Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:02, лекция

Краткое описание

Сущность международного менеджмента.
Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.
Предмет и задачи курса.

Файлы: 1 файл

Конспект+лекций+Часть1 (1).doc

— 173.00 Кб (Скачать)
  1. Введение  в курс (Лекция – 2 часа)
 

    План

  1. Сущность международного менеджмента.
  2. Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.
  3. Предмет и задачи курса.
 

    Международный менеджмент (ММ) является особым видом менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

    Главная особенность ММ – использование  в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

    Принципиальная  структура  ММ включает в себя  проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

    - исследование, анализ и оценка  внешней среды бизнеса и внутренней  среды организации;

    - процессы коммуникации и принятия  решений;

    - базовые функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль и координация);

    - вопросы групповой динамики и  руководства;

    - вопросы эффективности деятельности  фирмы (управление персоналом, производством,  маркетингом, управление производительностью  в целом).

    Методологической основой  ММ является, во – первых, общий менеджмент, а во – вторых, сравнительный менеджмент (учитывающий особенности национальных моделей менеджмента).

Предмет курса ММ – это система управленческих отношений, которые складываются в международных корпорациях, а также присущая им система методов и инструментов управления этими корпорациями на всех уровнях управления: общекорпоративном, бизнесовом, функциональном, региональном, локальном и внутроипроизводственном.

      Особенность предмета курса заключается в  том, что управленческие отношения формируются из двух частей:

1. Общеуправленческие отношения, связанные с разделением труда и кооперацией, порождающие общие функции управления: планирование, организация, мотивация, управление и контроль.

2. Специфические социально – культурные отношения, складывающиеся внутри МК между работниками, которые являются носителями различных национальных культур.

      Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров. 

    Для успешной  деятельности менеджер МК должен иметь высокую квалификацию. Она обеспечивается не только имеющимся опытом, но профессиональным управленческим образованием. Обобщение опыта изучения маркетинга и менеджмента в ведущих школах бизнеса позволяет выделить такие альтернативные подходы к их изучению:

    - кейс  – метод Гарвардской школы  бизнеса;

    - метод  исследований Чикагской школы  бизнеса;

    - обучение при помощи практикующих менеджеров в Кейптаунском университете (ЮАР);

    - японский подход к обучению.

    Остальные учебные заведения либо отдают предпочтение одному из указанных методов, либо комбинируют рассмотренные подходы. Рассмотрим сущность этих подходов.

    Кейс  – метод позволяет через коллективную дискуссию на примере конкретной правдивой ситуации, включающей оригинальный практический опыт, выработать у слушателей конкретные практические навыки.

    Метод исследований Чикагской  школы бизнеса  основан на самостоятельных исследованиях публикаций и деятельности корпораций с последующим обсуждением полученных результатов и внесением предложений по принятию решений в компаниях.

    Подход  Кейптаунского  университета заключается в привлечению управленческого персонала ведущих компаний (которые, как правило закончили школы бизнеса США) к преподаванию.

    Японский  подход к изучению менеджмента и  маркетинга основан на подготовке специалистов в учебных центрах различных компаний.

    Каждая  из национальных школ менеджмента вносит свой вклад в социально–  культурную составляющую международного менеджмента. Однако вклад различных наций  зависит от роли  МК соответствующих  стран происхождения в международном бизнесе. Поэтому особенности национальных ведущих школ менеджмента рассматриваются с учетом известной мировой триады финансово – экономических центров, которые образовывают три кластера национальных школ менеджмента.

    Кластер означает группу стран преимущественно одного географического региона, которым присущи общие формы экономических отношений и однотипная социально – культурная составляющая менеджмента МК, происходящих из стран этого кластера.

    В настоящее  время существует три основных кластера в соответствии с такими критериями, как прямые иностранные инвестиции и международная торговля. 

Американский  кластер Европейский кластер Японский кластер
Аргентина Колумбия  Саудовская Аравия Бразилия Венгрия Гонконг
Боливия Мексика Филиппины Польша Чехия Южная Корея
Венесуэла Панама Чили Россия   Таиланд
 

    В состав кластеров включаются не все страны, а только те, которые поддаются  наибольшему влиянию кластерных центров. Например, Украина и страны Прибалтики относятся к Европейскому кластеру.

    В соответствии  с тремя  указанными кластерами как  основные выделяются американская, европейская и японская  школы менеджмента. 

  1. Понятие и сущность международного бизнеса. (Лекция – 2 часа)

    План

  1. Международный бизнес: сущность, характерные черты, развитие.
  2. Глобализация и интернационализация международного бизнеса.
  3. Транснациональные (международные) корпорации как объект международного бизнеса.
 

Международный бизнес: сущность, характерные  черты, развитие 

    На рубеже ХХ – ХХI вв. международный бизнес стал всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации. Согласно определению Робока С. и Симмондса К., международный бизнес  представляет собой совокупность деловых операций, связанных с пересечением национальных границ и движением товаров, услуг, капиталов, работников; трансфером технологий, информации и данных, и даже руководство исполнителями.

    Международный бизнес базируется на возможности получения  выгод благодаря преимуществу межгосударственных  деловых операций, т.е. из того факта, что продажа данного товара в другой стране или налаживание фирмой одной страны производства в другой стране, или оказание услуг совместно фирмами двух стран третьей и т.д. обеспечивают участникам больше преимуществ, чем они имели бы, если бы вели дела в своих странах. Это – ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в его возникновении и развитии.

    Конкретные  выгоды  международного бизнеса  связаны с получением большей  прибыли с учетом следующих  факторов:

  1. доступ к иностранным рынкам рабочей силы (цена, квалификация);
  2. выход к месторождениям полезных ископаемых и источникам сырья;
  3. выход на новые рынки сбыта;
  4. увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции (эффект масштаба и кривая опыта);
  5. снижение валютных рисков.

    В зависимости  от целей анализа и выбранного критерия различают товарную и географическую структуру международного бизнеса.

    Характерные черты международного бизнеса:

1. Главная цель – получение прибыли, используя дополнительные преимущества выхода за границы национальных рубежей.

2. Предприниматели  используют дополнительные экономические  возможности, обусловленные:

    - ресурсными  особенностями зарубежных рынков;

    - емкостью  зарубежных рынков;

    - правовыми  особенностями зарубежных стран;

    - спецификой  межгосударственных (межстрановых) политических  и экономических взаимоотношений.

    3. Международный  бизнес существенно зависит от  уровня интернационализации: от  разовых поставок до развитой  структуры МНК.

    4. Вследствие  интернационализации любому бизнесу становится максимально доступным глобальный бизнес – сервис: научные, финансовые, транспортные  и др. услуги.

    5. Учет  в международном бизнесе культурного  фактора, т.е. совокупности требований  и ограничений, налагаемых культурой  данной страны на тех, кто ведет с ней бизнес.

    6. Глобальный  характер международного бизнеса  является его важнейшей чертой, т.к. охватывает мировую систему  информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную  структуру технологических нововведений  и т.д.

    7. Международный бизнес включает лучшие национальные достижения и все лучшее в мировой практике, поэтому он принципиально более высокого уровня, нежели в любой стране.

    8. «Мультиповерхность»  соприкосновения с рынком и  «экстрагирование» лучших национальных  образцов позволяет международному бизнесу впитывать все лучшее в мировой практике.

    9. Информация  – главный стратегический ресурс, а  адаптаптивность – главное  стратегическое оружие.

    10. Принципиальным  отличием международного бизнеса  является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной отрасли) могут быть иначе расценены международной фирмой, поскольку они могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.

    11. В  отличие от внутригосударственной конкуренции, международный бизнес может ощущать поддержку своей страны в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

       Периодизация  развития международного бизнеса

       Наиболее  известная периодизация развития международного бизнеса разработана известным американским исследователем Ричардом Робинсоном. В соответствии с его концепцией историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков делится на четыре эры:  коммерческая, эра экспансии, концессий и национальных государств.

       Коммерческая эра (1500- 1850 гг.) – начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой  ХIХ в. Именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощнейшей движущей силой, которая более двухсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Риски этого бизнеса также были очень велики, связанные с далекими морскими путешествиями, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была мощным стимулом, вовлекавшим в этот международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей.

       Эра экспансии (1850 – 1914 гг.). В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала ХIХ в. и последующими достижениями   технологического развития. В этот период осуществился переход  от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам международного бизнеса.

       Эра концессий (1914 – 1945 гг.). В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании – концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие  производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные и зачастую полицейские функции не только для своих работников, но и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"