Лекции по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:31, курс лекций

Краткое описание

5 тем.

Оглавление

Раздел 1. Введение в менеджмент
Тема 1. Начала менеджмента
1.1. Менеджмент и менеджеры
1.1.1. Что означает термин «менеджмент»
1.1.2. Кто такой менеджер
1.2.Эволюция теории менеджмента
1.2.1. Г. Таун
1.2.2. Ф. Тейлор
1.2.3. А. Файоль
1.2.4. Э. Мэйо
1.2.5. Д. Мак-Грегор
1.2.6. Вклад различных направлений в теорию менеджмента
1.3. Функции менеджмента
1.3.1. Понятие функций менеджмента
1.3.2. Планирование
1.3.3. Организация
1.3.4. Мотивация
1.3.5. Контроль
Выводы
Раздел 2. Функции менеджмента
Тема 2. Организация и организационные структуры
2.1. Понятия организации и организационных структур
2.2. Компоненты и типы организационных структур
2.2.1. Понятия звена и уровня управления
2.2.2. Бюрократические структуры
2.2.3. Департаментализация бюрократических структур
2.2.4. Дивизиональные структуры
2.2.5. Адаптивные структуры
2.3. Централизованные и децентрализованные организации
2.3.1. Преимущества и недостатки централизованных организаций
2.3.2. Особенности децентрализованных организаций
2.3.3. Критерии структур управления
Выводы
Тема 3. Стратегическое планирование
3.1. Сущность понятия
3.2. Процесс стратегического планирования
3.2.1. Фазы стратегического планирования
3.2.2. Миссия организации
3.2.3. Цели организации
3.2.4. Анализ внешней среды
3.2.5. Анализ внутренней среды
Выводы
Тема 4. Мотивация
4.1. Понятие мотивации
4.1.1. Содержание понятия
4.2. Содержательные теории мотивации
4.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу
4.2.2. Теория Мак-Клелланда
4.2.3. Теория Герцберга
4.3. Процессуальные теории мотивации
4.3.1. Теория ожиданий
4.3.2. Теория справедливости
4.3.3. Модель Портера-Лоулера
Выводы
Тема 5. Управление персоналом
5.1. Управление и власть
5.2. Личностный и поведенческий подходы к управлению
5.3. Стили управления
5.3.1. Автократический (авторитарный) стиль управления
5.3.2. Либеральный стиль управления
5.3.3. Демократический стиль управления
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 387.00 Кб (Скачать)
fy">      Миссия - это основная общая  цель организации, четко  выраженная причина  ее существования.

      Значение  миссии трудно преувеличить. Она оказывает  влияние на формирование репутации  и престижа фирмы. Выработанные на ее основе цели служат отправной точкой для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Наиболее показательна в этом смысле миссия компании «Форд мотор», которую ее создатель Г. Форд сформулировал как предоставление людям дешевого автомобиля. Миссия оказалась очень популярной, и конкуренты длительное время не могли предложить ничего лучшего.

      При выборе миссии в настоящее время, как правило, упор делается не на прибыль, а на интересы потребителей и общечеловеческие ценности; при этом стараются максимально расширить ее содержание. Сужение миссии ограничивает возможности предприятия и может стать одной из причин банкротства.

      Миссия  малых организаций не может формулироваться  в таком же виде, как и для  ведущих фирм-гигантов, она всегда более конкретна и ориентирована  на узкий круг потребителей.

      Некоммерческие  организации формулируют миссии, ориентированные на клиента. 

      3.2.3.   Ц е л и   о р г а н и з а ц и и

      Цели  организации устанавливаются в  соответствии с принятой миссией  на основе существующих в фирме ценностей, традиций и установок, на которые  сориентировано высшее руководство. Для  успешной реализации целей необходимо учитывать определенные требования, которым они должны отвечать.

      Приведем  примерный перечень целей организации:

      1. Прибыльность. Объем прибыли, доход,  размер дивидендов.

      2. Рынки. Доля рынка, объем продаж, рыночная ниша (в денежном исчислении).

      3. Производительность (эффективность) труда.

      4. Продукция. Объем продаж, прибыль,  новые изделия.

      5. Финансовые ресурсы. Структура  капитала, движение наличности.

      6. Производственные мощности,  здания  и  сооружения.   Площадь,  постоянные затраты, количество  изделий на единицу площади.

      7. Исследование и внедрение новшеств (в денежном и другом исчислении).

      8. Изменения в структуре организации.

      9. Человеческие ресурсы. Выход на  работу, опоздания, жалобы.

      10. Социальная ответственность. Помощь  малообеспеченным, прием на работу длительно безработных. 

      3.2.4.   А н а л и  з   в н е  ш н е й   с р е д ы

      Внешняя среда - это все то, что окружает предприятие и оказывает на него влияние. Ее оценивают, используя три группы факторов: 1) изменения, которые влияют на отдельные составляющие существующей стратегии;           2) факторы, представляющие угрозу для существующей стратегии; 3) факторы, благоприятствующие выполнению общефирменных целей.

      Таким образом, анализ внешней среды представляет собой процесс исследования внешних  по отношению к фирме факторов для определения возможностей и угроз (неблагоприятных факторов). Результаты анализа дают возможность получить ответы на вопросы, жизненно важные при выработке стратегии:

      1. Где сейчас находится организация?

      2. В каком направлении ей надо  двигаться и где она должна находиться в будущем?

      3. Что необходимо сделать, чтобы  организация заняла то положение,  которое планируется руководством? Какие ресурсы для этого понадобятся?

      В процессе исследования обычно выделяют семь самостоятельных групп факторов внешнего окружения: экономические факторы, политические, рыночные, технологические, международные, конкуренции и социального поведения. Рассмотрим их более подробно.

      Экономические факторы. Наиболее важными из них являются: покупательная способность населения, темпы инфляции или дефляции, уровень занятости, международный платежный баланс, стабильность денежной единицы за рубежом и налоговая политика. Численные значения этих показателей общеизвестны, постоянно диагностируются и оцениваются. Задачей исследователей является определение их влияния на работу предприятия, ибо один и тот же показатель может оказывать на разные фирмы как положительное, так и отрицательное воздействие. Например, во времена спада отрасль, выпускающая автозапчасти, процветает, потому что потребители предпочитают покупке нового ремонт старого автомобиля.

      Политические  факторы. Государственная политика затрагивает интересы всех без исключения предприятий. На уровне правительства и парламента она выражается через законы и подзаконные документы, налоги, кредитование крупных проектов, соглашения с другими странами и открывающиеся в связи с этим новые рынки сбыта продукции. Небольшим предприятиям целесообразно уделить особое внимание сотрудничеству с местными властями, постоянно быть в курсе их текущих дел и при необходимости участвовать в решении отдельных вопросов, затрагивающих интересы предприятия. Не случайно крупные корпорации активно финансируют все избирательные кампании, начиная с выборов мэра города и до президентского уровня.

      Рыночные факторы. Наибольшее беспокойство предприятиям доставляет изменчивость рыночной среды, причем эти изменения могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие на реализацию стратегического плана. Принимая во внимание многообразие интересов предприятий, можно с уверенностью утверждать, что рыночные факторы охватывают все сферы производства в широком смысле этого понятия. К основным, общим для всех предприятий, относятся следующие: изменения демографических условий, жизненные циклы товаров и услуг, доходы населения, их динамика и распределение, состояние рынков сбыта, острота конкуренции в отрасли.

      Технологические факторы. Они по-разному могут влиять на различные сферы предпринимательства. Использование достижений научно-технического прогресса и новых технологий может за очень малый промежуток времени вывести предприятие на уровень мирового лидера либо поставить его в совершенно безнадежное положение, ведущее к разорению. Все зависит от того, кто и как воспользуется плодами научно-технического прогресса. Отсюда столь пристальное внимание корпораций к последним достижениям науки и техники.

      Международные факторы. Многие полагают, что анализ влияния международной политики - удел только крупных корпораций, действующих на международном рынке. Однако это не так. Сейчас многие мелкие предприятия участвуют в международной торговле, рынки сбыта становятся все более интернациональными. Кроме того, международные потрясения (войны, крупные стихийные бедствия), а также спортивные состязания международного масштаба могут оказать очень большое влияние на деятельность любого предприятия. Это влияние будет осуществляться через курсы валют, стоимость сырья, сужение или расширение рынка. Стратегия фирмы в этом случае может быть сориентирована на расширение внутреннего или укрепление внешнего рынка, противодействие иностранным конкурентам.

      Факторы конкуренции. Проф. М. Портер выделяет четыре диагностических элемента [51, с. 272]:

      - анализ будущих целей конкурентов:

      - оценка текущей стратегии конкурентов;

      - обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют эти компании:

      - углубленное изучение сильных  и слабых сторон конкурентов.

      По  сути, нужно ответить на четыре вопроса:

      1. Удовлетворены ли конкуренты  настоящим положением?

      2. Какие вероятные шаги или изменения в стратегии они предпримут?

      3. В чем уязвимость конкурентов?

      4. Что может спровоцировать самые  крупные и наиболее эффективные  ответные меры со стороны конкурентов?

      Факторы социального поведения. Степень влияния этих факторов определяется спецификой предприятия, характером выпускаемой продукции или услуг. К наиболее важным в настоящее время следует отнести активизацию ассоциаций по защите прав потребителей и настроения в обществе по отношению к предпринимательству. Фирма должна не только фиксировать изменения социальной среды, но и сама изменяться, приспосабливаясь к этим переменам. 

      3.2.5.   А н а л и  з   в н у  т р е н н  е й   с р  е д ы

      Внутренняя  среда представляет собой систему  показателей, характеризующих деятельность предприятия. Целью анализа является выявление сильных и слабых сторон для стратегического планирования. Как правило, анализируются пять функций: маркетинг, финансы, производство, трудовые ресурсы и образ корпорации.

      Маркетинг. Обычно выделяется семь общих областей:

      1. Обслуживаемая доля рынка и конкурентоспособность.

      2. Разнообразие и качество ассортимента  изделий.

      3. Рыночная демографическая статистика.

      4. Рыночные исследования и разработки.

      5. Ценообразование и прибыли.

      6. Продвижение товара.

      7. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов.

      Финансы. Финансовая ревизия позволяет выявить слабые стороны, неэффективное использование денежных средств, выявить недостатки в организации бухгалтерского учета. В любом случае такая проверка приносит определенную пользу.

      Производство. Этот термин употреблен в широком смысле и означает обследование системы управления производством. Приведем перечень ключевых вопросов для анализа функции производства [51, с. 275].

      1. Можем ли мы производить продукцию  по более низкой, чем конкуренты, цене? Если нет, то почему?

      2. Какой доступ мы имеем к  новым материалам? Как мы зависим  от поставщиков?

      3. Современно ли наше оборудование  и хорошо ли оно обслуживается?

      4. Рассчитаны ли закупки на сокращение  объема материальных запасов  и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и продукцией?

      5. Подвержена ли наша продукция  сезонным колебаниям спроса, что  вынуждает прибегать к временному  увольнению рабочих? Как можно  исправить ситуацию, если такие  недостатки имеют место?

      6. Можем ли мы обслужить те  рынки, которые не могут обслуживать  конкуренты?

      7. Насколько эффективен контроль  качества нашей продукции?

      8. Насколько эффективно спланирован  и организован процесс производства? Может ли он быть улучшен?

      Трудовые ресурсы. Организация с высококвалифицированными мотивированными руководителями и сотрудниками способна синтезировать самую сложную стратегию и успешно ее реализовать. Ниже приведен перечень вопросов для анализа кадрового состава.

      1. Как характеризуются сотрудники и что от них потребуется в будущем?

      2. Каковы компетентность и подготовка  высшего руководства?

      3. Имеется ли эффективная и конкурентоспособная  система вознаграждения руководителей  и исполнителей?

      4. Спланирован ли порядок преемственности  высших должностей?

      5. Эффективна ли система подготовки  и повышения квалификации руководящих  работников?

      6. Имелись ли потери ведущих  специалистов в последнее время?  Если да, то почему?

      7. Когда в последний раз проводился  детальный анализ системы оценки  деятельности персонала?

      8. Возможно ли улучшить качество  продукции и работу сотрудников  при внедрении кружков качества  или повышении степени участия  работников в управлении компанией?

Информация о работе Лекции по менеджменту