Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:43, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа качества оказания платных медицинских услуг в условиях рыночных отношений, рассмотрение основных проблем и поиск возможностей их решения.
Исходя из целей, основными задачами работы будут являться рассмотрение основных методов и приёмов современного ценообразования, применяемые в практике медицинских учреждений, проведение исследования по выявлению факторов, влияющих на платные медицинские услуги.
Введение…………………………………………………………………………..5
1 Рынок медицинских услуг……………………………………………………..7
1.1 Характеристика рынка медицинских услуг………………………………...7
1.2 Рынок платных медицинских услуг………………………………………..11
1.3 Рынок теневых медицинских услуг………………………………………..16
1.4 Выбор целевого рынка медицинских услуг……………………………….17
2 Маркетинговые исследования качества платных медицинских услуг…….20
2.1 Маркетинг в сфере медицинских услуг……………………………………20
2.2 Анализ результатов маркетинговых исследований……………………….21
3 Пути решения проблемы улучшения качества платных медицинских
услуг………………………………………………………………………….….26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………..32
Приложение А…………………………………………………………………..33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Рынок медицинских услуг……………………………………………………..7
1.1 Характеристика рынка медицинских услуг………………………………...7
1.2 Рынок платных медицинских услуг………………………………………..11
1.3 Рынок теневых медицинских услуг………………………………………..16
1.4 Выбор целевого рынка медицинских услуг……………………………….17
2 Маркетинговые исследования качества платных медицинских услуг…….20
2.1 Маркетинг в сфере медицинских услуг……………………………………20
2.2 Анализ результатов маркетинговых исследований……………………….21
3 Пути решения проблемы улучшения качества платных медицинских
услуг…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
А…………………………………………………………………..33
ВВЕДЕНИЕ
В советском государстве всем гражданам впервые в мире было гарантировано бесплатное получение медицинской помощи. Но сами эти гарантии были сформулированы в законодательстве в общем виде. В статье 42 Конституции СССР (1977 год) было записано, что право граждан на охрану здоровья "обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения, расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан". При этом перечень видов услуг, которые вправе был получить каждый гражданин, законом не определялся. Фактически это означало право граждан на бесплатное получение помощи в доступных для них медицинских учреждениях. При этом для лиц с разным социальным статусом, для жителей разных территорий были доступны разные по качеству оказываемой медицинской помощи лечебно-профилактические учреждения.
В Конституции России, принятой в 1993 году, был сохранен прежний подход к формулированию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Статья 41 определяет, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».
В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования.
Новый механизм хозяйствования, помимо всего прочего, включает применение рыночных механизмов управления ЛПУ и здравоохранения в целом и обеспечения рентабельности деятельности ЛПУ. Одним из новых направлений деятельности медицинских учреждений является маркетинг.
Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность. Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще или нет.
Платная медицина остается весьма дорогой областью сферы услуг. Недоверие к районной поликлинике или больнице обходится гражданам очень дорого. Нередко незначительные средства требуются в дополнение к лечению по полису ОМС.
Рассмотренные в работе вопросы являются актуальными в настоящее время и интересными для каждого медицинского учреждения, работающего в современных рыночных условиях.
Целью данной работы является проведение анализа качества оказания платных медицинских услуг в условиях рыночных отношений, рассмотрение основных проблем и поиск возможностей их решения.
Исходя
из целей, основными задачами работы будут
являться рассмотрение основных методов
и приёмов современного ценообразования,
применяемые в практике медицинских учреждений,
проведение исследования по выявлению
факторов, влияющих на платные медицинские
услуги.
1 РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
1.1 Характеристика рынка медицинских услуг
Медицинская услуга - это профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья конкретного индивида.
Говоря о цене на товар в системе здравоохранения, имеется в виду цена на медицинскую услугу, наделенную в полной мере товарными свойствами.
Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция. В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
- рынок совершенной конкуренции;
-олигополия;
-монополия;
-монополистическая конкуренция.
Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:
неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность;
несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;
невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;
наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций;
для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный посредник, который и оплачивает значительную часть медицинской услуги.
Таким образом, рынок медицинских услуг в большей части можно отнести по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.
Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются медицинские услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага, как здоровье граждан.
Таким образом, можно убедиться, что особенностью российского рынка медицинских услуг является то, что он представляет собой прочный сплав монополии и монопсонии, когда практически все медицинские работники и лечебно-профилактические учреждения подведомственны Министерству здравоохранения. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще и явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.
Пациент в такой системе одинок и абсолютно бесправен. Поэтому целью реформы здравоохранения является демонополизация и демонопсонизация системы оказания медицинских услуг, постепенное превращение российского рынка медицинских услуг сначала в «рынок продавца», когда большей рыночной властью обладают продавцы (диктуют покупателю свои условия, навязывают товары (услуги) и цены на них), а затем в «рынок покупателя», когда центральной фигурой, определяющей положение медицинских услуг и их цену, станет потребитель-пациент.
На пути к этому одной из первоочередных задач является определение юридического и экономического статуса медицинских учреждений и обеспечение их финансирования, исходя, как минимум, из реальных затрат на производство оказываемых населению медицинских услуг. Финансирование на уровне реальных затрат обеспечит финансовую устойчивость медицинских учреждений страны, позволит им перейти от решения проблем выживаемости к проблемам повышения качества оказания медицинских услуг.
При рассмотрении рынка медицинских услуг необходимо обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным из которых является цена. При этом цены можно разделить на следующие три группы:
1 группа - высокие цены (первая цена) на услугу отражают ее уникальность, технологическую патентную защищенность, отсутствие на начальном этапе спроса (рынка спроса);
2 группа - низкие цены (цена прорыва или проникновения) на услугу, отражает простоту технического и технологического решения, низкие затраты, высокий и стабильный спрос, прочное финансовое положение фирмы;
3 группа - экспериментальные цены (когда подобного товара нет на рынке), отражают новизну функционального назначения, отсутствие данных о возникновении рынка сбыта и ценах.
Также немаловажно взаимодействие рынка медицинских услуг с рынком трудовых и материальных ресурсов. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производной от спроса на медицинские услуги, с другой - уровень цен, и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяет потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений.
Рынок медицинских услуг - это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.
Можно схематично показать отличия рынка совершенной конкуренции от той рыночной структуры, которая характерна в целом для рынка медицинских услуг (табл.1).
Таблица 1 - Отличие рынка медицинских услуг от рынка совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции | Рынок медицинских услуг |
1 | 2 |
Большое количество продавцов | Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок, возможны даже ситуации, близкие к естественной монополии. |
Однородность товара | Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность. |
Хорошая информированность покупателей | Несовершенная информация |
Возможность сопоставления цены товара и его качества | Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества. |
Производители стремятся к максимизации прибыли | Наличие большого числа государственных или частных «бесприбыльных» организаций. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. | В большинстве случаев требуется участие «третьей стороны» - компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг |
Исходя из приведенного сравнения, можно утверждать, что рынок медицинских услуг, с точки зрения организационной структуры, является рынком несовершенной конкуренции. При этом по своим основным характеристикам он в большей мере приближается к структурам, которые в экономической теории классифицируются как рынок монополистической конкуренции и монополия. Эти обстоятельства неизбежно накладывают свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также требует специфического регулирования происходящих процессов в этих рыночных структурах со стороны государства.