Социальный процесс формирования права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:18, реферат

Краткое описание

Современная эпоха обозначила в качестве доминирующих начал цивилизации, определяющих гуманистическое направление всех социальных преобразований, идеи свободы, прав человека, справедливости, взаимного уважения, понимаемого не только как ценностная норма, но и как общественная полезность. Осуществлению этих гуманистических начал в человеческом сообществе способствуют различные средства социального контроля: культура, нравственность, идеология, политика, право.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

СОЦИАЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА

Современная эпоха обозначила в качестве доминирующих начал цивилизации, определяющих гуманистическое  направление всех социальных преобразований, идеи свободы, прав человека, справедливости, взаимного уважения, понимаемого не только как ценностная норма, но и как общественная полезность. Осуществлению этих гуманистических начал в человеческом сообществе способствуют различные средства социального контроля: культура, нравственность, идеология, политика, право. Применительно к современной эпохе право есть основное средство достижения, обеспечения и защиты общечеловеческих ценностей, закрепления новых прогрессивных социальных отношений, стабилизации позитивных тенденций общественного развития, нивелирования последствий негативных. Особая миссия в этом процессе возлагается на правовой инструментарий в переходный период, поскольку эффективность преобразований в различных областях социальной жизни во многом определяется надлежащим правовым регулированием. Однако другой ракурс данной проблемы, основанный на признании социальной природы права и источников, его порождающих. Следует отметить, что комплексного социокультурного исследования сложного многоэтапного процесса формирования права в современной реальности до настоящего времени еще не проводилось. Не исследованы социальные основания права; из научного анализа нормотворческого процесса «выпал» социальный компонент; представленные в юридической литературе конструкции право-образовательного процесса завершались «позитивацией» права, приданием ему юридически значимого характера; не изучен процесс восприятия правовых новелл правосознанием и социальной практикой.

Используя подход известного русского ученого Н. С. Тимашева к определению соотношения права и других элементов культуры,следует отметить одну из позиций: право обусловлено другими институтами общества и воздействует на них в процессе социального развития. Согласно с ней влияние социальных институтов проявляется, прежде всего, в процессе формирования права: право проистекает из социального опыта, разнообразных общественных отношений, реагирует на потребности в экономической, политической, экологической, культурологической сферах. Один из основателей социологического направления в русском правоведении С. А. Муромцев утверждал, что право не навязывается обществу извне, а создается его жизнью. «Объективный социальный закон и закон юридический представляют две самостоятельные системы»[7]. Однако законодателю, чтобы пассивно не следовать за динамикой общественного развития, необходимо осуществлять тщательный анализ требующих правового опосредования социальных фактов и предварительно разрабатывать научную концепцию юридического закона. Извлекаемое из социальной данности юридическое правило не есть ее простое отражение, оно - результат действующей на него окружающей среды, тех социальных оснований, или, в терминах Ж.-Л. Бержеля, «творческих сил», которые определяют процесс правообразования и в целом правовую политику. Из всего хаоса фактов социальной жизни следует выделить реалии, наиболее точно отражающие потребности общества конкретной исторической эпохи соответственно ее материальному, политическому и духовному состоянию. Факты реальной действительности являются социальными основаниями, т. е. предпосылками образования права.

Рассмотрение  социальных аспектов правообразования требует не только обоснования социальной природы права, которая, с одной  стороны, проявляется в предпосылках (социальных основаниях) формирования права, с другой - в воздействии права на социальную среду (выполнение им социальных функций).

     Условно можно выделить две  группы критериев, которые лежат  в основе дифференциации общеправовых  функций: внутренние (находящиеся  в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами). Внутренние критерии (основания) классификации функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.

Неразрывная связь функций права с собственно правовой материей обусловливает существование собственно юридических (специально-юридических) функций: регулятивной и охранительной. Обе они — имманентные праву функции, которые, собственно, и характеризуют его как специфическое, качественно

  самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что существование права как социального явления обусловлено именно необходимостью осуществлять эти функции.

  Внешним объективным критерием классификации  функций права являются различные  типы общественных отношений, определяющие назначение права.

  Общество  как чрезвычайно сложное целое  подразделяется на определенные сферы, типы общественных отношений. Абстрагируясь  от более дробной детализации, можно  выделить три основные сферы или  системы — экономическую, политическую и духовную. В соответствии с этими сферами выделяются три функции: экономическая, политическая и воспитательная. Эти функции права можно назвать социальными.

  В самом общем виде социальные функции  права можно определить как направления  правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу, политическая — на политическую, воспитательная — на духовную. При этом следует иметь в виду, что социальные функции — это специфический ракурс права, где регулятивная и охранительная функции «соединяются» в обособленной, но однородной сфере социальных отношений. Именно поэтому в рамках отдельного вопроса рассматривается содержание собственно-юридических функций права. 

  К социальным (неюридическим) функциям можно отнести: 1) аксиологическую, или культурологическую, означающую, что право как явление мировой и национальной культуры, аккумулирует ценности демократии и свободы, духовные ценности общества; 2) информативно-познавательную, указывающую на информационно-эвристический потенциал права; 3) функцию социального контроля, свидетельствующую об управляющих возможностях права; 4) цивилизующую или воспитательную, указывающую на то, что право выступает мощным средством социализации как для отдельной личности, так и для социальных общностей людей; 5) функцию согласования интересов, отражающей тот факт, что право воспринимается как способ фиксации в законодательстве состояния уравновешенности (гармонии) социально типичных интересов. В этом смысле получившая изначальный импульс в трудах Р. Иеринга, Н. М. Коркунова, С. И. Муромцева и последствие теоретически обоснованная в трудах западноевропейских и американских юристов (Паунд, Эрлих, Жени, Салейль и др.) концепция права как инструмента (социально-юридического средства) «уравновешивания интересов» обретает научную ценность и практическую пользу в современной юридической теории и практике.

Так, социологический подход к анализу функций права представлен работами американских социологов Р. Паунда и Т. Парсонса. Право, по мнению Паунда, обеспечивает социальное единство и упорядочивает процесс социальных изменений путем уравновешивания конфликтующих интересов (индивидуальных, общественных и публичных), выполняет функцию социального контроля, способствует сплоченности общества, его интеграции. Основной функциональной проблемой права, как считает Т. Парсонс, является проблема социальной интеграции, главное условие которой состоит в интернализации индивидами единых для общества ценностей и норм.

Американская традиция функционального исследования права получила развитие в работах европейских ученых. Так, в концепции венгерского ученого К. Кульчара особый интерес представляют две проблемы: 1) трансформация скрытой функции права в очевидную, образование нефункциональных последствий действия правовой нормы; 2) разграничение функционирования правовой системы в целом и отдельных ее элементов, состоящих в функциональной взаимосвязи друг с другом, с системой в целом, иногда и непосредственно с обществом.

Формирование права (правообразование) представляет собой сложный, относительно длительный процесс социального становления, юридического оформления и последующей социализации правовых норм в конкретных жизненных условиях. В правообразовании можно выделить объективную сторону, проявляющуюся в обнаружении реальных потребностей индивидов,  их интересов, ожиданий, отраженных в общественном сознании, конкретных действиях и поступках, и субъективную, характеризующую позицию законодателя в законодательном процессе, уровень его правовой культуры, профессионализма, идеологические, политические, психологические, моральные ценности и ориентации.

Многие современные конструкции формирования права относят принятие нормативно-правового акта государственным органом к завершению процесса правообразования. Однако основу моделирования конструкции правообразования определяет тип правопонимания. В рамках «узконормативного» восприятия права как системы норм, установленных или санкционированных государством, источником, социальной силой, непосредственно создающей право, признается государственная власть. Многие современные конструкции формирования права относят принятие нормативно-правового акта государственным органом к завершению процесса правообразования. Противоположным является утверждение о том, что источником формирования права является социальная практика, реалии общественной жизни, отраженные правовым сознанием, выраженные государственными структурами в общеобязательных правовых предписаниях и ими обеспечиваемые в практике применения. Роль государства в этом процессе значительна. И не только в придании официальной формы моделям поведения, их юридическом признании, но и в контроле за обеспечением надлежащего правового порядка. Соколова А.А.  считает, что формирование права не ограничивается установлением правовых предписаний. Для полного его завершения необходим процесс их трансформации в социальную практику, воплощения в реальные общественные отношения, в действующую систему социальных институтов. Исходя из этого в процессе правообразования условно можно выделить следующие этапы: 1) определение объективных потребностей правового регулирования; 2) нормотворчество; 3) социализация правовых норм.  

Начальный этап имеет преимущественно социальный характер. Его цель - обнаружение  уязвимых проблем и противоречий социальной жизни, которые являются следствием отставания содержания действующих правовых норм от динамичных процессов общественного развития; некорректности правовых предписаний, ставшей очевидной при их реализации; социальной конфликтности и других факторов. Потребность в установлении правовой регламентации может стать и реакцией на «вызовы» значительных социально-культурных изменений современной цивилизации. Содержание первого этапа правообразования состоит в анализе проблемной ситуации, определении причин ее возникновения, характера противоположных интересов ее участников, последствий их конфликта, возможности урегулирования его правовыми средствами. Итогом этого этапа должны стать разработка научной концепции нормативно-правового акта, включающей оценку идей и представлений, неких образов нового (или измененного) правового порядка, определение системы факторов, воздействующих на установление модели правового регулирования; выявление и согласование интересов личности, социальной группы, общества в целом в отношении проблемной ситуации.

Существует  и иная точка зрения, согласно которой  в юриспруденции вопрос о формировании права, в результате которой в действующую правовую систему вводятся новые (изменяются или отменяются) правовые нормы традиционно разграничивается на две составляющие:

- социальный процесс формирования права (иначе правообразование);                                  - правотворчество (иначе нормотворчество). 

Необходимость такого рода разграничения правообразования и правотворчества  определяется существованием границы между стихийным и целенаправленным (официальным) движением правовых идей в направлении оформления моделей поведения в форме субъективных прав и юридических обязанностей. Правотворчество (точнее нормотворчество) предстает как одна из форм государственной деятельности, которая направлена на формирование правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Определяющее значение в правотворчестве имеет выработка и утверждение новых правовых норм. Определяющая цель правотворчества состоит в совершенствовании действующего законодательства.

В общей схеме социального процесса формирования права этап нормотворчества занимает особое положение, что объясняется следующими факторами. Во-первых, активный центр нормотворческой деятельности сосредоточен преимущественно в государственных структурах; во-вторых, нормотворческий процесс завершается формированием правовых предписаний; в-третьих, правовым предписаниям придается юридическая сила, а значит, общеобязательный характер их выполнения; в-четвертых, деятельность по разработке и принятию правовых предписаний осуществляется в процедурно-процессуальных формах.

Само обособление социального процесса формирования права(правообразования), в первую очередь, связано с выделением различного рода объективных и субъективных факторов, сказывающихся на правовом развитии.

Теория факторного анализа широко используется представителями юриспруденции. Во второй половине XIX в. С. А. Муромцев вслед за Ш.-Л. Монтескье обращал внимание на многочисленные первоначальные и производные социальные факторы, которые воздействуют на возникновение и развитие правовых институтов. В 80-е гг. прошлого столетия теоретико-правовые исследования стали дополняться социологическими. Современная законодательная социология располагает достаточно глубоко разработанной теорией правообразующих факторов, значительный вклад в развитие которой внесли ученые.

Вся совокупность факторов, обеспечивающих оптимальное и эффективное 

правотворчество разграничивается по следующим разновидностям:

1) экономические факторы, т. е. материальные условия жизни общества, существование различных форм собственности, предпринимательство и т. п.;

2) политические факторы, выраженные в соотношении гражданского общества и государства, деятельности элит, политических партий, движений и общественных объединений, групп давления и т. п.;

3) социальные факторы как сложившиеся отношения общества и государства к личности, ее интересам и потребностям, охране и обеспечению прав и свобод и пр.;

4) историко-культурные факторы — связанные со сложившимися обычаями, традициями, менталитетом, ценностями, выработанными в пределах данной цивилизации и культуры;

5) геополитические факторы — выраженные в особенностях расположения государства, его взаимодействия с другими государствами и международными организациями, региональными объединениями;

6) государственно-организационные факторы — связанные с использованием достижений юридической теории и практики, учетом общественного мнения, существующей системой государственных органов, при разработке проектов нормативно-правовых актов.

Социальные факторы как составляющие процесса образования права взаимодействуют между собой и в конечном счете оказывают системное воздействие на характер и содержание нормотворческого процесса.

Завершением процесса формирования права является социализация официально установленных  государственными органами правовых норм. Регулятивный потенциал права, его сущностные признаки и назначение могут проявляться только в плоскости его социального действия, внедрения в сферу социальной практики, превращения в элемент правовой культуры общества. Цель введения понятия «социализация правовых норм» в научный аппарат - исследование социального аспекта «приложения» (в терминах М. Капустина) правовых предписаний к жизни, к миру реальных фактов и отношений, изучение процесса их адаптации к социальной сфере. В результате анализа процесса социализации правовых норм возможно окончательное установление статуса правовых новелл, выявление характера становления (изменения) правового порядка, определения причин неправомерного поведения. Результаты подобных социолого-правовых исследований - основание для дальнейшего совершенствования юридических актов и изменения правовой политики.

Информация о работе Социальный процесс формирования права