Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:02, лекция
Сущность международного менеджмента.
Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.
Предмет и задачи курса.
б) Уровень развития стран и регионов, также является мощным дивергентным фактором, крайнее проявление которого разделение стран на развитые и развивающиеся, известная проблема «север-юг» и т.д. все это безусловно ведет к наличию и в общественной, и в деловой жизни серьезных тенденций дивергенции.
в) К этой же категории относится и проблема природных ресурсов, их эксплуатации, справедливых цен на ресурсы и т. д. Поскольку в периоды предшествующего развития имели место значительные несправедливости по отношению к бывшим колониям, и отчасти эти несправедливости пусть и в более мягкой форме имеют место сейчас. Они, конечно же, создают весьма благодатную почву для национальной культурной дивергенции.
г) Примерно в том же ключе зачастую действуют и демографические факторы, но здесь следует выделить две составляющих демографии. С одной стороны, речь идет о чисто количественном изменении пропорций в мире вообще и во многонациональных государствах в частности. Так общеизвестным фактом является то, что численность чернокожих и особенно испаноязычных граждан США растет интенсивнее, нежели численность белого населения. В общей массе населения земли численность населения развивающихся стран вследствие отсутствия, либо слабого контроля за рождаемостью растет существенно быстрее, чем численность населения развитых и относительно благополучных стран. Но помимо этой чисто количественной составляющей факторов есть и, условно говоря, качественная. Она определяется степенью сохранения культурно-национальной специфики внутри отдельных стран и что особенно важно – внутри этнических сообществ во многонациональных странах.
Рассмотренные факторы действуют одновременно, давая в каждый момент времени итоговый результат, предопределяемый как интенсивностью воздействия каждого из них, так и своеобразием рассматриваемого общества [99, с.57].
С точки зрения дивергенции
для успешного видения бизнеса,
транснациональные компании должны
учитывать национальную культуру страны-реципиента.
Многие учёные придерживаются этой точки
зрения и подчеркивают, что для достижения
успеха необходимым условием является
адаптирование к культурным особенностям
[41; 100].
Третья точка зрения,
кроссвергенция/смешанная, заняла
сбалансированную и взвешенную позицию,
суть которой можно выразить следующими
словами: в современном весьма сложном
мире есть ряд факторов, которые способствуют
именно конвергенции, но в то же время,
есть и дивергентные составляющие [49; 102,
с.55]. Так, по мнению Д. Ралстона, на практике
в результате взаимодействия культуры
страны-реципиента и культуры индустриальных
стран появиться новая смешанная система
деловых культур [49].
Подробнее особенности влияния социально – культурной среды на развитие международного бизнеса приведены в учебнике «Международный менеджмент» под ред. С.Э. Пивоварова.
Анализ национальных стереотипов в деятельности международного менеджера является заключительным этапом анализа культурной внешней среды. Рассмотрим основные национальные стереотипы.
1. Американский национальный стереотип. Образ типичного американца можно охарактеризовать следующими основными чертами:
1) жесткий прагматизм, ориентация на реальное, приносящее пользу дело, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатыванию денег;
2) целевой динамизм (цель – действие – достижение – новая цель);
3)индивидуализм,
т.е. самостоятельность в
4)
уважительное отношение ко
5)
отношения к другим людям и
коммуникативные качества
6) жесткое разделение делового и личного в деловой практике и поведении вообще;
7)
в американцах часто
2.Английский национальный стереотип. Основные черты типичного англичанина:
1)
прагматичность. При этом у них
не наблюдается американской
страсти к деньгам как к
главному мерилу жизненных
2) нелюбовь к абстрактным проектам, за которыми не стоит реальное дело;
3) чувство собственного достоинства, которое подводит англичанина к осознанию необходимости соблюдения этических норм и общепринятых, традиционных правил;
4) глубокое уважение к национальным, государственным, семейным и др. традициям;
5) этноцентризм, но в сравнении с американским более скрытый и исключительно корректный.
3. Французский национальный стереотип. Основные черты типичного француза:
1)
интеллектуализм, любовь к
2)
робость и нерешительность в
сфере реализации и
3) нелюбовь к компромиссам и большая, чем у других наций, склонность к конфликтам и спорам при решении проблем;
4)
когда мы переходим к личным
чертам, их манере, стилю общения,
поведению в семье и личной
жизни, то здесь действует
4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока.
1) Основная черта – стремление к созданию обстановки неторопливости, дружественности и доверия во всех делах;
2) стремление избежать какой – либо конфронтации и критики в деловых отношениях;
3) сильно развитая гордость и страх «потерять лицо»;
4)
во время переговоров
а) строго придерживаться принятого ранее порядка переговоров;
б) если необходимо обсудить незапланированную тему, нужно дать время и возможность партнеру ознакомиться с ней;
в) следить за звучанием своей речи, не допускать резких или грубых слов, стремиться к максимальной теплоте и дружелюбности во всем.
5. Китайский национальный стереотип.
1)
Основополагающая черта –
2)
при проведении переговоров
а) приверженность ритуалам, чинопочитанию, сохранению всех внешних атрибутов достоинства;
б) чувствительность к шутке и юмору;
в)
склонность смешивать семейные и
деловые отношения.
6. Японский национальный стереотип.
1) Базовая черта стереотипа – чрезвычайно продуктивное сочетание поистине бесконечного трудолюбия и терпения японцев со столь же бесконечным внутренним стремлением к красоте и совершенству;
2)
японцы – оригинальные
3)
дисциплинированность и
4)
жизненные черты – вежливость,
аккуратность, деликатность и порядочность,
абсолютный контроль над