Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:31, курс лекций
5 тем.
Раздел 1. Введение в менеджмент
Тема 1. Начала менеджмента
1.1. Менеджмент и менеджеры
1.1.1. Что означает термин «менеджмент»
1.1.2. Кто такой менеджер
1.2.Эволюция теории менеджмента
1.2.1. Г. Таун
1.2.2. Ф. Тейлор
1.2.3. А. Файоль
1.2.4. Э. Мэйо
1.2.5. Д. Мак-Грегор
1.2.6. Вклад различных направлений в теорию менеджмента
1.3. Функции менеджмента
1.3.1. Понятие функций менеджмента
1.3.2. Планирование
1.3.3. Организация
1.3.4. Мотивация
1.3.5. Контроль
Выводы
Раздел 2. Функции менеджмента
Тема 2. Организация и организационные структуры
2.1. Понятия организации и организационных структур
2.2. Компоненты и типы организационных структур
2.2.1. Понятия звена и уровня управления
2.2.2. Бюрократические структуры
2.2.3. Департаментализация бюрократических структур
2.2.4. Дивизиональные структуры
2.2.5. Адаптивные структуры
2.3. Централизованные и децентрализованные организации
2.3.1. Преимущества и недостатки централизованных организаций
2.3.2. Особенности децентрализованных организаций
2.3.3. Критерии структур управления
Выводы
Тема 3. Стратегическое планирование
3.1. Сущность понятия
3.2. Процесс стратегического планирования
3.2.1. Фазы стратегического планирования
3.2.2. Миссия организации
3.2.3. Цели организации
3.2.4. Анализ внешней среды
3.2.5. Анализ внутренней среды
Выводы
Тема 4. Мотивация
4.1. Понятие мотивации
4.1.1. Содержание понятия
4.2. Содержательные теории мотивации
4.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу
4.2.2. Теория Мак-Клелланда
4.2.3. Теория Герцберга
4.3. Процессуальные теории мотивации
4.3.1. Теория ожиданий
4.3.2. Теория справедливости
4.3.3. Модель Портера-Лоулера
Выводы
Тема 5. Управление персоналом
5.1. Управление и власть
5.2. Личностный и поведенческий подходы к управлению
5.3. Стили управления
5.3.1. Автократический (авторитарный) стиль управления
5.3.2. Либеральный стиль управления
5.3.3. Демократический стиль управления
Выводы
Список литературы
Управленческое решение играет ключевую роль в управлении. Формируясь в начале процесса управления, оно определяет весь его дальнейший ход. От его обоснованности, правильности и своевременности зависит конечный эффект деятельности организации. Менеджер - это человек, принимающий решение. Его задача усложняется тем, что приходится сталкиваться с множеством комбинаций будущих действий. Но он обязан выбрать одну. Решение - это и есть выбор одной из альтернатив, т. е. выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать [51, с.76].
Для принятия правильного решения необходима точная и своевременная информация. Она представляет собой отражение процессов, которые были зафиксированы в статистических данных, результатах исследований, периодике, инструктивных материалах, выступлениях и т. д. Управление можно рассматривать еще как восприятие, преобразование и передачу информации. Все органы и звенья управления, их работники объединены системой связи, которая образует коммуникационную сеть. Для менеджмента весьма важно создать такую сеть. Нельзя управлять, не имея информации о процессах, происходящих как внутри организации, так и вне ее.
Таким образом, основную идею главы можно сформулировать так: современный менеджер - это всегда профессионал. В управлении нет места дилетантизму.
Менеджмент как наука и как искусство управления неисчерпаем. Задача руководителей всех уровней - научиться использовать его достижения в практической работе.
в ы в о д ы
1.
Менеджмент - сложное понятие.
2.
Менеджер - ключевая фигура менеджмента.
Менеджер руководит работой
3.
Эволюция менеджмента
4.
Функции менеджмента
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что означает термин "менеджмент"?
2. Кто такой менеджер?
3. Что должен уметь и знать менеджер?
4.
Какими качествами должен
5. Чем отличается менеджер от руководителя командного типа?
6. Перечислите основные принципы научного менеджмента, сформулированные Ф. Тейлором.
7. В чем состоит вклад А. Файоля в развитии теории менеджмента?
8.
Укажите основных
9. В чем различие теорий «Х» и «Y»?
10.
Назовите основные функции
11. Что такое координация?
12. В чем сущность мотивации?
13. Какова роль контроля?
14.
Перечислите основные принципы
контроля.
раздел 2
функции
менеджмента
Тема
2. организация и организационные
структуры
Одной из основных и важнейших функций управления является организация. В основу ее положены: группировка ресурсов и работ для достижения максимального эффекта (структурирование) и создание условий, наиболее способствующих эффективному функционированию структурных подразделений при достижении поставленных целей (интегрирование).
Задача настоящей главы – описать сущность организации, ее функции и основные типы структур, применяемых в практической деятельности.
2.1.
Понятия организации и
Как отмечалось ранее, организация является важнейшей функцией управления. Под организацией подразумевается обеспечение взаимосвязи между основными факторами производства – трудом, капиталом и природными ресурсами. Обычно организация понимается как порядок, последовательность. Она всегда противопоставляется хаосу.
Наиболее близко передающей суть организации является формулировка Кеннета Киллена. Организация – это группа людей, работающих совместно во главе с руководителем для выполнения определенных планов.
Более
развернутое определение
Это
определение организации
- во-первых, организация - это обеспечение минимально необходимых условий для решения определенной задачи, т. е. совокупности ресурсов (материалов, машин, технических и научных средств и персонала). Эту совокупность в соответствии с применяемой во всем мире терминологией будем называть организационными системами;
-
во-вторых, организация - это обеспечение
непрерывного взаимодействия
-
в-третьих, организация
Общественная система включает в себя различные составные части - звенья и уровни управления, находящиеся в определенных взаимосвязанных отношениях друг с другом и составляющие организационную структуру. Следовательно, организационная структура представляет собой совокупность всех звеньев различных уровней управления и их взаимоотношений друг с другом.
Изложенное позволяет дать определение понятия функции организации. Функция организации - это заблаговременная подготовка всех необходимых условий для выполнения намеченного плана. Понятие функции организации тождественно понятию организационного воздействия, так как призвано обеспечить подбор необходимых исходных материалов, машин, технических средств, а также определить содержание воздействия, т. е. штатных действий персонала.
В современных условиях возрастает сложность производства, появляется необходимость систематического обновления изделий. Параллельно с подбором материалов приходится отрабатывать различные методы и технологии выполнения работ. Функция организации, сохраняя важнейшую роль подготовки необходимых условий, теряет важнейший признак «заблаговременности» подготовки. Более того, сама подготовка необходимых условий становится объектом управления наряду со средствами достижения поставленной цели; иначе говоря, функция организации сливается с функцией управления.
Так, в связи с обретением Украиной независимости, администрации железных дорог пришлось одновременно решать вопрос о целесообразности сохранения существующей структуры организации железнодорожного транспорта (дороги, отделения железных дорог, линейные предприятия) и проектировать новые организационные структуры, моделировать их взаимосвязи, отрабатывать новые методы взаимоотношений различных структур железнодорожного транспорта.
Организация
и управление - это две составные части
менеджмента, при этом из пяти вышеуказанных
функций четыре относятся, собственно,
к управлению.
2.2.
Компоненты и типы
Компонентами организационных структур (в литературных источниках чаще применяют термин "структуры управления") являются звенья и уровни управления.
2.2.1. П о н я т и я з в е н а и у р о в н я у п р а в л е н и я
Под звеном в менеджменте подразумевается либо отдельный исполнитель, либо группа исполнителей, выполняющих однотипную работу и возглавляемую руководителем группы.
В практике управления установилась так называемая норма управляемости, т. е. количество человек, которое подчинено одному руководителю и позволяет обеспечить эффективное решение поставленных задач. Такой нормой в менеджменте обычно считается 9-10 человек (норма управляемости для рабочих, подчиненных одному мастеру, составляет 28-30 человек). При большем количестве подчиненных наблюдаются сбои, несвоевременное прохождение и выполнение команд, снижение качества управления. Поэтому возникает необходимость создания нескольких групп для решения однотипных или родственных задач (технологических, конструкторских, экономических и т. д.). Правовой ранг таких звеньев одинаковый и они образуют один уровень управления.
При
небольших размерах предприятия (цеха
или отдела) руководство такими группами
может осуществлять соответственно
руководитель (цеха, отдела, предприятия).
При небольших объемах
Для
координации действий таких групп
возникает необходимость
К структурам менеджмента предъявляются многие требования, важнейшие из которых следующие:
-
структура должна быть
-
структура должна быть
-
структура должна быть «чуткой»
-
структура должна быть «чуткой»