять решение о целях организации и действиях ее членов при их достижении, т. е. осуществить планирование. Оно представляет собой завершающий этап прогнозирования и отвечает на жизненно важные для организации вопросы: где находится организация? в каком направлении ее необходимо двигать? какие ресурсы для этого понадобятся?
Результат планирования - план (стратегический, среднесрочный, тактический). Он представляет собой мотивированную модель действий, созданную на основе внешней и внутренней среды фирмы и поставленных целей. Составление плана рассматривается как начальный этап процесса управления.
1.3.3. О р г а н и з а ц и я
Как только план составлен, необходимо подготовить и обеспечить его выполнение. Например, если у вас есть план постройки дома, то организация его выполнения будет включать, в частности, подбор и расстановку соответствующих работников, приобретение и доставку необходимых для строительства материалов. Организация как субъект - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Организация как функция - это деятельность по формированию оптимальной структуры управления и подбору кадров, по определению того, кто должен выполнять данную работу. После этого руководитель поручает отдельным работникам конкретные задачи, наделяя их правами и ответственностью. По отношению к управляемой системе организация включает четкое определение техники и технологии производства, организации, регламентации и стимулирования труда, его кооперации в целях наиболее эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.
Организация
управляющей системы
Таким образом, организация определяет основу управления в виде устойчивых связей между участниками производства.
Составной частью организации является координация. Она направлена на обеспечение согласованности между различными звеньями управления путем установления между ними, а также внутри всей организации наиболее рациональных связей. Важность координации обусловлена тем, что по мере роста масштабов производства увеличивается количество хозяйственных связей. Координация проявляется, например, в упорядочении действий производственных и непроизводственных подразделений, в устранении неритмичности в работе.
Пример нарушения этого принципа приводит упоминавшийся Ли Якокка. Придя в корпорацию «Крайслер», он установил, что менеджеры по производству и менеджеры по сбыту автомобилей не имеют между собой практически никакой связи. «Производственники строили автомобили, нисколько не интересуясь мнением сбытовиков. Они просто строили их, выводили на заводскую площадку, а затем довольствовались надеждой на то, что кто-нибудь их оттуда заберет. В результате накапливались громадные запасы и возникал финансовый кошмар» [99, с. 175].
1.3.4. М о т и в а ц и я
Наиболее трудная задача менеджера состоит в том, чтобы побудить его подчиненных хорошо работать, т. е. выполнять все, намеченное планом. Мотивация представляет собой систему поощрений и санкций, создающих заинтересованность всего коллектива и каждого работника в росте эффективности деятельности организации. Наряду с этим мотивация предусматривает и создание таких условий, при которых в полной мере раскрываются возможности работников.
Долгое время считалось, что люди будут работать лучше, если дать им возможность заработать больше. Но исследования, проведенные в XX в., показали, что создание внутреннего побуждения к действию (мотивация) есть результат совокупности меняющихся потребностей. Поэтому создание заинтересованности работников в достижении целей организации может быть обеспечено через выявление потребностей работников и их удовлетворение.
1.3.5. К о н т р о л ь
Контроль - это, прежде всего система прогнозирования отклонений с целью их своевременного предупреждения. Он представляет собой заключительную функцию управления. Роль контроля обусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей. Функция контроля состоит в сравнении фактически достигнутых результатов работы с планом. Кроме того, контроль является составным элементом каждой из рассмотренных функций управления. Он позволяет оперативно совершенствовать их выполнение для эффективной реализации принятых решений. Практический менеджмент сформулировал основные принципы контроля: 1) он осуществляется не столько за результатом, сколько за процессом; 2) поскольку контроль - вещь малоприятная, он должен быть предусмотрительным и заботливым; 3) важно отмечать хорошо сделанную работу, а не только уличать в нарушениях; 4) контроль - не цель, а инструмент управления; постоянный контроль приводит к падению качества работы; 5) контроль нужен там, где он нужен.
Заканчивая рассмотрение функций, важно подчеркнуть, что они не обособлены одна от другой. Во-первых, каждая из них - составная часть управленческого процесса, а их совокупное функционирование и есть процесс управления. Во-вторых, каждая из функций осуществляется на основе использования других. Например, мотивация требует и планирования, и организации, и контроля.
В-третьих, общим у них является и то, что все они требуют принятия решения, для чего необходима коммуникация (обмен информацией). На этом пункте остановимся подробнее, учитывая важность указанных процессов. В литературе их называют связующими.