Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:02, лекция
Сущность международного менеджмента.
Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.
Предмет и задачи курса.
План
Международный менеджмент (ММ) является особым видом менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.
Главная особенность ММ – использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.
Принципиальная структура ММ включает в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:
-
исследование, анализ и оценка
внешней среды бизнеса и
-
процессы коммуникации и
- базовые функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль и координация);
- вопросы групповой динамики и руководства;
-
вопросы эффективности
Методологической основой ММ является, во – первых, общий менеджмент, а во – вторых, сравнительный менеджмент (учитывающий особенности национальных моделей менеджмента).
Предмет курса ММ – это система управленческих отношений, которые складываются в международных корпорациях, а также присущая им система методов и инструментов управления этими корпорациями на всех уровнях управления: общекорпоративном, бизнесовом, функциональном, региональном, локальном и внутроипроизводственном.
Особенность предмета курса заключается в том, что управленческие отношения формируются из двух частей:
1. Общеуправленческие отношения, связанные с разделением труда и кооперацией, порождающие общие функции управления: планирование, организация, мотивация, управление и контроль.
2. Специфические социально – культурные отношения, складывающиеся внутри МК между работниками, которые являются носителями различных национальных культур.
Особенности
деятельности менеджеров
в МК. Основные национальные
школы менеджеров.
Для успешной деятельности менеджер МК должен иметь высокую квалификацию. Она обеспечивается не только имеющимся опытом, но профессиональным управленческим образованием. Обобщение опыта изучения маркетинга и менеджмента в ведущих школах бизнеса позволяет выделить такие альтернативные подходы к их изучению:
- кейс – метод Гарвардской школы бизнеса;
- метод исследований Чикагской школы бизнеса;
- обучение при помощи практикующих менеджеров в Кейптаунском университете (ЮАР);
- японский подход к обучению.
Остальные учебные заведения либо отдают предпочтение одному из указанных методов, либо комбинируют рассмотренные подходы. Рассмотрим сущность этих подходов.
Кейс – метод позволяет через коллективную дискуссию на примере конкретной правдивой ситуации, включающей оригинальный практический опыт, выработать у слушателей конкретные практические навыки.
Метод исследований Чикагской школы бизнеса основан на самостоятельных исследованиях публикаций и деятельности корпораций с последующим обсуждением полученных результатов и внесением предложений по принятию решений в компаниях.
Подход Кейптаунского университета заключается в привлечению управленческого персонала ведущих компаний (которые, как правило закончили школы бизнеса США) к преподаванию.
Японский подход к изучению менеджмента и маркетинга основан на подготовке специалистов в учебных центрах различных компаний.
Каждая из национальных школ менеджмента вносит свой вклад в социально– культурную составляющую международного менеджмента. Однако вклад различных наций зависит от роли МК соответствующих стран происхождения в международном бизнесе. Поэтому особенности национальных ведущих школ менеджмента рассматриваются с учетом известной мировой триады финансово – экономических центров, которые образовывают три кластера национальных школ менеджмента.
Кластер означает группу стран преимущественно одного географического региона, которым присущи общие формы экономических отношений и однотипная социально – культурная составляющая менеджмента МК, происходящих из стран этого кластера.
В настоящее
время существует три основных кластера
в соответствии с такими критериями, как
прямые иностранные инвестиции и международная
торговля.
Американский кластер | Европейский кластер | Японский кластер | |||
Аргентина | Колумбия | Саудовская Аравия | Бразилия | Венгрия | Гонконг |
Боливия | Мексика | Филиппины | Польша | Чехия | Южная Корея |
Венесуэла | Панама | Чили | Россия | Таиланд |
В состав кластеров включаются не все страны, а только те, которые поддаются наибольшему влиянию кластерных центров. Например, Украина и страны Прибалтики относятся к Европейскому кластеру.
В соответствии
с тремя указанными кластерами как
основные выделяются американская,
европейская и японская
школы менеджмента.
План
Международный
бизнес: сущность, характерные
черты, развитие
На рубеже ХХ – ХХI вв. международный бизнес стал всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации. Согласно определению Робока С. и Симмондса К., международный бизнес представляет собой совокупность деловых операций, связанных с пересечением национальных границ и движением товаров, услуг, капиталов, работников; трансфером технологий, информации и данных, и даже руководство исполнителями.
Международный бизнес базируется на возможности получения выгод благодаря преимуществу межгосударственных деловых операций, т.е. из того факта, что продажа данного товара в другой стране или налаживание фирмой одной страны производства в другой стране, или оказание услуг совместно фирмами двух стран третьей и т.д. обеспечивают участникам больше преимуществ, чем они имели бы, если бы вели дела в своих странах. Это – ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в его возникновении и развитии.
Конкретные выгоды международного бизнеса связаны с получением большей прибыли с учетом следующих факторов:
В зависимости от целей анализа и выбранного критерия различают товарную и географическую структуру международного бизнеса.
Характерные черты международного бизнеса:
1. Главная цель – получение прибыли, используя дополнительные преимущества выхода за границы национальных рубежей.
2. Предприниматели
используют дополнительные
- ресурсными
особенностями зарубежных
- емкостью зарубежных рынков;
- правовыми
особенностями зарубежных
- спецификой
межгосударственных (межстрановых) политических
и экономических
3. Международный
бизнес существенно зависит от
уровня интернационализации:
4. Вследствие интернационализации любому бизнесу становится максимально доступным глобальный бизнес – сервис: научные, финансовые, транспортные и др. услуги.
5. Учет
в международном бизнесе
6. Глобальный
характер международного
7. Международный бизнес включает лучшие национальные достижения и все лучшее в мировой практике, поэтому он принципиально более высокого уровня, нежели в любой стране.
8. «Мультиповерхность»
соприкосновения с рынком и
«экстрагирование» лучших
9. Информация
– главный стратегический
10. Принципиальным
отличием международного
11. В
отличие от
Периодизация развития международного бизнеса
Наиболее известная периодизация развития международного бизнеса разработана известным американским исследователем Ричардом Робинсоном. В соответствии с его концепцией историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков делится на четыре эры: коммерческая, эра экспансии, концессий и национальных государств.
Коммерческая эра (1500- 1850 гг.) – начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой ХIХ в. Именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощнейшей движущей силой, которая более двухсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Риски этого бизнеса также были очень велики, связанные с далекими морскими путешествиями, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была мощным стимулом, вовлекавшим в этот международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей.
Эра экспансии (1850 – 1914 гг.). В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала ХIХ в. и последующими достижениями технологического развития. В этот период осуществился переход от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам международного бизнеса.
Эра концессий (1914 – 1945 гг.). В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании – концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные и зачастую полицейские функции не только для своих работников, но и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.