Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:02, лекция
Сущность международного менеджмента.
Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.
Предмет и задачи курса.
2.
Появление молекулярных
3. Развитие современных информационных технологий.
4.
Автоматические телефоны с
5. Искусственный интеллект.
6. Силиконовые чипы, которые вмещают до 100 миллионов транзисторов.
7.
Суперкомпьютеры мощностью
В условиях глобализации ключевое значение в изменении технологической среды приобретают следующие направления:
-
электронные расчеты,
-
телекоммуникации, позволяющие привлечь
к международным операциям все большее
количество регионов.
Структура
основных данных предварительного
маркетингового анализа
По мере выполнения трех указанных выше видов анализа внешней среды (политико-правового, экономического и технического) у служб МК, и в первую очередь у маркетинговой, появляется своего рода «внешнесредовой» фон, на котором можно более или менее обоснованно сделать предварительный маркетинговый анализ, то есть более или менее укрупненно определиться с основными маркетинговыми характеристиками будущего бизнеса. Ниже приведен перечень вопросов, которые будут интересовать международного менеджера в итоге предварительного маркетингового анализа. Имея их и зная результаты анализа внешней среды, менеджер принимает обоснованные стратегические решения о целесообразности выхода фирмы на данный страновый рынок и путях становления бизнеса в этой стране, а в ряде случаев может достаточно обоснованно спрогнозировать и будущую стратегию его развития. Для этого нужно определить:
1. Достаточно ли велика емкость рынка, сегмента рынка, на который наша фирма планирует выйти, с точки зрения стратегических задач фирмы?
2. В чем преимущества нашего товара или услуги по сравнению с основными аналогами, имеющимися или выходящими на этот рынок?
3.
На какие основные
4. Каковы основные возможности дистрибьюции нашего товара, услуги (длины каналов и характеристики вероятных дистрибьюторов)? Каковы основные организационные, финансовые, кадровые, сервисные и правовые проблемы, которые предстоит решать в работе с дистрибьюторами?
5. В чем основные возможности и проблемы продвижения товара, услуги на начальном этапе и в ближайшей перспективе (в разрезе направлений: стимулирование продаж, реклама, PR)?
6. Какова стратегия работы на данном страновом рынке основных конкурентов (товарная, ценовая, сбытовая и продвижение) и что наша фирма может им противопоставить?
7.
Каким должен быть эффективный
бюджет маркетинга для
8. Какие ориентиры продаж нашего товара или услуги могут быть обоснованы службой маркетинга при обеспечении эффективного бюджета (в разбивке по периодам)?
Получив
достаточно обоснованные ответы на эти
вопросы, международный менеджер принимает
наиболее ответственное решение: есть
ли смысл фирме (с учетом всех видов
рисков) входить и закрепляться на данном
страновом рынке. И если ответ на этот
вопрос положителен, то международный
менеджер переходит к наиболее трудоемкой
(для него самого) и наиболее ответственной
(с точки зрения фирмы в целом) части анализа
внешней среды – культурному анализу.
Социально – культурная среда представляет собой совокупность этнических и культурных характеристик населения принимающих стран, которые создают соответствующие национальные стереотипы поведения.
Под
культурой понимают доминирующую систему
ценностей, верований, обычаев и
установок, которые влияют на все
функции и инструменты
Большие различия между разными национальными культурами существуют в проявлениях группового поведения и значимости групп в организациях. Полярные примеры – это чисто западная модель, в которой неформальная группа является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности, и японская модель, в которой группа – абсолютно естественная и зачастую важнейшая часть фирменной социальной структуры и структуры общества в целом. В этом смысле то, что и по сию пору является для Запада объектом оживленных дискуссий (роль и значение групповых норм, групповое единомыслие и т. д.), для Востока вопрос давно решенный и самоочевидный. Поэтому совместить эти взгляды и адаптировать их к культурным особенностям отдельных национальных подразделений фирмы – непростая задача международного менеджмента. То же самое относится к вопросам власти, лидерства и участия рядовых членов коллектива в принятии решений. На полюсах в этих вопросах находятся демократический и авторитарный стили управления.
Совершенно так же влияние в почти любом типе восточных культур будет очень существенно определяться возрастом, в то время как в западных моделях влияние этого фактора будет весьма умеренным, даже может иметь негативные аспекты.
Значительные
различия существуют и в отношении
роли и влияния традиций, которые
являются неотъемлемой частью любой
культуры.
Рассматривая
среду деловых
культур следует особое
внимание уделить ключевому
вопросу, вокруг которого
уже многие годы идут
споры как среди исследователей,
так и среди менеджеров-практиков.
В самом общем виде его
можно поставить следующим
образом: «Что показывает
историческое развитие
цивилизации в отношении
превалирующих тенденций,
связанных с учетом
национально-культурных
особенностей в международном
менеджменте: идет ли
дело к нивелированию
этих особенностей и
переходу к некой единой
модели или же, наоборот,
усиливаются различия,
и менеджеру необходимо
все в большей мере учитывать
эти различия в своей
деятельности?»
Исследования,
изучающие взаимосвязь между
национально-культурными особенностями
и моделями менеджмента, разделились на
три группы [94, с.226]. Одна из точек зрения,
дивергенция/расхождение, заключается
в том, что усиление глобальной конкуренции
активизирует стремление к сохранению
традиционных культурных ценностей, сохранению
статус-кво и соответственно сложившихся
конкурентных преимуществ. Согласно другой
точке зрения, конвергенци/сближение,
нас ждёт впереди мир с довольно однородной
средой, в котором, конечно возможны индивидуальные
различия. Однако эти различия не будут
иметь определяющего характера, чтобы
стать предметом научного изучения. Подразумевается,
что основополагающей тенденцией является
процесс вестернизации: принятие ценностей
индустриальных стран.
Исследователи отмечают, что основными факторами, определяющими эти процессы являются национальная культура и технологический прогресс [49].
По
мнению Р. Веббера, для оценки перспективы
дивергенции или конвергенции деловых
культур нужно рассмотреть, какие силы
воздействуют на этот процесс. Р. Веббер
различает два аспекта проблемы: во-первых,
это межличностные отношения и, во-вторых,
это отношение работников к процессу труда
[95, с.77]. В таблице 2 представлена модифицированная
модель Р. Веббера. Очевидно, что в сфере
межличностных отношений преобладают
силы дивергенции, в то время как в аспекте
отношения к труду наблюдается тенденция
сближения деловых культур [96, с.238].
Таблица 1 – Факторы,
определяющие конвергенцию и дивергенцию
деловых культур
Конвергентные
силы
(действующие в сфере производства, отношение индивида к работе) |
Дивергентные
силы
(действующие на человека, сфера межличтностных отношений) |
Технология | Культурная инерция |
Образование | Ступень развития общества |
Прагматическая философия | Природные ресурсы |
Организационные цели и адаптация | Демография |
Источник: Ronen S. Comparative and Multinational managment. New York, 1986. – Р.238. |
Источник: Ronen S. Comparative
and Multinational managment. New York, 1986. – Р.238.
а) Технологическое развитие и его последствия. Из всех конвергентных факторов современного мира технология является наиболее мощным. В конечном итоге именно единство развития современной техники и технологии на базе широкого использования информационных систем предъявляет универсальные для всего мира требования к работникам разных отраслей производства. Насколько вписываются в эти требования национальные стереотипы поведения: привычки, верования, традиции и т.д. зачастую становятся вопросы непросто большей или меньшей эффективности, но уже связано с принципиальной возможностью использовать ту или иную технологию в данных национальных условиях. В этой связи имеет большое значение и умение нации приспособить ту или иную технологию к своей культурной специфике. Однако, следует признать, что для все большего числа технологических новшеств возможности такой адаптации существенно ограничены и речь, как и отмечалось выше, должна идти именно об универсальных требованиях к работникам любых культур.
б) Образование является мощным конвергентным фактором в силу нескольких основных причин. И первая из них следует из того, что уже сказано о технологии: в конце концов именно требования технологии заставляют в значительной роли унифицировать систему знаний, которые получает специалист для работы с этой технологией. С другой стороны, сама система нынешнего образования в значительной мере основана на единых для всего мира информационных технологиях – еще один столь же мощный конвергентный фактор. Конечно, ни в коем случае нельзя считать, что студент-араб, американец и японец, обучающийся в принципе одним и тем же, например, компьютерным технологиям, станут абсолютно идентичными как индивидуумы. Речь идет о другом: о своего рода «сходимости» в каких-то чертах даже в рамках их собственных национально-культурных стереотипов.
в) По мнению многих западных исследователей, прагматическая философия так же является существенным конвергентным фактором, поскольку она по существу вытекает из все той же технологии и достаточно универсального современного образования, с одной стороны, а, с другой, из достаточно широкого распространения в разных культурах мнения по важным значениям жизненного комфорта, устойчивого положения, экономической безопасности и т.д. По существу все эти ценности находят значительное число горячих сторонников прежде всего среди молодежи, принадлежащей, тем не менее, к разным национально-культурным кластерам. Уместно в этой связи отметить, что собственно экономическое развитие каждой страны и рост уровня ее благосостояния в известной мере автоматически умножает число сторонников того, что называют современным прагматизмом.
г) В заключение рассмотрения конвергентных факторов отметим и важную роль в этих процессах организационных целей управленческих систем и потребностей в адаптации. Действительно, в независимости от национально-культурной среды мы так или иначе существуем в мире сложных организационных систем, цели которых в любом случае ориентированы на определенные показатели эффективности. Но чтобы достигать этих целей, крайне необходимо адаптация указанных организационных систем к динамично меняющемуся окружению. И прежде всего это имеет первостепенное значение для бизнеса. Соответственно, будучи помещены в рамки структурно-схожих организационных систем, преследуя совершенно идентичные цели и вынужденные использовать достаточно схожие методы адаптации к окружающей деловой среде работники, принадлежащие к различным национальным культурам так или иначе попадают в орбиту конвергенции.
Сторонники концепции
конвергенции утверждают, что чем
выше процесс индустриализации в
стране, тем в большей степени
руководство транснациональных
компаний будет придерживаться ценностей
индустриально развитых стран [97; 98].
2. Факторы дивергенции
На уровне межличностных
отношений действует ряд
а) Культурные различия. Хотя культура и развивается в тесной взаимосвязи с изменением общественных отношений, она также обладает и собственной логикой развития. Национальная система ценностей может не соответствовать требованиям современной технологии. Это касается как технических стандартов и экономических методов, так и управленческих технологий. Различия в системах ценностей предопределяют расхождения в путях развития. В этой связи можно упомянуть создание во второй половине ХХ в. Сети мусульманских банков, согласующих финансовую практику с законами шариата, соответственно видоизменяющимися банковским технологиям.