Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:11, лекция

Краткое описание

Лекция 1. Качество. Основные понятия
Понятие качества
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.

Файлы: 15 файлов

L 1.doc

— 95.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 2.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 3.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 4.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 5.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 6.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Лекція 6. Тема: „Визначення  рівня якості продукту„

 

План

    1. Показники якості продукту.
    2. Оцінка рівня якості продукту.

 

6.1. Показники якості продукту

Область діяльності, пов’язана з  кількісною оцінкою якості продукції, називається кваліметрією.

Етапи оцінювання рівня якості:

1. Вибір номенклатури та базових  показників якості;

2. Вибір способів та визначення  значень показників якості.

3. Вибір методу оцінки рівня  якості.

4. Оцінка рівня якості.

5. Обґрунтування рекомендації.

6. Прийняття рішень.

 

Кількісна характеристика одного або кількох властивостей продукту, які складають її якість, яка розглядається стосовно до визначених умов її створення та експлуатації або споживання, називається показником якості продукту.

 

Обоснование выбора номенклатуры показателей  качества производится с учетом:

– назначения и условий использования  продукции;

– анализа требований потребителя;

– задач управления качеством  продукции;

– состава и структуры  характеризуемых свойств;

– основных требований к  показателям качества (рис.2.2).

По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей: назначения; экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии; надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности сохраняемости); эргономические, эстетические; технологичности; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

Для изделий машино- и  приборостроения, электротехники и  других показатели назначения характеризуют  полезную работу, совершаемую изделием. Для конвейеров разных типов показателями назначения являются производительность, длина и высота транспортирования и т.д.

Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива  и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое  совершенство по уровню или степени  потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии. К таким показателям при изготовлении и эксплуатации изделий, например, относятся:

– удельная масса изделия (на единицу основного показателя качества);

– коэффициент использования  материальных ресурсов – отношение  полезного расхода к расходу  на производство единицы продукции;

– коэффициент полезного  действия и т.п.

Показатели надежности. Надежность является одним из основных свойств продукции. Чем ответственнее функции продукции, тем выше должны быть требования к надежности. Недостаточная надежность изделия приводит к большим затратам на ремонт и поддержание их работоспособности в эксплуатации. Надежность изделий во многом зависит от условий эксплуатации: влажности, механических нагрузок, температуры, давления и др.

Надежность – это  свойство изделия (объекта) сохранять  во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное  состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. К показателям безотказности относятся: вероятность безотказной работы; средняя наработка на отказ; интенсивность отказов; параметр потока отказов.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособное  состояние до наступления предельного  состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности относятся: ресурс между средними (капитальными) ремонтами; средний срок службы и т.д.

Ремонтопригодность –  свойство изделия, заключающееся в  приспособлении к предупреждению и  обнаружении причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. К показателям ремонтопригодности относятся: вероятность восстановления работоспособного состояния; средняя трудоемкость ремонта и технического обслуживания.

Сохраняемость – свойство изделия сохранять значения показателей  безотказности, долговечности и  ремонтопригодности в течение и  после хранения или транспортирования.

Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «человек – изделие – среда использования». Под средой использования понимается пространство, в котором человек осуществляет функциональную деятельность, например, кабина автобуса, салон автомобиля, помещение цеха и т.д.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обуславливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К показателям технологичности относятся: удельная трудоемкость изготовления изделий; удельная материалоемкость; коэффициент использования материалов; удельная энергоемкость; себестоимость и др.

Показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность  продукции к транспортированию  без ее использования и потребления. Основными показателями являются: средняя продолжительность подготовки продукции к транспортированию; средняя трудоемкость подготовки продукции к транспортированию; средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида и т.д. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту. К патентно-правовым относятся показатели: патентной защиты, патентной чистоты, территориального распространения. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.

Экологические показатели характеризуют  уровень вредных воздействий  на окружающую среду, возникающих при  эксплуатации или потреблении продукта. Учет экологических показателей  должен обеспечить: ограничение поступлений в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов; снижение содержания загрязняющих веществ в атмосфере, превышающих предельно допустимые концентрации; сохранение и рациональное использование биологических ресурсов и т.д.

К экологическим показателям относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых  в окружающую среду; вероятность  выбросов вредных частиц, газов, излучений  при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д. Примерами показателей безопасности могут служить: вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени; время срабатывания защитных устройств; электрическая прочность высоковольтных цепей и т.д.

При оценке уровня качества продукции  необходимо учитывать экономические  показатели, характеризующие затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию, или потребление продукции. Экономические показатели – это затраты на изготовление и испытания опытных образцов, себестоимость изготовления продукции, затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов и т.д.

Показатели качества, как и физические величины, могут иметь размерность  или быть безразмерными. Количественной характеристикой показателя качества является их размер, который следует  отличать от значения – выражения размера в определенных единицах.

Значения показателей качества, как и физических величин, могут  быть абсолютными и относительными.

Абсолютные значения физических величин  всегда имеют размерность, а относительные  – всегда безразмерные. Абсолютные же значения показателей качества могут быть как размерными, так и безразмерными, а относительные – только безразмерными.

 

6.2. Оцінка  рівня якості продукту

Измерительный метод основан на информации, получаемой о использование  технических измерительных средств. С помощью измерительного метода определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока и др.

Расчетный метод базируется на использовании  информации, получаемой с помощью  теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.

Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками  для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. с помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.

Регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

В зависимости от источника информации методы определения значений показателей  качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.

Традиционный метод осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды и т.д.).

Экспертный метод оценки показателей  качества продукции реализуется  группой специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов и т.п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.

Социологический метод определения  показателей качества продукции  используется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем опросов  или с помощью специальных  анкет-вопросников, выставок, конференций и т.д.

Методы оценки уровня качества продукции  одного вида могут быть: дифференциальным комплексным, смешанным.

Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции осуществляется сравнением показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т.е. показатель качества оцениваемой продукции сопоставляется с показателем качества базового образца , – с , …, – с ( – число сравниваемых показателей качества).

Для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества оцениваемой продукции по формулам:

      (6.1)

      (6.2)

где – числовое значение -го показателя качества оцениваемой продукции;

 – числовое значение  -го показателя качества базового образца.

Формула (6.1) используется, когда увеличению абсолютного значения показателя качества соответствует улучшение качества продукции. По этой формуле можно вычислять относительный показатель качества для мощности, срока службы, производительности, точности, коэффициента полезного действия и т.д.

L 7.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 8.doc

— 80.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 9.doc

— 73.00 Кб (Открыть, Скачать)

L10.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

L11.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

L12.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

L13.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

L14.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Lection 7.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"