Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:02, лекция
Сущность международного менеджмента.
Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.
Предмет и задачи курса.
Эра национальных государств (1945 – 1970 гг.) имеет две особенности развития. С одной стороны, это – становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический бизнес и некоторую кадрово – технологическую структуру. С другой же стороны – все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем. Это стало первым толчком для существенного развития международного бизнеса: независимые государства проводили активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых финансовых инвестиций. Таким образом, развитие международных рынков капитала получило новый импульс, что обусловило появление и развитие новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.
Период после второй мировой войны, называемый четвертой эрой, включает следующие периоды:
Суть глобализации заключается в развитии взаимосвязей и усилении взаимозависимости между отдельными странами и географическими регионами мира.
Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.
В упрощенном виде необходимо выделить следующие аспекты глобализации:
- технологический: глобализация была обусловлена рядом революционных достижений в отрасли микроэлектроники, оптической электроники и телекоммуникаций;
- культурный: изменение культурных традиций и социальных условий, но не в сторону развития мировой культуры, а в направлении расширения господствующих в развитых странах культурных ценностей;
- экономический: либерализация мировой торговли в рамках ВТО. Результатом этого является постоянный рост международной деятельности предприятий, переплетение и взаимная зависимость народных хозяйств;
- политический: возрастающая международная мобильность предприятий и их возможностей обостряет конкуренцию между государствами и ограничивает их суверенитет. Т.о., государства все меньше и меньше могут выполнять свои возрастающие социальные задачи;
- социальный: глобализация усиливает различие социального уровня развитых и развивающихся стран;
- экологический аспект: экологические проблемы, имеющие глобальные причины и последствия (глобальное потепление, озоновая дыра, загрязнение воды и воздуха) можно разрешить только совместными усилиями всех стран.
Процессы глобализации охватывают разные регионы мира и стимулируют фирмы к поиску лучших условий деятельности.
Учитывая внутреннюю противоречивость процессов глобализации, международные корпорации (МК) выбирают взвешенные стратегии своих действий в разных регионах мира. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу по трем направлениям:
Чтобы добиться успеха в условиях глобализации, МК приходиться предлагать, а местным фирмам принимать не отдельные действия компаний, а целый комплекс предложений - так называемые пакеты развития, включающие основные аспекты бизнеса.
Таким образом, для реального продвижения бизнеса к эффективному производству товаров и услуг необходимо использовать комплекс «пакет развития», включающий капитал, технологии, информацию, квалификацию и компетенцию персонала, рекламную и консалтинговую поддержку, сбытовую сеть и т.д. Конечно, можно использовать части пакета от разных фирм и дешевле, но в этом случае достижения мирового уровня производственных процессов замедляются.
Интернационализация бизнеса и менеджмента – объединение усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении различных деловых операций.
С
развитием процессов
- экспорт (импорт);
- лицензирование;
- управленческие контракты;
- совместные предприятия;
- международные корпорации.
Следует отметить, что в современных условиях внешнеторговые операции (самая простая форма международного бизнеса) составляют свыше 80% объемов международного бизнеса.
В настоящее время наблюдается модернизация экспорта. Наиболее распространенными формами такой модернизации являются локальное складирование и продажа (завоз большой партии товаров на склады с целью сокращения транспортных расходов) и локальная сборка и продажа (экспорт комплектующих деталей, сборка и продажа в различных странах).
Лицензирование означает передачу прав интеллектуальной собственности партнеру с ругой страны на условиях получения определенных доходов. Разновидностью его является франчайзинг.
Управленческие контракты являются способом направления фирмой части своего управленческого персонала в другую страну для оказания поддержки или выполнения специализированных управленческих функций в течение установленного периода за определенную плату.
Совместным предприятием называют такие международные фирмы, которые имеют двух или более учредителей – юридических лиц из разных стран.
Международные корпорации представляют собой предприятия с прямыми иностранными инвестициями, когда зарубежные филиалы являются собственностью компании.
Для понимания этапов интернационализации используется модель EPRG (этноцентризм – полицентризм – региоцентризм - геоцентризм), разработанную Говардом Перлмуттером.
Так,
этноцентрическая философия в МНК
исходит из того, что корпоративный
менеджмент руководствуется ценностями
и правилами, определяемыми головной
компанией (штаб-квартирой), зарубежные
подразделения располагают
Более развернутую схему интернационализации бизнеса предложила Нэнси Адлер:
Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3 Фаза 4
Национальные Международные Мультинациональные Глобальные
фирмы
фирмы
В соответствии с этой схемой национальные фирмы не занимаются международной деятельностью, международные фирмы направляют свои усилия на экспансию внешних рынков. Мультинациональные фирмы стараются сбалансировать свои связи в пределах собственных международных рынков. Глобальные фирмы – балансирование внутренних связей сопровождается динамичным поиском новых рынков.
По определению ЮНКТАД, транснациональная корпорация – предприятие, которое объединяет юридических лиц любых организационно – правовых форм и видов деятельности в двух и более странах и осуществляет проведение взаимосвязанной политики и совместной стратегии благодаря одному или нескольким центрам принятия решений.
Основными характеристиками транснациональных корпораций являются:
- наличие собственников из разных стран;
- международный состав работников, в т.ч. менеджеров;
- международное мышление высшего руководства;
- источники прибыли в разных странах;
- международная структура активов;
- продажа на зарубежных рынках.
В настоящее время в мире насчитывается около 65 тыс. международных корпораций, которые насчитывают более 700 тыс. отделений. Во второй половине ХХ столетия наметились такие тенденции, как увеличение количества неамериканских МК (прежде всего японских) и развитие мини – многонациональных корпораций, которые являются малыми и средними предприятиями.
Для всех международных корпораций (международная организация, мультинациональная и транснациональная организация) общим является движение товаров, услуг капитала, технологий, информации, менеджмента между национальными экономиками. Сами корпорации представляют собой систему многонациональных компаний.
Международная корпорация состоит из следующих элементов:
- материнской компании, расположенной в стране происхождения;
- сети отделений (филиалов), расположенных в принимающих странах.
Кроме
того, материнская компания и филиалы
имеют связи с другими
Организация
бизнеса в международных
Горизонтальная интеграция означает такое взаимодействие отделений международной корпорации, при котором изготовление и реализация определенной продукции на международных рынках закрепляется за конкретными отделениями с учетом всех затрат.
Вертикальная интеграция основана на специализации отдельных отделений на стадиях технологического процесса и сосредоточении изготовления конечной продукции в незначительном количестве филиалов, которые поставляют ее на международные рынки.
Ключевые понятия и термины
Геоцентризм, глобализация,
интернационализация, кластер, лицензирование,
международный менеджмент, пакет развития,
полицентризм, региоцентризм, транснациональные
корпорации, франчайзинг, этноцентризм.
3. Среда международного менеджмента
План
Структура основных данных предварительного маркетингового анализа
Среда международного менеджмента (среда деятельности МК) – это совокупность различных отношений и интересов различных групп и организаций, которые складываются во всех странах, в которых корпорация осуществляет свои деловые операции.