Конкурентоспособность продукции МЗКП

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 23:03, дипломная работа

Краткое описание

Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики нашей страны в целом. Промышленная политика Правительства РБ: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности белорусских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

Файлы: 1 файл

диплом (качество).doc

— 435.50 Кб (Скачать)

   В течение года  подразделения завода накапливают и обобщают информацию о качестве, записи о качестве рассматриваются в подразделениях на совещаниях по качеству («Днях качества»). Совещания по качеству проводятся в плановом порядке во всех структурных подразделениях завода. В таких подразделениях как управление главного конструктора, исследовательский центр, управление главного технолога, управление технического контроля, управление маркетинга, управление гарантийного и сервисного обслуживания, управление закупок совещания по качеству проводятся не реже 1 раза в месяц. В производственных цехах – еженедельно. План проведения «Дней качества» в цехе разрабатывается на текущий месяц или квартал начальником техчасти цеха и утверждается начальником цеха и проводит совещание. Начальник цеха принимает решение по всем рассмотренным вопросам. Вопросы, требующие оперативного решения, принимаются к исполнению немедленно. Принимаются решения о привлечении к дисциплинарной ответственности работников цеха, служб повторно допустивших изготовление некачественной продукции, о чем издается распоряжение по цеху, или направляются материалы на балансовую комиссию цеха с предложениями о привлечении к ответственности виновных. Принятые решения оформляются протоколом.

   Целью проводимых совещаний является:

  • рассмотрение результатов анализа причин, имеющихся, повторяющихся несоответствий продукции и процессов установленных требованиям;
  • установление значения проблемы и связанного с ней риска;
  • определение мер, необходимых для устранения причины несоответствий, организации предупреждающих действий и соответствующего контроля;
  • определение корректирующих и предупреждающих действий персонала подразделения по устранению имеющихся и потенциальных несоответствий;
  • анализ деятельности подразделений по выпуску (разработке) продукции (процессов), соответствующей установленным требованиям качества;
  • доведение информации до соответствующего уровня руководства в соответствии с весомостью проблем.

    Результаты  заносятся в протокол. Члены Советы завода по качеству проводят анализ записей  и при необходимости разрабатывают предложения, которые рассматриваются на совете при участии всех высших руководителей завода. Генеральный директор на заседании совета дает оценку реализации политики предприятия в области качества и делает выводы о достижении целей, поставленных в начале текущего года. Основные результаты анализа по итогам года включаются в приказ на предстоящий год.

    Рассмотрим  динамику показателей качества продукции  УП «МЗКТ» на графиках.

    

    Рисунок 3. динамика комплексного показателя качества продукции

    Кп  – комплексный показатель качества продукции.

    Значение  показателя с 2000г. по 2003г. снизилось. Невыполнение комплексного показателя качества связано  с низкими показателями по уровню качества сборки изделий в ЦСИА (цех  сборки и окраски автотехники). В 2005г. низкое значение имеет показатель уровня претензий внутренних потребителей (от 40% до 80%), что свидетельствует о возрастании роли технического контроля в обеспечении качества изготовленной продукции. Это подтверждается сведениями о величине внутренних затрат на исправление дефектов (65% всех затрат на исправление дефектов). 
 

      

    Рисунок 4.  распределение дефектов по принятым претензиям потребителей 

    За 6 месяцев 2005 года предприятием принять 100 претензий потребителей к качеству продукции (гарантийные ремонты, рекламации и сообщения). Из них 32 по производственным дефектам, 60 по дефектам покупных изделий и 8 по конструктивным дефектам. Снизило число претензий по причинам некачественной сборки и механической обработки деталей. Наиболее дефектными изделиями являются ступицы, мосты, рамы. Для повторно предъявляемой на контроль продукции снизилась и составляет в среднем по заводу 7,3%, при этом в ЦСИА доходит до 23,1%, а в ЭЦ-2 минимальна – 1,5%.

    Коэффициент рекламаций по состоянию на 01.07.05г. равен 0,198. Потери предприятия, связанные с затратами на исправление дефектов, выявленных на гарантийных изделиях у потребителя составили 31,8% всех затрат на исправление дефектов.

    Дефектность закупаемой продукции остается высокой. Если в 2004 году общее количество претензий  от эксплуатирующих изделий МЗКТ организаций составило 277 (из них 101 или 36,46% по покупной продукции), в том числе 107 рекламаций (из них 17 или 15,87% по покупной продукции), то в 1-м полугодии 2005 года 60% принятых претензий связано с дефектами покупных изделий. При этом имеет место тенденция к уменьшению числа рекламаций, так, если в 1-м полугодии2004 года было оформлено 6 рекламаций по дефектам покупных изделий, а во 2-м полугодии 2004 года их было уже 11, то в 1-м полугодии 2005 года только 2. Наибольшее количество внешних претензий предъявлено к качеству электрооборудования (более 34% от общего числа). По результатам входного контроля наиболее дефектной является покупная продукция ОЗАА г. Осиповичи (от 10 до 67% брака партии) и УП «МАЗ» (от 21 до 66% от партии).

    Потери  предприятия, связанные с затратами  на исправление дефектов продукции  по вине поставщика составили в 2004 году примерно 50 миллионов рублей, а в 1-м полугодии 2005 года примерно 20 миллионов  рублей.

    Причинами сложившегося положения являются:

  1. Низкая результативность функционирования процесса закупок ввиду:
  • отсутствие четко определенной ответственности, полномочий и порядка взаимодействия должностных лиц и подразделений предприятия в области проведения закупок;
  • низкое качество планирование закупок из-за отсутствия должного планирования производства;
  • использование посредников, когда цена закупаемой продукции является основным критерием при выборе и оценке поставщика. Не всегда контракты/договора должным образом отражают требования к качеству закупаемой продукции;
  • не всегда проводится систематическая работа с поставщиками через процедуру оценки и выбора поставщика и реестр приемлемых поставщиков. Требование к поставщикам о подтверждении качества своей продукции путем внедрения  и сертификации систем менеджмента качества выдвигается робко и нерешительно.
  1. Монопольное положение отдельных поставщиков (ОЗАА г. Осиповичи, УП «МАЗ» и др.) позволяет диктовать свои условия, включая цену, не утруждая себя заботой о повышении качества продукции.
  1. Недостаточное техническое оснащение подразделений предприятия, занимающихся контролем качества закупаемой продукции (УТК, ИЦ, ОГМет., ОГЭ).
  2. Несоблюдение, в отдельных случаях, действующих норм и методик контроля качества продукции, упрощенный порядок приемо-сдаточных испытаний готовых изделий.

      

    Рисунок 5. распределение дефектов гарантийных изделий по величине пробега

    Значительное  число неисправностей возникает  при незначительном сроке эксплуатации автомобилей (экстремум при пробеге  в 2 650 км.).

    перспективными  направления улучшения деятельности, непосредственно связанной с качеством выпускаемой продукции, могут быть:

  • совершенствование процедур анализа причин возникновения дефектов продукции при ее производстве и эксплуатации и постепенное снижение количества дефектов;
  • повышение результативности функционирования процесса закупок за счет приоритетности требования к поставщикам в части обеспечения  качества закупаемой продукции, снижения доли поставщиков категории С, поиска альтернатив монополистам, в частности, по поковкам и литью, повышения доли поставщиков, имеющие сертифицированные СК;
  • совершенствование процедур контроля и испытаний, обеспечение ресурсами испытаний опытных образцов, приемо–сдаточных и кратких контрольных испытаний в полном объеме с требованиями ТУ (технические условия) и методиками испытаний, доведение материально-технической базы ИЦ (исследовательский центр), отдел главного метролога до уровня требований к их аккредитации, приведение бюро технического контроля производственных цехов в соответствие нормативным требованиям, прежде всего в вопросах оснащения средствами измерения, обеспечения условий проведения контроля по освещенности, температуре и влажности;
  • пересмотр критериев оценки деятельности подразделений в части обеспечения качества продукции и согласования их с Положением о премировании работников УП «МЗКТ». Основные требования: качество не обеспечивается контролем УТК (управление технического контроля), а создается в процессе производства. Определить ответственность производственных цехов за предоставление несоответствующей продукции по технологическому маршруту;
  • повышение квалификации и обучение персонала, выполняющего работы, непосредственно связанных с качеством выпускаемой продукции.

    Успех реализации политики предприятия в  области качества зависит от качества работы каждого структурного подразделения предприятия, каждого работника.

         При организации  экспорта автомобильной техники  необходимо отдавать себе отчёт, что  на мировом рынке жестокая конкуренция, поэтому нужно уметь оценивать  конкурентоспособно ли готовящееся к производству изделие и оценивать её по технико-экономическим, нормативным и социально-психологическим показателям.

         Технико-экономические  показатели отражают желание покупателя получить максимальный полезный эффект с минимальными затратами средств. Для этих целей существуют различные методики определения экономической эффективности и в частности, экономического эффекта.

         Если технико-экономические  показатели свидетельствуют о том, что шансы проектируемой машины на рынке достаточно велики, необходимо убедится, что нормативные показатели конкурентоспособности отвечают законодательной базе страны, в которой будет реализована автотехника. Например, во многих странах действуют правила ЕЭК ООН. Всего этих правил 79. Из них 20 касаются активной и пассивной безопасности, 9-экологии, 18-светотехники и проч. Каждая страна, присоединившаяся к этим Правилам, признаёт определённое их количество. Так например, Англия признаёт 67 Правил, Россия -61, Бельгия -все 79. Значит, чтобы белорусский автомобиль проник на рынок этих стран, его нужно сертифицировать по всем признанным там Правилам. Сертификация дорогое мероприятие, поэтому перспективы выхода на рынок конкурентной страны должны быть серьёзно взвешены. Кроме того, следует подчеркнуть, что в станах ЕЭС, США, Япония и некоторых других, существует и такой нормативный показатель, что любая сервисная услуга и любая запасная часть должны быть представлены в течении 24 ч.

    Организация работ по сертификации на МЗКТ осуществляется по двум направлениям:

  • сертификация продукции предприятия;
  • сертификация системы качества предприятия.

    Организационно  ответственность за выполнение указанных  работ возложена соответственно на Отдел стандартизации и сертификации продукции и Отдел системы  качества. Сертификация продукции МЗКТ проводится на основании Закона РБ «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» и нормативной базы страны потребителя, с целью соблюдения интересов в части соответствия выпускаемой продукции требованиям безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды. Сертификация продукции является обязательным условием для ее реализации потребителям в соответствии с действующим законодательством и содействует повышению конкурентоспособности продукции на рынках сбыта.

    Нормативной базой сертификации продукции является установленные национальными системами  сертификации и международными соглашениями, международные, межгосударственные и  национальные стандарты и регламенты, Директивы ЕЭС и правила ЕЭК ООН.

     Полученные  в Органе сертификации подлинники сертификационных документов хранятся в Отделе сертификации и стандартизации МЗКТ. Служебной  запиской они информируют заинтересованные службы и отделы о сертифицированной продукции. Заверенные копии сертификационных документов используются для формирования комплекта сопроводительной документации реализуемых изделий или партий изделий по договорам. Состав документов, входящих в комплект сопроводительной документации на продукцию предприятия:

  1. Эксплуатационные документы:
  • ведомость эксплуатационных документов (обязательно)
  • Формуляр ТС (обязательно)
  • паспорт на запасные части (обязательно на запасные части)
  • руководство по эксплуатации (обязательно)
  • паспорт двигателя (если предусмотрено изготовителем)
  • ведомость ЗИП (обязательно)
  • сервисная книжка (обязательно, кроме стран дальнего зарубежья) – документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя и подтверждающий проведение технического обслуживания на предприятиях автосервиса.
  • карточка конечного пользователя (обязательно) – документ, содержащий сведения о потребителях, приобретающих изделие.
  1. Товаросопроводительные документы:
  • товаротранспортная накладная (обязательно)
  • товаросопроводительный документ (по условиям договора)
  • сертификат о происхождении товара (по условиям договора)
  • отгрузочная спецификация (по условиям договора)
  • упаковочный лист (по условиям договора)
  • комплектовочная ведомость (по условиям договора)
  • приемосдаточный акт (обязательно).
  1. Документы, подтверждающие безопасность и качество продукции:
  • сертификат качества (по условиям договора)
  • сертификат соответствия (по условиям договора) – документ, удостоверяющий соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (Приложение Г).
  • одобрение типа транспортного средства (по условиям договора) (Приложение Д)
  • гарантийный талон (по условиям договора).

Информация о работе Конкурентоспособность продукции МЗКП