Конкурентоспособность продукции МЗКП

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 23:03, дипломная работа

Краткое описание

Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики нашей страны в целом. Промышленная политика Правительства РБ: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности белорусских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

Файлы: 1 файл

диплом (качество).doc

— 435.50 Кб (Скачать)

    По  представлению УТК или ОССП технический  директор в соответствии со статьей 34 Закона РБ «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» приостанавливает или прекращает реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных актов, на соответствие которым сертифицирована, а также после окончания срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации.

    Целью проводимых предприятием работ по сертификации продукции является сертификационное обеспечение требований рынков сбыта продукции, выполнение обязательных сертификационных требований и содействие повышению конкурентоспособности продукции. Предприятие имеет необходимые сертификаты/одобрения типа транспортного средства на реализуемую продукцию на рынках ее сбыта в соответствии с обязательными требованиями системы сертификации. Проведены работы по сертификации внедорожных транспортных средств по схеме добровольной сертификации.

     На  настоящий момент сертифицировано 100% продукции предприятия, подлежащей обязательной сертификации на рынках сбыта, что составило 93,67% общего выпуска продукции. Наименование сертифицируемой продукции: автомобили-самосвалы, тягачи, специальные колесные шасси, шасси прицепов, полуприцепы, запасные части к транспортным средствам.

    Организация разработки и подготовки к сертификации системы качества, отвечающей требованиям  МС ИСО 9001, ведется предприятием в  соответствии с утвержденными планами  совместно с Германско-Российским предприятием “RWTUV-Интерсертифика”. Сроки сертификации согласованы с “Планом- графиком работ по совершенствованию и сертификации систем качества предприятий Министерства промышленности в соответствии с международными стандартами ИСО семейства 9000», разработанным Министерством промышленности РБ.

    Достижение  мирового уровня качества продукции  сегодня невозможно без участия  в решении научно – технических  задач прикладной науки. Сегодня  завод столкнулся с такими проблемами, когда усилия заводских инженеров  недостаточно и требуется привлечение академических и вузовских специалистов. Поэтому МЗКТ пошел по пути проведения совместных исковых и прикладных исследований в рамках государственных научно – технических программ. Участие в них позволит получить новые качества автомобильной техники, которые дают преимущества перед конкурентами.

    В Национальной академии наук сформирована программа «Новые компоненты в машиностроении» (2006-2010 годы). Она нацелена на создание новых наукоемких компонентов машины, которые функционально расширят возможности техники. В ней сформулированы задания по развитию техники, выпускаемой в Беларуси, в том числе и Минским заводом колесных тягачей. В общем пакете программы «Новые компоненты» находится порядка 20 программ. По ряду программ «Компонентов» завод дал подтверждение актуальности тем для предприятия, по многим программам – свое согласие  на участие в их реализации, проведении в интересах этой программы исследовательских испытаний, изготовление опытных образцов. По завершении программы результаты работ будут использоваться в собственных интересах МЗКТ. По программе «Компоненты» работа будет вестись за счет бюджетных средств, которые выделяются Академии наук, и привлеченных средств конкретных предприятий.

    Завод участвует в нескольких программах. Первая программа – это «Разработка конструкции и создание макетных образцов гидродинамических трансмиссий и их базовых модулей для мобильных машин повышенного технического уровня. Формирование семейства перспективных трансмиссий мощностью 300-650 лошадиных сил на основе типовых базовых модулей». Эту работу планируется проводить совместно с ИМИНМАШ, НИРУП «Белавтотракторостроение» и БелАЗом. Программа вступает в силу в 2006 году с завершением в 2008 году.

    В прошлом году на инициативной основе начата работа по снижению шума зубчатых передач. В текущем году эта тема включена в программу «Компоненты», и в ее рамках предусматривается разработка мероприятий, направленных на снижение шума зубчатых передач.

    На  протяжении двух лет заводом ведутся  работы по подрессориванию транспортных средств с применением новых технических решений.

    На  этапе поисковых работ достигнуты положительные результаты, на основании  которых сформирована новая программа  «Разработка макетного образца  электронной управляемой системы  подрессоривания транспортных средств с возможностью регулирования жесткости демфирующих элементов в режиме реального времени». Работа очень перспективная, причем она особенно актуальна для спецтехники.

    Многие  производители автомобильной техники  сегодня очень интенсивно насыщают машины электронным оборудованием. Эта работа так же ведется и на МЗКТ. Принято решение головным исполнителем УП «Белмикросистемы»  с участием ИМИНМАША, завода, МАЗа, МТЗ выполнить разработку концепции единой программно-аппаратной платформы создания перспективных электронных систем мобильных машин и создание на основе макетных образцов  унифицированных электронных модулей для нового поколения мехатронных систем защиты  контроля и управления мобильных машин многоцелевого назначения. Ведутся работы по подготовке базы данных для перехода к проведению виртуальных испытаний. Работа в этом направлении была начата в прошлом году, и в ее ходе созданы трехмерные модели отдельных узлов машины, проведены замеры действующих нагрузок на узлы автомобиля при движении по дорогам, обработка этих данных и формирование математических моделей возмущающих сил. Тем самым предприятие имеет возможность в электронном виде проводить испытания автомобиля с оценкой надежности и ресурса автотранспортных средств.

    Завод вместе с другими ведущими производителями автомобилей и компонентов автомобилей как Беларуси, так и России принимает участие в программе «БелРусАвто», конечная цель которой – постоянное повышение уровня выпускаемой техники для обеспечения соответствия требованиям международных норм по экологии и безопасности. Программа «БелРусАвто» - программа союзного государства, которая финансируется за счет бюджетных средств как Республики Беларусь, так и Российский Федерации. Не является секретом то, что по качеству выпускаемой технике и международным нормам завод отстал от западных производителей. В текущем году в Европе планируется введение норм Евро-4. Ярославский моторный завод – основной поставщик и производитель двигателей на уровне Евро-2. Изготовлены опытные образцы двигателей с нормой выброса Евро-3. В текущем году планируется изготовить опытные образцы автомобилей Евро-3 и разработать конструкторскую документацию на базовые образцы изделий с двигателем Евро-4.

    В реализации этой программы задействован широкий круг предприятий: производители автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры, электроники для двигателей, компонентов для автомобилей, а так же электронных компонентов для автомобилей в целом.  Программа долгосрочная и рассчитана до 2010 года. Ее финансирование было начато в прошлом году и продолжается в текущем году, так что можно рассчитывать, что намеченные рубежи будут достигнуты.

    Следующее направление, в котором будет  участвовать завод, - Государственная  научно – техническая программа  «Белавтотракторостроение». Она предусматривает решение важных народнохозяйственных задач Республики Беларусь.

    В эту программу включена одна тема МЗКТ – создание базовых шасси  автомобиля и прицепа для монтажа  на нем различного вида оборудования.

    В 90-е годы прошлого века на заводе произошло  резкое падение объемов производства в связи со снижением спроса на выпускаемые колесные тягачи, и из-за недостатка средств обновление основных фондов было практически прекращено. За это время оборудование физически и морально устарело, и сегодня его технологические возможности значительно ниже, чем у современного оборудования, не всегда достигается требуемое качество выпускаемой продукции.

    В 2005 году Указом Президента Республики Беларусь №143 «О мерах государственной  поддержки Производственного республиканского унитарного предприятия «Минский завод колесных тягачей» заводу для технического перевооружения и модернизации производства была выделена финансовая помощь в виде субсидий в размере 1,7 миллиарда рублей. С учетом выделения предприятию субсидий был разработан план технического перевооружения завода на 2005-2006 годы и в соответствии с ним приступили к реализации мероприятий по закупке нового, модернизации и капитальному ремонту существующего оборудования, снижению потребления топливно-энергетических  ресурсов.

    За 10 месяцев 2005 года на предприятии использовано инвестиций  в основной капитал  на сумму 975 миллионов рублей. Заключены  и находятся в стадии реализации договора за счет субсидий на сумму 1219 миллионов рублей.  Также  на обновление оборудования планируется  использование собственных средств. Всего же в 2006 году планируется вложение инвестиций в обновление основных фондов на сумму 2 миллиарда 650 миллионов рублей.

    На  сегодняшний день получены и введены  в эксплуатацию два горизонтально-фрезерных  станка для обработки наиболее  точных деталей в механосборочных цехах №3 и 7. В декабре 2005 года завершилась установка комплекта оборудования для упрочняющей обработки деталей методом ионного азотирования в пульсирующей плазме в термическом цехе. Также в механосборочный цех №4 поставлены два токарных станка с ЧПУ и произведена установка плазменной резки в рамно-прессовом цехе.

    Ввод  в эксплуатацию в цехе гибких производственных систем оплаченного в 2005 году обрабатывающего  центра будет произведен во втором квартале 2006 года, а работы по модернизации термического оборудования типа Pekat-2, 3 и эндогенераторов ЭН-125-2М для химико-термической обработки деталей также будут завершены во втором квартале 2006 года. В 2005 году введены в эксплуатацию 8 единиц оборудования.

    Конечно, количество приобретенного в 2005 году оборудования незначительно в сравнении с  имеющимся на предприятии, а это  порядка 1800 единиц только металлообрабатывающего. Если учесть, что стоимость единицы  нового оборудования в основном превышает 50 тысяч долларов, стоимость обрабатывающих центров, зубошлифовального оборудования составляет 400-500 тысяч долларов за единицу, то планируемая сумма инвестиций в 2005 году очень мала. Иногда приходится ориентироваться  на оборудование зарубежных производителей, так как предприятия нашей республики его не производят. И тем не менее процесс обновления станочного парка уже пошел.

    В соответствии с Постановлением Совмина  №652 от 19 мая 2004 года обязательной является проведение процедуры тендерных  закупок, а именно: согласование с комиссией по повышению конкурентоспособности Министерства экономики; разрешение ГВПК на проведение тендерных закупок; объявление тендера и подведение его итогов; заключение контракта с победителем тендера.

    Что касается сроков проведения процедуры. Нужно провести предтендерную проработку с потенциальными поставщиками, оценить стоимость оборудования. Объявляется тендер, который проводится в течение месяца. Завод получает предложения и делает оценку как по техническим параметрам, так и по стоимости. Поставщик оценивается по многим критериям. Если предполагается закупка импортного оборудования (когда нет необходимого оборудования отечественных производителей), нужно получить разрешение комитета на проведение этого тендера с участием зарубежных производителей. Вся процедура с момента издания приказа на проведение тендера до подведения итогов – выбора победителя – может составлять от трех до шести и более месяцев.

    Предприятия приступают к изготовлению оборудования только после заключения договора и  получения предоплаты. Это как правило. Обычно на складе нет готовых станков. На изготовление станка, в зависимости от его сложности, нужно примерно полгода.

    К моменту поступления оборудования на завод разрабатывается планировка на его установку, проводятся подготовительные работы, чтобы не терять времени на запуск.

    Уже разработан и утвержден план технического перевооружения на 2006-2010 годы с разбивкой  по годам. План рассматривался на техническом  совете. Основными задачами по техническому перевооружению завода на 2006-2010 годы являются: приобретение нового высокоэффективного технологического оборудования для обеспечения качественного изготовления деталей и узлов машин в существующих условиях производства; закупка оборудования химико-термической обработки; внедрение высокоэффективных проектов по сбережению топливно-энергетических ресурсов; развитие исследовательского центра завода; приобретение средств вычислительной техники для создания и внедрения аппаратно-программного комплекса по автоматизации выполнения опытно-конструкторских, проектно-расчетных работ, технологической подготовки производства в кратчайшие сроки и эффективного управления производством; модернизация окрасочного производства.

    В первую очередь, на заводе необходимо решить вопрос по обновлению обрабатывающих центров цеха гибких производственных систем. Оборудование, проработавшее более 20 лет, и в основном в три смены, имеет значительный физический износ.

    Необходимо  провести замену зубошлифовального  оборудования. В настоящее время  эту проблему можно решить, закупив 2-3 зубошлифовальных станка зарубежных производителей, которые полностью заменят 40 единиц морально устаревшего и физически изношенного оборудования 60-80-х годов выпуска, которые используются на МЗКТ сегодня.

    Конечно, реализация плана технического перевооружения завода напрямую будет зависеть от его финансового состояния. Будет завод работать рентабельно, будет прибыль – будут производиться закупки оборудования. А будут закупки оборудования – будет повышаться производительность труда, качество выпускаемых изделий.

    Организация выпуска продукции марки «Волат»  на высоком техническом уровне, соответствующем  мировым стандартам, возможна сегодня  лишь на современном технологическом  оборудовании.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции МЗКП