Процесс формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, личность ─ это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В своей контрольной работе , я рассмотрела вопрос о формирование личности, что это такое, какие факторы влияют на этот процесс.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Процесс формирования личности……………………………………………3
1.1.Стадии формирования личности……………………………………………4

1.2.Факторы, влияющие на формирование личности………………………….6

1.3. Механизмы формирования личности………………………………………8

1.4.Социализация личности……………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 36.42 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

  1. Процесс формирования личности……………………………………………3

1.1.Стадии формирования личности……………………………………………4

1.2.Факторы, влияющие на формирование личности………………………….6

1.3. Механизмы  формирования личности………………………………………8

1.4.Социализация  личности……………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………15

Список  литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   На  вопрос, что такое личность, психологи  отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении  мнений на этот счет проявляется сложность  самого феномена личности. Каждое из определений  личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его  в поисках глобального определения  личности.

   Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, личность ─ это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В своей контрольной работе , я рассмотрела вопрос о формирование личности, что это такое, какие факторы влияют на этот процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Формирование  личности.

   С мыслью о том, что личностью человек  не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам  подчиняется развитие личности, значительно  расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и  различных социальных групп для  развития личности , закономерностей  и этапов развития, наличия, специфики  и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения  процесса развития и других вопросов.

   С каждым типом теорий, что такое  личность, связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

   В последние десятилетия усиливается  тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций  разных теорий и подходов, и здесь  намечается также интегративная  концепция развития, принимающая  во внимание согласованное, системное  формирование и взаимозависимое  преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле  различных теорий о подходов. Одной  из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу  Э.Эриксон, в которой, более чем  в других, данная тенденция оказалась  выраженной. 
 
 
 
 

1.1. Стадии  формирования личности.

   Э.Эриксон  в своих взглядах на формирование личности придерживался так называемого  эпигенетического принципа: генетической предрасположенности стадий, которые  в своем личностном развитии обязательно  проходит человек от рождения до конца  своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена зтапов, на каждом из которых  происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающеми людьми . В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него  течение всей жизни.

   Сами  личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте ─  их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего  развития личности. Новое в ней  может возникнуть и утвердится, лишь когда в прошлом уже были созданы  соответствующие психологические  и поведенческие условия.

   Э.Эриксон  выделил восемь стадий формирования личности, соотносимых с кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

   Вторая  стадия определяет формирование у ребенка  таких личностных качеств,  как  самостоятельность и уверенность  в себе. Их становление также в  значительной степени зависит от характера общения и обращения  взрослых с ребенком.

   К трем годам ребенок уже приобретает  определенные личностные формы поведения, он ведет себя уже как маленькая  личность.

   Третья  и четвертая стадии развития у многих психологов совпадает, здесь подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. На этих стадиях развития формируются такие личностные качества как:

   -любознательность  и активность;

   -живое  воображение и заинтересованное  изучение окружающего мира;

   -подражание  взрослым, включение в полоролевое  поведение; 

   -трудолюбие,  выраженное чувство долга и  стремление к достижениям успехов;

   -развитие  познавательных и коммуникативных умений и навыков;

     -постановка перед собой и решение реальных задач;

   -нацеленность  игры и фантазии на лучшие  перспективы;

   -активное  усвоение инструментальных и  предметных действий, ориентированность  на задачу.

   Пятая стадия развития личности ─ это  личностное самоопределение. Она характеризуется: такими вопросами, каким быть? и кем  быть? , становлением мировоззрения, четкой половой поляризацией в формах межличностных отношений, учением, развитием временной перспективы планов.

   Шестая  стадия развития личности ─ это  интимность и общительность.

   Седьмая стадия характеризуется заботой  о воспитании нового поколения.

   Восьмая, удовлетворенность прожитой жизнью.

   По  этой концепции становление личности понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающим миром. В результате он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни. Новое может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

   Формируясь  и развиваясь как личность, человек  приобретает не только положительные  качества, но и недостатки.  Например на третей стадии развития ─ это  пассивность и безразличие к  людям, вялость, отсутствие инициативы и т.д.  
 
 
 
 

1.2.Факторы, влияющие на формирование личности.

   Несмотря  на то, что личность в основном формируется  в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует  ряд факторов:

   ● В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

   ● Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

   ● Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социальную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

   ● Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

   ● Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе который он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека. 

     
 
 
 
 
 
 
 

   1.3. Механизмы, влияющие на формирование  личности.

   Остановимся, прежде всего, на тех, которые могут быть названы стихийными механизмами формирования личности. К ним можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Это стихийные механизмы, потому что субъект, подвергаясь их действию, в полной мере не осознает их и уж во всяком случае, сознательно ими не управляет. Они господствуют в детстве, до подросткового возраста, хотя затем также продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами саморазвития.

       Обратимся к первому из названных механизмов ─ сдвигу мотива на цель и проследим его функционирование на самых ранних этапах развития личности ребенка. В первые годы воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. Еще до года ребенок узнает, что ему можно и следует делать, а что нельзя; что вызывает улыбку и одобрение матери, а что строгое лицо и слово «нельзя». Очевидно, что уже с этих первых шагов начинается формирование того, что называется «опосредствованным поведением», т. е. действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами.

Информация о работе Процесс формирования личности