Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:31, курс лекций
5 тем.
Раздел 1. Введение в менеджмент
Тема 1. Начала менеджмента
1.1. Менеджмент и менеджеры
1.1.1. Что означает термин «менеджмент»
1.1.2. Кто такой менеджер
1.2.Эволюция теории менеджмента
1.2.1. Г. Таун
1.2.2. Ф. Тейлор
1.2.3. А. Файоль
1.2.4. Э. Мэйо
1.2.5. Д. Мак-Грегор
1.2.6. Вклад различных направлений в теорию менеджмента
1.3. Функции менеджмента
1.3.1. Понятие функций менеджмента
1.3.2. Планирование
1.3.3. Организация
1.3.4. Мотивация
1.3.5. Контроль
Выводы
Раздел 2. Функции менеджмента
Тема 2. Организация и организационные структуры
2.1. Понятия организации и организационных структур
2.2. Компоненты и типы организационных структур
2.2.1. Понятия звена и уровня управления
2.2.2. Бюрократические структуры
2.2.3. Департаментализация бюрократических структур
2.2.4. Дивизиональные структуры
2.2.5. Адаптивные структуры
2.3. Централизованные и децентрализованные организации
2.3.1. Преимущества и недостатки централизованных организаций
2.3.2. Особенности децентрализованных организаций
2.3.3. Критерии структур управления
Выводы
Тема 3. Стратегическое планирование
3.1. Сущность понятия
3.2. Процесс стратегического планирования
3.2.1. Фазы стратегического планирования
3.2.2. Миссия организации
3.2.3. Цели организации
3.2.4. Анализ внешней среды
3.2.5. Анализ внутренней среды
Выводы
Тема 4. Мотивация
4.1. Понятие мотивации
4.1.1. Содержание понятия
4.2. Содержательные теории мотивации
4.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу
4.2.2. Теория Мак-Клелланда
4.2.3. Теория Герцберга
4.3. Процессуальные теории мотивации
4.3.1. Теория ожиданий
4.3.2. Теория справедливости
4.3.3. Модель Портера-Лоулера
Выводы
Тема 5. Управление персоналом
5.1. Управление и власть
5.2. Личностный и поведенческий подходы к управлению
5.3. Стили управления
5.3.1. Автократический (авторитарный) стиль управления
5.3.2. Либеральный стиль управления
5.3.3. Демократический стиль управления
Выводы
Список литературы
менеджер. Последний должен: обладать знанием современных рыночных отношений: более высоким уровнем управленческой культуры; стратегическим мышлением, способностью воспринимать новое, видеть перспективу развития организаций; осознавать необходимость собственного творческого роста; быть способным вести жесткую конкурентную борьбу и идти на риск.
Известный американский менеджер Ли Якокка, бывший президент компании «Форд мотор», а затем «Крайслер», в книге «Карьера менеджера» по-своему изложил основные требования к менеджеру. Он должен уметь:
- во-первых, своевременно принимать решения и затем решительно действовать 1;
-
во-вторых, мотивировать исполнение
принятого решения,
- в-третьих, общаться, т. е. говорить и слушать, чтобы мотивировать людей 3;
-
в-четвертых,
-
в-пятых, располагать
Подготовка
полноценного менеджера, способного работать
в условиях рыночной экономики,- процесс
кропотливый и длительный. В США, Японии,
Западной Европе после окончания вуза
по месту работы он занимает до 10 лет и
более, в зависимости от уровня управления.
1.2. Эволюция теории менеджмента
Организации появились одновременно с человеком. Но лишь в XIX в. впервые стали задаваться вопросом: "Как сделать систему производства более эффективной?" Изучение проблем фабричного труда, когда люди работали сообща, были вовлечены в сам процесс организации труда, привело к возникновению научного менеджмента.
1.2.1. Г. Т а у н
В 1886 г. Г. Таун (1844-1924), президент американской мануфактурной компании «Йель энд Таун», на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков сделал доклад на тему «Инженер как экономист». В нем говорилось о менеджменте как относительно самостоятельной сфере научного знания и профессиональной деятельности, которая приравнивалась к инженерному труду.
1 "Если бы мне пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию "решительность" [99, с. 74].
2 "Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей. Вы можете уметь выполнять работу за двоих, но не в состоянии быть сразу двумя людьми" [99, с. 81].
3 "Очень важно говорить с людьми на привычном для них языке. Если вам это удается, слушатели скажут себе: "Он сказал точно то же самое, о чем я сам думал" [99, с. 81].
4
"Все хозяйственные операции, в конечном
счете можно свести к обозначению тремя
словами: люди, продукт, прибыль. На первом
месте стоят люди. Если у вас нет надежной
команды, то мало что удается сделать.
Это как в футболе. Если 11 человек играют
командой, то можно считать, что на поле
12 футболистов и результат будет лучше"
[99, с. 194].
Г. Таун
предлагал конституировать
В
менеджменте эпохи
1.2.2. Ф. Т е й л о р
Признание управления наукой и самостоятельной областью исследования произошло после опубликования книги Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления» (1911 г.). В американской металлургической компании «Мивейл стил компании» он прошел путь от бригадира до главного инженера. На его могиле в Филадельфии начертано: «Отец научного менеджмента».
Ф.
Тейлор (1856-1915) первым попытался обосновать
дневную норму рабочего методами
хронометража, изучения его трудовых
движений с целью развить
Наряду с этим он учитывал и человеческий фактор, считая обеспечение процветания предпринимателя и роста благосостояния рабочего основной задачей менеджмента. Используя эту идею, Генри Форд I в 1914г. ввел дневную заработную плату для своих рабочих в размере 5 долларов, что вдвое превышало общепринятую. Со временем это позволило рабочим покупать произведенные ими же автомобили.
Ф. Тейлор сформулировал общие принципы, которые, по его мнению, отличают научный менеджмент:
1.
Разделение труда. Этот
2.
Измерение труда. Предполагает
измерение рабочего времени
3. Составление задач-предписаний. Производственные задачи не только должны быть поминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения. Цели предприятия четко запланированы, и каждому рабочему выдаются на карточках письменные инструкции относительно его конкретных задач.
4.
Составление программ
5.
Подход к труду как
6.
Мотивация. Личная
7.
Роль индивидуальных
8.
Роль менеджмента.
9.
Роль профсоюзов. Воспринимается
скептически. Только
10.
Развитие управленческого
Анализ приведенных принципов в целом показывает, что их основу составляет трактовка рабочего как простого инструмента, купленного собственником и направляемого менеджментом для выполнения определенной производственной задачи.
1.2.3. А. Ф а й о л ь
Значительный
вклад в развитие теории менеджмента
внес А. Файоль (1841-1925). В отличие от
Ф.Тейлора, который начинал карьеру
простым рабочим, А. Файоль на протяжении
30 лет был управляющим французского металлургического
концерна «Комамбо». В 1916 г. он опубликовал
книгу «Общее и промышленное управление»,
в которой сформулировал
1. Разделение труда. Его цель - выполнение большей по объему и лучшей по качеству работы при тех же усилиях.
2.
Власть и ответственность.
3. Дисциплина. Предполагает повиновение и уважение к правилам.
4.
Единоначалие. Работник должен получать
приказы только от одного
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим.
7.
Вознаграждение персонала.
8.
Централизация. В любой
9. Скалярная цепь. Это цепь подчинения руководящих лиц от высшего до низшего уровней управления.
10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Она трактуется как сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Посредственный работник, который держится за свое место, предпочтительнее способного, но склонного к перемене мест.
13. Инициатива. Означает составление плана действий и обеспечение его успешной реализации.
14.
Корпоративный дух. Гармония
Ясно,
что приведенные принципы управления
А. Файоля относились к созданию структуры
организации и методам
Однако главная заслуга А. Файоля состоит в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс и сформулировал его основные функции: планирование, организация, отдача распоряжений, координация, контроль. Он также охарактеризовал особенности управленческой деятельности на всех уровнях иерархии.
Фактически А. Файоль был основателем классической (административной) школы в управлении (сформировалась в 1920-1950). Ф.Тейлор представлял школу научного управления (1885-1920).
Впоследствии тейлоризм был подвергнут критике за присущий ему механистический взгляд на место человека в производстве. Представители научного менеджмента слабо учитывали социальные и психологические мотивы поведения людей в процессе производства, приравнивая их к средствам труда. Это вело к отчуждению рабочих от производства, делало их пассивными.
Однако тейлоризм был неизбежен, ибо соответствовал этапу экстенсивного развития производства. На этом этапе наращивание общественной производительности труда осуществлялось главным образом за счет физических возможностей работников.
В
условиях начавшегося в 30-е гг. XX
в. перехода к интенсивным методам
хозяйствования возникла необходимость
в использовании
1.2.4. Э. М э й о
Наиболее видным представителем школы человеческих отношений стал американский социолог и психолог Э. Мэйо (1880-1949).
Суть его взглядов сводится к следующему:
1. Люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми.
2.
В результате промышленной
3.
Люди более отзывчивы к
4. Работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить его социальные нужды [75, с. 70].
Из этого следовало, что главной задачей менеджмента является решение социальных проблем труда, его гуманизация. Логика рассуждений здесь такова. Если менеджер делится информацией, консультируется с подчиненными, поощряет самоуправление, то повышается удовлетворенность работника условиями труда, улучшается моральный климат в коллективе. Все это приводит к росту производительности труда.