Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:31, курс лекций
5 тем.
Раздел 1. Введение в менеджмент
Тема 1. Начала менеджмента
1.1. Менеджмент и менеджеры
1.1.1. Что означает термин «менеджмент»
1.1.2. Кто такой менеджер
1.2.Эволюция теории менеджмента
1.2.1. Г. Таун
1.2.2. Ф. Тейлор
1.2.3. А. Файоль
1.2.4. Э. Мэйо
1.2.5. Д. Мак-Грегор
1.2.6. Вклад различных направлений в теорию менеджмента
1.3. Функции менеджмента
1.3.1. Понятие функций менеджмента
1.3.2. Планирование
1.3.3. Организация
1.3.4. Мотивация
1.3.5. Контроль
Выводы
Раздел 2. Функции менеджмента
Тема 2. Организация и организационные структуры
2.1. Понятия организации и организационных структур
2.2. Компоненты и типы организационных структур
2.2.1. Понятия звена и уровня управления
2.2.2. Бюрократические структуры
2.2.3. Департаментализация бюрократических структур
2.2.4. Дивизиональные структуры
2.2.5. Адаптивные структуры
2.3. Централизованные и децентрализованные организации
2.3.1. Преимущества и недостатки централизованных организаций
2.3.2. Особенности децентрализованных организаций
2.3.3. Критерии структур управления
Выводы
Тема 3. Стратегическое планирование
3.1. Сущность понятия
3.2. Процесс стратегического планирования
3.2.1. Фазы стратегического планирования
3.2.2. Миссия организации
3.2.3. Цели организации
3.2.4. Анализ внешней среды
3.2.5. Анализ внутренней среды
Выводы
Тема 4. Мотивация
4.1. Понятие мотивации
4.1.1. Содержание понятия
4.2. Содержательные теории мотивации
4.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу
4.2.2. Теория Мак-Клелланда
4.2.3. Теория Герцберга
4.3. Процессуальные теории мотивации
4.3.1. Теория ожиданий
4.3.2. Теория справедливости
4.3.3. Модель Портера-Лоулера
Выводы
Тема 5. Управление персоналом
5.1. Управление и власть
5.2. Личностный и поведенческий подходы к управлению
5.3. Стили управления
5.3.1. Автократический (авторитарный) стиль управления
5.3.2. Либеральный стиль управления
5.3.3. Демократический стиль управления
Выводы
Список литературы
-
руководители всех звеньев и
уровней структуры должны быть
реально дееспособными и
-
структура должна иметь «
Виды Типы
Бюрократические Адаптивные
Департамента- Дивизио- Матричные Линейные Функциональные Линейно-
лизированные
нальные
Специализи- Специализи- Специализи- Специализи- Специализи- Специализи-
рованные по рованные по рованные по рованные по рованные по рованные по
функциям
отделам
товарам
услугам
товарам
услугам
Рис 2.1
командировка) без привлечения дополнительных лиц к управлению. Обязанности руководителя автоматически должно принять другое лицо в управлении, иногда даже не являющееся официальным заместителем этого руководителя;
-
и, наконец, структура должна
быть экономичной, т. е.
Развитие управленческих структур определяется не желанием руководителя институционального уровня, а типом экономического роста. Доиндустриальный тип экономического роста породил линейную структуру организации (руководство Моисеем евреями при исходе из Египта, структура войска Чингисхана при завоевании Киевской Руси). Индустриальный тип роста породил функциональную и линейно-штабную структуры управления. Наконец, переход общества к постиндустриальному типу роста вызвал к жизни дивизиональные, матричные и адаптивные структуры организаций. Классификация структур управления дана на рис. 2.1, они подробно рассмотрены в следующих подразделах главы.
2.2.2. Б ю р о к р а т и ч е с к и е с т р у к т у р ы
Структуры управления подразделяются на три основных типа: линейные структуры, функциональные и линейно-штабные.
Линейная структура. При такой структуре, как видно из рис. 2.2, а, каждый исполнитель имеет одного и только одного непосредственного руководителя, от которого он получает команды по всем вопросам производственной либо другой деятельности.
Важнейшими достоинствами структур такого типа являются:
-
отсутствие возможности
-
высокая оперативность
-
относительно небольшие
Директор Начальник Мастер Бригадир Рабочие
а
Начальник цеха
Функциональное
подразделение
Мастер 1-й смены Мастер 2-й смены Мастер 3-й смены
б
Начальник цеха
Функциональное
подразделение
Мастер 1-й смены Мастер 2-й смены Мастер 3-й смены
в
Рис. 2.2
При таком типе организации руководитель, осуществляя свою деятельность на основе единоначалия, должен быть всесторонним специалистом в области производства, маркетинга, обладать необходимыми правовыми, экономическими знаниями и т. д. Сочетание таких знаний в одном лице - редчайшее явление, а потому обычно наблюдается неравноценность решений. По одним вопросам, где руководитель чувствует свою компетентность, решения принимаются высокого качества, по другим вопросам они могут быть на грани некомпетентности.
Например, начальник цеха может принимать прекрасные решения по техническим и технологическим вопросам, но быть слабо подготовленным в области нормирования и оплаты труда и просто некомпетентным в бухгалтерском учете.
Поэтому
возникает необходимость
Функциональная структура. Принципиальная схема функциональной организации приведена на рис. 2.2, б. При этом типе структуры функциональным подразделениям предоставляется право давать указания исполнителям по своему кругу проблем, наряду с основными руководителями подразделения. Образно говоря, исполнитель становится «слугой многих господ».
Функциональная структура устраняет главный недостаток линейной структуры, связанный с неравноценностью решений по отдельным сферам управления. Качество решений по всем вопросам производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности становится более равноценным, так как указания и распоряжения, поступающие к исполнителям, вырабатываются высококвалифицированными специалистами - каждым в соответствующей области деятельности.
Недостатками структуры этого типа являются:
- возможность противоречивости команд от отдельных управленческих структур и потерь времени на согласование взаимопротиворечащих распоряжений;
-
снижение оперативности
-
увеличение численности
-
нарушение одного из
Широкое распространение этот тип структуры получил в СССР в 30-40-х гг. Когда бурно осуществлялась индустриализация страны, потребовались тысячи руководителей среднего ранга, ускоренная подготовка которых не обеспечивала должного уровня. Компенсировать этот недостаток можно было путем создания функциональной структуры управления.
Линейно-штабная структура. Чтобы уменьшить влияние недостатков, присущих как линейному, так и функциональному типам структур (полностью избежать недостатков не удается ни при каком типе), на практике широко используют линейно-штабной тип структуры, принципиальная схема которого показана на рис. 2.2, в.
Сравнивая схемы, приведенные на рис. 2.2, можно легко убедиться, что линейно-штабная структура организации отличается от функциональной тем, что функциональные подразделения при штабной структуре лишены права отдачи приказов и распоряжений непосредственно исполнителям. При этом типе структуры функциональные подразделения существуют в качестве штаба при руководителе для выработки решений. Сами же решения и указания проводятся в жизнь непосредственно руководителем на принципах единоначалия. Эти структуры соединяют в себе достоинства линейных и функциональных структур, но, к сожалению, не свободны полностью от недостатков последних, о которых речь шла выше.
2.2.3. Д е п а р т а м е н т а л и з а ц и я
б ю р о к р а т и ч е с к и х с т р у к т у р
Все три основных типа структур организации относятся к так называемому типу количественных, или бюрократических структур; их еще иногда называют механистическими.
В конце XIX в. немецкий социолог Макс Вебер предлагал бюрократию как нормативную модель, идеал, к достижению которого необходимо стремиться. Характерными чертами Рациональной бюрократии, по Веберу, являются:
-
четкое разделение труда, что
приводит к появлению
-
иерархичность уровней
-
наличие взаимосвязанной
- дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности;
-
осуществление найма на работу
в строгом соответствии с
Вебер называл структуры, построенные по таким принципам, «рациональными», поскольку предполагалось, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер, не зависящий от личных прихотей собственников учреждения и его сотрудников.
Вместе с тем бюрократии присущ целый ряд отрицательных черт, главными из которых являются: неспособность к оперативному внедрению новшеств, отсутствие достаточной мотивации сотрудников, неспособность по-новому и спонтанно реагировать на изменение окружающих условий. Строгое соблюдение установленных формальных правил ведет к негибкости поведения и даже к полной неспособности организации вводить новые элементы в процесс своей деятельности.
Указанные три типа бюрократических структур имеют множество разновидностей и названий. Отметим, прежде всего, целую группу структур управления, построенных по принципу департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями, секторами.
Наиболее типичным представителем такой структуры, основанной на принципе департаментализации, является организация, специализированная по функциям или по отделам (рис. 2.3).
Разновидность
структуры, приведенная на рис. 2.3, чаще
всего встречается на предприятиях,
изготавливающих
Такая
структура не подходит для организаций
с широкой номенклатурой