Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:02, лекция

Краткое описание

Сущность международного менеджмента.
Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.
Предмет и задачи курса.

Файлы: 1 файл

Конспект+лекций+Часть1 (1).doc

— 173.00 Кб (Скачать)

б) Уровень развития стран и регионов, также является мощным дивергентным фактором, крайнее  проявление которого разделение стран  на развитые и развивающиеся, известная проблема «север-юг» и т.д. все это безусловно ведет к наличию и в общественной, и в деловой жизни серьезных тенденций дивергенции.

в) К этой же категории  относится и проблема природных  ресурсов, их эксплуатации, справедливых цен на ресурсы и т. д. Поскольку в периоды предшествующего развития имели место значительные несправедливости по отношению к бывшим колониям, и отчасти эти несправедливости пусть и в более мягкой форме имеют место сейчас. Они, конечно же, создают весьма благодатную почву для национальной культурной дивергенции.

г) Примерно в том  же ключе зачастую действуют и  демографические факторы, но здесь  следует выделить две составляющих демографии. С одной стороны, речь идет о чисто количественном изменении  пропорций в мире вообще и во многонациональных государствах в частности. Так общеизвестным фактом является то, что численность чернокожих и особенно испаноязычных граждан США растет интенсивнее, нежели численность белого населения. В общей массе населения земли численность населения развивающихся стран вследствие отсутствия, либо слабого контроля за рождаемостью растет существенно быстрее, чем численность населения развитых и относительно благополучных стран. Но помимо этой чисто количественной составляющей факторов есть и, условно говоря, качественная. Она определяется степенью сохранения культурно-национальной специфики внутри отдельных стран и что особенно важно – внутри этнических сообществ во многонациональных странах.

Рассмотренные факторы  действуют одновременно, давая в каждый момент времени итоговый результат, предопределяемый как интенсивностью воздействия каждого из них, так и своеобразием рассматриваемого общества [99, с.57]. 

С точки зрения дивергенции  для успешного видения бизнеса, транснациональные компании должны учитывать национальную культуру страны-реципиента. Многие учёные придерживаются этой точки зрения и подчеркивают, что для достижения успеха необходимым условием является адаптирование к культурным  особенностям [41; 100].     

Третья точка зрения, кроссвергенция/смешанная, заняла сбалансированную и взвешенную позицию, суть которой можно выразить следующими словами: в современном весьма сложном мире есть ряд факторов, которые способствуют именно конвергенции, но в то же время, есть и дивергентные составляющие [49; 102, с.55]. Так, по мнению Д. Ралстона, на практике в результате взаимодействия культуры страны-реципиента и культуры индустриальных стран  появиться новая смешанная система деловых культур [49].    
 
 

       Подробнее особенности влияния социально  – культурной среды на развитие международного бизнеса приведены в учебнике «Международный менеджмент» под ред. С.Э. Пивоварова.

       Анализ  национальных стереотипов в деятельности международного менеджера является заключительным этапом анализа культурной внешней среды. Рассмотрим основные национальные стереотипы.

       1. Американский национальный стереотип. Образ типичного американца можно охарактеризовать следующими основными чертами:

       1)  жесткий прагматизм, ориентация  на реальное, приносящее пользу  дело, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатыванию денег;

       2) целевой динамизм (цель – действие  – достижение – новая цель);

       3)индивидуализм,  т.е. самостоятельность в принятии  и реализации решений,   равно  как и полная готовность нести  за них ответственность;

       4) уважительное отношение ко времени  и тем более как к важнейшему  деловому ресурсу;

       5) отношения к другим людям и  коммуникативные качества характеризуются  общей дружелюбностью, откровенностью  и искренностью, готовностью к  сотрудничеству и поиску компромиссов;

       6) жесткое разделение делового  и личного в деловой практике  и поведении вообще;

       7) в американцах часто патриотизм  и гордость за успехи и положение  США в мире переходят в определенные  проявления этноцентризма. 

       2.Английский  национальный стереотип.  Основные черты типичного англичанина:

       1) прагматичность. При этом  у них  не наблюдается американской  страсти к деньгам как к  главному мерилу жизненных достижений;

       2) нелюбовь к абстрактным проектам, за которыми не стоит реальное дело;

       3) чувство собственного достоинства, которое подводит англичанина к осознанию необходимости соблюдения этических норм и общепринятых, традиционных правил;

       4) глубокое уважение к национальным, государственным, семейным и др. традициям;

       5) этноцентризм, но в сравнении  с американским более скрытый и исключительно корректный.

       3. Французский национальный стереотип.  Основные черты типичного француза:

       1) интеллектуализм, любовь к искусству,  гармонии и красоте;

       2) робость и нерешительность в  сфере реализации и практического  выполнения задуманного на бумаге;

       3) нелюбовь к компромиссам и  большая, чем у других наций,  склонность к конфликтам и  спорам при решении проблем;

       4) когда мы переходим к личным  чертам, их манере,  стилю общения,  поведению в семье и личной  жизни, то здесь действует эффект компенсации: никто так не раскован, свободен от условностей, так естественен и отличается юмором и находчивостью, как французы в неофициальной обстановке.

       4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока.

       1)  Основная черта – стремление к созданию обстановки неторопливости, дружественности и доверия во всех делах;

       2) стремление избежать какой –  либо конфронтации и критики  в деловых отношениях;

       3) сильно развитая гордость и  страх «потерять лицо»;

       4) во время переговоров необходимо:

       а) строго придерживаться принятого ранее  порядка переговоров;

       б) если необходимо обсудить незапланированную  тему, нужно дать время и возможность  партнеру   ознакомиться с ней;

       в) следить за звучанием своей речи, не допускать резких или грубых слов, стремиться к максимальной теплоте и дружелюбности во всем.

       5. Китайский национальный стереотип.

       1) Основополагающая черта – своеобразная  смесь  повиновения,  терпения  и упорства;

       2) при проведении переговоров необходимо  учитывать также следующие черты   национального стереотипа:

       а) приверженность ритуалам, чинопочитанию, сохранению всех внешних атрибутов  достоинства;

       б) чувствительность к шутке и юмору;

       в) склонность смешивать семейные и  деловые отношения. 
 

       6. Японский национальный стереотип. 

       1) Базовая черта стереотипа – чрезвычайно продуктивное сочетание поистине бесконечного трудолюбия и терпения японцев со столь же бесконечным внутренним стремлением к красоте и совершенству;

       2) японцы – оригинальные традиционалисты.  Бережно сохраняя все лучшее  в своей культуре, они жадно воспринимают и умело адаптируют лучшие достижения других стран и наций;

       3) дисциплинированность и  высокое  чувство ответственности перед  коллективом, признание безусловного  авторитета коллектива, готовность  принести ему в жертву свои  личные потребности и интересы;

       4) жизненные черты – вежливость, аккуратность, деликатность и порядочность, абсолютный контроль над личным  поведением и эмоциями. 
 

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"