Конкурентоспособность продукции МЗКП

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 23:03, дипломная работа

Краткое описание

Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики нашей страны в целом. Промышленная политика Правительства РБ: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности белорусских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

Файлы: 1 файл

диплом (качество).doc

— 435.50 Кб (Скачать)

     эстетические, характеризующие способность продукции удовлетворять потребность в красоте. Они определяют такие свойства продукции, как внешний вид, гармоничность, красоту форм, соответствие среде, стилю, моде и т.д.;

     стандартизации  и унификации, определяющие степень  использования в продукции стандартизированных составных частей изделия (деталей, узлов) и уровень их унификации (конструктивной преемственности). Например, отношение стандартизированных и унифицированных частей изделия к общему числу частей в изделии;

     патентно-правовые, характеризующие удельный вес отечественных изобретений в данном изделии и возможность беспрепятственной реализации продукции как в своей стране, так и за рубежом;

     транспортабельности, определяющие приспособленность продукции  к перевозкам. К ним относятся  средняя продолжительность и стоимость подготовки к перевозкам, погрузочно-разгрузочным работам, средняя материалоёмкость упаковки;

     экономические, характеризующие затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление  продукции, экономическую эффективность её эксплуатации. К ним относятся цена, прибыль, себестоимость, рентабельность изделия, эксплуатационные издержки как в абсолютном выражении, так и на единицу основного показателя назначения изделия.  

     Также для оценки качества продукции используют ряд математических методов, таких как:

     4.  Дифференциальный метод, или метод относительных показателей, оцениваемого и базового изделий.

     Для продукции отраслей машиностроения используют следующие основные показатели  качества продукции: назначения, унификации, безопасности, расходование топлива, сырья, энергии; общественно-полезный эффект, экономичность, эксплуатационная эффективность, эстетические, экологические и патентно-правовые.

     Качество  продукции определяется на основе сопоставительного  анализа единичных показателей оцениваемого изделия, например показателя назначения, и конкретных аналогов - базовых изделий по формуле

, (i = 1, … , n),                    (2)

где Д  – относительный показатель качества;

      Рi – значение i–го показателя оцениваемого изделия;

      Рia – значение i–го показателя базового изделия (аналога);

      n- количество показателей.

     При незначительном количестве относительных  показателей дифференциальный метод  может оказаться наиболее быстрым  для определения уровня качества продукции на конкретном рынке.

     Если  показателей много и оценка по ним вызывает затруднение (трудно отдать какому-то из них предпочтение), используется обобщающий метод на основе определения  обобщающего показателя качества и  рассчитывается по формуле:

                                1 (i = 1, … , n),

где КУобобщающий показатель качества;

      Di – относительный показатель качества;

      n – количество относительных показателей.

     Уровень качества оцениваемой продукции  выше или равен уровню базового образца, если значение обобщающего показателя, как и относительного, больше или равно единице.

     Уровень качества оцениваемой продукции  ниже уровня базового образца, если большинство (или все) значения относительных  показателей, а следовательно, и обобщающего показателя, меньше единицы.

     5.  Смешанный метод – сочетание дифференциального и обобщающего методов. Он применяется в случае, если обобщающий показатель качества недостаточно полно учитывает все существенные свойства изделия и не позволяет получить выводы относительно некоторых определённых групп свойств.

     При смешанном методе оценки выполняются  следующие действия:

     часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой группы определяют существующий обобщающий показатель. Отдельные важные показатели не объединяют в группы, а применяют их в дальнейшем анализе как единичные;

     на  основе получаемой совокупности обобщённых и единичных показателей оценивают  уровень качества изделий дифференциальным методом.

     6.  Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию, то есть определяется обобщающий показатель экономической эффективности, который определяется по формуле:

                               1

где Кэ – обобщающий показатель экономической эффективности;

      Ку и Куа – обобщающий показатель качества оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно;

     З и За – суммарные затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно.

     Обобщающий  показатель экономической эффективности  свидетельствует об экономической  целесообразности замены устаревшей продукции, если  
Кэ > 1. Это значит, что затраты на выпуск изделия растут медленнее, чем увеличивается технический уровень и повышается качество продукции.

     Для техники, революционизирующей производство, и для специфических товаров  народного потребления, которые попросту не имеют аналогов, применяют интегральный показатель качества продукции, установленный государственным стандартом. Он определяется, как отношение суммарного полезного эффекта от использования образца продукции за заданный срок службы к суммарным затратам на её создание и эксплуатацию или потребление [9].

     Данные  методы позволяют с определенной долей вероятности давать оценку качеству выпускаемой продукции  в относительных показателях (числовом выражении).

1.3. Факторы, влияющие на качество продукции

 

     Обеспечение качества продукции – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству продукции.

     При планировании и осуществлении этих мероприятий необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товаров. В связи с этим выделяют следующие группы факторов:

     1) Формирующие – комплекс объектов  и операций, свойственных определённым  этапам технологического цикла  и предназначенных для формирования заданных требований к качеству продукции.

     К этой группе факторов относятся проектирование, разработка продукции; сырьё; конструкция; технология производства.

     При проектировании и разработке продукции  предусматриваются определённые требования к её качеству. Эти требования должны устанавливаться на основе маркетинговых исследований рынка, конечным результатом которых является определение запросов потребителей к уровню качества. Успех (или провал) обеспечения качества во многом обусловлен этим фактором. От того, насколько правильно потребности выявлены и отражены в характеристиках конкретного изделия, зависит конечный результат – сбыт и реализация.

     Сырьё – один из основополагающих факторов, формирующих качество продукции. Виды сырья и их соотношение определяются на этапе проектирования и разработки продукции. На этапе производства необходимо лишь чётко соблюдать заданные сырьевые параметры.

     Конструкция – совокупность формы, размера, способа  соединения и взаимодействия деталей  и узлов, а также соотношение между отдельными элементами, определяемые при разработке изделий. Этот фактор оказывает решающее воздействие на формирование основных характеристик продукции: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Назначение конструкции – обеспечение функциональных, эргономических, эстетических свойств, безопасности и надёжности изделий.

     Технология  производства – совокупность операций, предназначенных для формирования основополагающих характеристик продукции. Наряду с основным сырьём технологические процессы оказывают решающее воздействие на формирование реального качества конкретного изделия, его ассортиментной принадлежности. В процессе производства компоненты сырья подвергаются большим или меньшим изменениям, в результате чего качество готового изделия определяется тремя группами компонентов:

  1. компоненты, перешедшие в готовую продукцию без существенных изменений;
  2. компоненты сырья, изменившие исходные свойства;
  3. вновь образовавшиеся компоненты.

     На  каждом этапе производства вносится определённый вклад в формирование качества готового изделия, наибольшее значение имеют всё же операции обрабатывающей стадии производства.

     Для  формирования заданного качества очень  важно также соблюдение установленных  технологических режимов, что способствует предупреждению возникновения производственных дефектов.

     2) Сохраняющие. 

     К ним относятся упаковка, хранение товарная обработка, реализация и послепродажное обслуживание.

     Упаковка  – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду – от загрязнения. Также упаковка выступает носителем маркировки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительского предпочтения.

     Хранение – этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого – обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями. Основополагающие принципы хранения представлены в виде схемы,  
рисунок 1.

       
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 - Основополагающие принципы хранения

     Товарная  обработка – совокупность операций по подготовке товаров к реализации. Обеспечение надлежащего качества достигается с помощью следующих  основных операций: сортировки, калибровки, покрытия защитными оболочками и др. цель основных операций товарной обработки – придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений.

     Реализация  товаров – деятельность по отпуску товаров потребителям. Назначением реализации является создание потребительских предпочтений, обеспечивающих сбыт продукции.

     От  всех перечисленных ранее факторов, сохраняющих качество, реализация товаров  отличается наименьшим временем осуществления, поэтому оказывает самое незначительное влияние на сохраняемость.

     Деятельность  по реализации товаров включает ряд  торговых услуг: консультирование покупателей  о преимуществах данного товара, способах использования или правилах эксплуатации, информировании о возможных выгодах путём сравнительной характеристики товаров-аналогов, что позволяет потребителю сделать правильный выбор.

     Послепродажное  обслуживание – комплекс торговых услуг, обеспечивающих сохраняемость  товаров у потребителя в процессе их доставки, хранения, эксплуатации и использования. Назначение этих услуг – создание положительного послепродажного отношения потребителей к товару и предприятию-изготовителю.

     Послепродажное  обслуживание включает следующие операции: доставка, монтаж (сборка), наладка и техническое обслуживание, гарантийный ремонт, замена или приёмка товаров  некачественных со скрытыми или явными дефектами, а также качественных, но не подошедших по определённым причинам покупателю и подлежащих возврату в соответствии с законом Республики Беларусь ''О защите прав потребителей''. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ конкурентоспособности  продукции УП «МЗКТ»

2.1. Краткая характеристика УП «МЗКТ»

       Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) является государственным предприятием и  находится в подчинении  Государственного военно – промышленного комитета Республики Беларусь.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции МЗКП