Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа
В связи с этим, при рассмотрении проблемы стратегического менеджмента возникнут некоторые затруднительные для легкого решения вопросы. Прежде всего такие, как:
- сложные цели организации, в следствие чего цель с позиции эффективного выживания на рынке может быть выбрана неправильно;
- несбалансированность в стратегическом положении финансовых потоков, что не позволит организации противостоять любым отклонениям во внешнем окружении от “благополучной”;
- необходимость и достаточность решения существующих порогов, определенных возникшей к настоящему моменту времени кризисной нестабильностью, с помощью стратегического аспекта управления;
Введение …………………………………………………………..........3
Глава 1.
1.1 Сущность потенциала организации как базового фактора
ее конкурентоспособности …………………………………...........6
1.2 Определяющее влияние потенциала организации на
формирование стратегии ……………………………….................14
Глава 2.
2.1 Анализ основных ресурсов организации …………………......…20
Глава 3.
3.1 Эффективное формирование и использование потенциала в
процессе реализации стратегии …………………………..............33
3.2 Роль высшего руководства в формировании потенциала
организации ……………………………………………….............38
Заключение …………………………………………….......………….42
Список использованной литературы ……………………….......…...45
Четвертой силой является способность покупателей диктовать свои условия. Крупные клиенты способны оказывать влияние на уровень прибыли фирм-продавцов. Покупатели могут диктовать этим фирмам свои условия, и те, в свою очередь, будут готовы снизить свои цены с тем, чтобы заключить сделку с данным клиентом. Покупатели могут также использовать свое привилегированное положение и ставить фирмам-продавцам такие условия как, например, повышение качества товаров, предоставление кредита и др.
Аналогично
покупателям поставщики пользующихся
спросом товаров могут
Если действие всех пяти сил на рынке является достаточно ощутимым, то можно предполагать, что независимо от вида производимой продукции и услуг уровень прибыли в данной отрасли будет относительно низким. И напротив, слабое действие данных сил позволяет повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. Фирмы способны воздействовать на каждую из пяти сил посредством собственной стратегии. Однако некоторые нововведения отдельных фирм могут привести лишь к недолгому преимуществу, и когда они начнут использоваться всеми остальными фирмами, это приведет лишь к ухудшению положения в отрасли в целом. Например, фирма, первая начавшая рекламную кампанию, завоюет значительную долю рынка. К тому времени, когда все остальные фирмы данной отрасли в свою очередь начнут рекламировать свою продукцию, единственными, кто останется в выигрыше, будут рекламные агентства и телевизионные компании.
Определяющим
фактором в отношении прибыльности
отрасли является следующее –
смогут ли фирмы получить и сохранить
для своих клиентов стоимостные
преимущества или же они будут
потеряны в ходе конкурентной борьбы.
Структура отрасли определяет, кому
же достанутся эти преимущества. Здесь
надо учитывать следующие случаи.
Вновь пришедшие на рынок фирмы
могут лишить своих конкурентов
преимуществ, либо предлагая продукцию
по более низким ценам, либо увеличивая
затраты на конкурентную борьбу. Также
наиболее крупные поставщики способны
присвоить себе предназначенные
покупателям стоимостные
Необходимо отметить, что успех фирмы напрямую зависит скорее от степени привлекательности отрасли, в которой эта фирма работает, нежели от превосходно проводимой в жизнь управленческой стратегии. В ситуации, когда спрос значительно превышает предложение и доступ на рынок ограничен, даже при весьма среднем уровне менеджмента фирма способна добиться высокого уровня прибыли. И если рыночная конъюнктура в целом благоприятная, то, вероятно, многие отрасли станут привлекательными.1
Проведенный
анализ дает представление о структуре
отрасли, однако более интересным было
бы понять, каким образом может
измениться действие пяти сил данной
модели в будущем. Одним из способов
изучения прогнозирования изменений
является рассмотрение тенденций изменения
окружающей среды. Условно макросреду,
в которой действует фирма, можно
поделить на четыре сектора: политическое
окружение, экономическое окружение,
социальное окружение, технологическое
окружение. Данная техника анализа
известна под названием ПЭСТ или
СТЭП; она позволяет более широко
взглянуть на то, как влияет окружение
на конкретную фирму. Применяя прогнозирование
к анализу отрасли необходимо
учесть стадию развития отрасли. Жизненный
цикл отрасли определяет характер конкурентной
борьбы. Например, особенностью относительно
новой отрасли является большое
количество фирм, стремящихся в нее
проникнуть. Они идут в отрасль, где
спрос значительно превышает
предложение и где нет
По мере перехода отрасли в стадию зрелости фирмы начитают понимать и принимать определенные правила, учитывать пожелания клиентов, касающиеся качества, исполнения товара, в отрасли устанавливаются стандарты.1 В период перехода к стадии зрелости конкуренция становится более жесткой, так как быстрый рост фирмы на данном этапе может быть достигнут лишь путем отвлечения клиентов от фирм-конкурентов. Накопленный опыт не приносит более ощутимых преимуществ, так как к этому моменту практически все фирмы отрасли воспользовались данным источником, получив все возможные преимущества. Специфической особенностью данной стадии является переход к ценовой конкуренции, поскольку предлагаемая продукция постепенно становится однородной, а попытки нововведений быстро копируются.
В отраслях, испытывающих спад, лишь наиболее опытные фирмы могут добиться определенного уровня прибыли; неудачливые фирмы покидают отрасль. В условиях, когда барьеры выхода из отрасли высоки, что заставляет убыточные фирмы остаться на рынке, степень конкурентной борьбы возрастает, что приводит к хроническому избытку производственных мощностей.
Изменение
одной из пяти сил может повлиять
на остальные силы. Но обычно прибыльность
каждой отрасли определяют всего
лишь одна или две силы. Например,
в отдельных отраслях – сила покупателей
(например, продажа через сеть супермаркетов,
торговля в сфере оборонной
Опираясь на данный анализ привлекательности отрасли Портер указывает на существование только двух путей достижения оптимального функционирования: либо фирма становится в своей отрасли производителем с самым низким уровнем себестоимости, либо она дифференцирует свою продукцию в тех направлениях, которые ценятся покупателем до такой степени, что он заплатит наивысшую цену, чтобы получить их. Фирмы могут выбирать, применять ли им эти стратегии на широком рынке или же на узком сегменте рынка, где сфокусирована их деятельность.1
Существует
множество способов снижения издержек
с одновременным поддержанием среднего
по отрасли качества, некоторые из
них связаны с движением по
кривой опыта, опережая рост конкуренции,
увеличением масштабов
Основная суть двух этих эффектов состоит в том, что они подразумевают, что объем реализации является важной предпосылкой к достижению низкой себестоимости. Путь к достижению лучших результатов подразумевает захват и удержание большой доли рынка. Вследствие этого, когда в борьбе участвует более одной фирмы, то конкуренция за обладание рынком может в значительной степени подорвать любое преимущество, основанное на низкой себестоимости, если цены снижаются фирмами, стремящимися к достижению определенных объемов реализации.
Низкая
себестоимость может позволить
фирме проводить при
То что
фирма является производителем продукции
с низкой себестоимостью, должно оградить
ее от воздействия пяти сил. Производитель
с низкой себестоимостью занимает более
выгодную позицию, позволяющую ему
выжить во время ценовой войны, а
осведомленность об этом может удержать
от ценовой конкуренции
Однако, существует несколько рисков, связанных со стратегией лидерства по издержкам.
Стратегия дифференциации означает не только то, что нужно чем-то отличаться от других. Ключом к успеху при проведении дифференциации должна являться уникальность, которая ценится покупателями. Если покупатели желают платить за эти уникальные особенности большую цену, то надбавка к цене приведет к большей прибыльности.
Центральным в этой стратегии является понимание нужд покупателя. Необходимо знать, что ценится покупателем, предоставлять именно требуемый набор качеств и соответственно назначать цену. Успешно проводимая стратегия дифференциации уменьшает острую конкуренцию, которая часто наблюдается в отраслях по производству товаров широкого потребления. Если фирма добилась успеха, то определенная группа покупателей на этом сегменте рынка не будет рассматривать товары конкурентов. Если поставщики поднимут цены, "преданные" покупатели скорее всего примут конечное повышение цен, предложенное производителем эксклюзивного товара.
Однако стратегии дифференциации, также присущ элемент риска.
Стратегия
фокусирования подразумевает
Очевидной опасностью стратегии фокусирования является то, что целевой сегмент может по каким-либо причинам исчезнуть или сократиться.
Если
фирма обнаружила возможность получать
прибыль от реализации какого-либо
товара по более высокой цене определенным
потребителям, то скорее всего другие
тоже смогли разглядеть этот манящий
свет. Прежде чем руководство компании
осознает это, не чувствительные к ценам
денежные потребители будут иметь
для выбора огромное количество фирм,
положив тем самым конец
Компания, которая не сделала выбор между стратегиями – быть ли ей лидером в области издержек или же заниматься дифференциацией, рискует застрять на полпути. Плохие результаты деятельности являются следствием того, что фирма – лидер по издержкам, дифференциатор или фирма с фокусированной стратегией буду иметь лучшее положение на рынке для конкуренции на любом сегменте. Фирма, застрявшая в середине, будет получать значительную прибыль только в случае, если положение в отрасли чрезвычайно благоприятно, либо если все остальные фирмы находятся в подобном положении. Быстрый рост на ранних стадиях развития жизненного цикла отрасли может позволить таким фирмам получать хорошую отдачу от своих вложений, но по мере вхождения отрасли в стадию зрелости и по мере того как конкуренция становится более интенсивной, те фирмы, которые не сделали свой выбор между существующими альтернативными стратегиями, рискуют быть вытесненными.1