Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 13:42, курсовая работа
Целью настоящей работы выбрано исследование теоретических и практических аспектов маркетинга применительно к сфере образовательных услуг, обзор современного состояния рынка образовательных услуг г. Луганске и выявление и оценка основных факторов выбора учебного заведения.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ І. МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 7
1.1. Теория и практика маркетинга в сфере образовательных услуг 7
1.2. Методология исследования: понятие и практическое содержание 8
1.3. Проблема в методологии исследования систем управления 12
РАЗДЕЛ ІІ. ШКОЛА ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 19
2.1. Реформирование системы образования. Его последствия 19
2.2. Мотивы выбора родителями учебного заведения 20
2.3. Содержание понятия «качественное образование»
с точки зрения родителей будущих первоклассников 22
2.4. Комфортность пребывания ребенка в школе 23
2.5. Рейтинг факторов, влияющих на выбор школы 22
РАЗДЕЛ ІІІ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА УВЕЛИЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 28
3.1. Образование. Содержание образования 28
3.2. Программа развития образования г. Луганска на 2011-2015г.г. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЛУГАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
Кафедра менеджмента и экономической безопасности
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЬНЫХ УСЛУГ»
Студент………Серокурова О.С.…………………………..…………
Группа УУЗ - 141
Руководитель работы……………………………………...…………………
(должность, фамилия, инициалы)
______________________________
Дата подачи на кафедру на рецензию………………………………………..
Регистрационный номер……………………………...
(подпись)
______________________________
Защищена с оценкой…………………………
Преподаватель……………………………………………
(фамилия, инициалы) (подпись)
Дата…………………………………………...
РЕФЕРАТ
Текст 38 стр., 8 рис., 1 табл.
Маркетинг, конъюнктура рынка, конкурентоспособность, прогнозирование спроса, коммерческий риск, лицензирование, аккредитационный статус, качественное образование.
В курсовой работе рассмотрена сущность и теоретические аспекты маркетинговой среды учебного заведения, проведен анализ маркетинговой среды КУ «ЛУВК специализированная школа І ступени – гимназия №42», разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой среды учереждения.
| ||||||||||
Разраб. |
Серокурова О.С. |
Курсовая работа с дисциплины «Исследование рынка образовательных услуг» |
Лит |
Лист |
Листов | |||||
Пров. |
||||||||||
Луганский университет имени Владимира Даля Кафедра менеджмента и ЭБ | ||||||||||
утверд. |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ І. МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ
1.1. Теория и практика
маркетинга в сфере
1.2. Методология исследования:
понятие и практическое
1.3. Проблема в методологии
исследования систем
РАЗДЕЛ ІІ. ШКОЛА ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 19
2.1. Реформирование системы
образования. Его последствия
2.2. Мотивы выбора родителями
учебного заведения
2.3. Содержание понятия «качественное образование»
с точки
зрения родителей будущих первоклассников
2.4. Комфортность пребывания
ребенка в школе
2.5. Рейтинг факторов, влияющих
на выбор школы
РАЗДЕЛ ІІІ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
УВЕЛИЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Образование. Содержание
образования
3.2. Программа развития образования г. Луганска на 2011-2015г.г. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ВВЕДЕНИЕ
В любой деятельности для глубокого понимания ее основ, причинно-следственных связей необходимо проведение исследований. В маркетинге, который призван удовлетворять потребности людей, исследования имеют большое значение. В условиях рынка получают преимущества те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.
Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Маркетинговое исследование - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Система образования не является исключением. Маркетинговые исследования позволяют учебным заведениям увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемами маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности учереждения на рынке образовательных услуг. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цены товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования рынка образовательных услуг являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
На макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей учебного заведения (его потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг.
Целью настоящей работы выбрано исследование теоретических и практических аспектов маркетинга применительно к сфере образовательных услуг, обзор современного состояния рынка образовательных услуг г. Луганске и выявление и оценка основных факторов выбора учебного заведения.
Маркетинговое исследование нацелено на информационно-аналитическое обоснование поиска и выбора оптимальных решений, выявление потребительских предпочтений и потребностей потребителей образовательных услуг, а анализ решения родителей о выборе учебного заведения.
В зависимости от размера и типа учебного заведения, особенностей предоставляемых услуг выдвигаются конкретные задачи маркетингового исследования, которые отличаются значительным разнообразием. К ним относятся:
- оценка и анализ конъюнктуры рынка, собственных возможностей учебного заведения, конкурентов;
- прогнозирование спроса, его эластичность;
- выявление и оценка коммерческого риска;
- выявление и моделирование
мнений потребителей, их поведения
в различных рыночных
Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, предприятий, ассоциаций потребителей и государственных ведомств, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами. Маркетинговые исследования могут быть поручены научно-исследовательским учреждениям, учебным заведениям, а также независимым экспертным группам.
В данной работе сделана также попытка проанализировать причины выбора родителями того или иного общеобразовательного учреждения, определить мотивы (причины) выбора родителями определенной школы для обучения своего ребенка, в том числе оценки ими таких значимых факторов, как содержание образования, качество образования, комфортность обстановки в школе, личность первой учительницы (для родителей первоклассников).
РАЗДЕЛ І
Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности только в сфере практического применения, а все основные теоретические выкладки в нем не отличаются от маркетинга на любом рынке товаров или услуг.
Общепризнанный авторитет в данной области, Филипп Котлер, выделяет в качестве основных следующие понятия маркетинга: нужда, потребность, товар, обмен и рынок. Рассмотрим их применительно к предмету нашего исследования.
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Мотивы, которые движут людьми в современном обществе в стремлении повышать собственный образовательный уровень разнообразны. Но основным мотивом является стремлении к улучшению своего социального статуса и развития личности, поскольку те, кто имеют более высокий образовательный уровень, имеют и более высокие доходы и уровень жизни, то есть, обладают тем, к чему стремится большинство людей. Нужда в образовании проявляется в осознанном или неосознанном желании обучения. Родители тщательно подходят к выбору школы для своего ребенка: общаются с другими родителями, посещают родительские конференции в различных школах.
Следующая рассматриваемая категория - это потребность.
Потребность определяется как нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
В нашем случае, потребность - это объективный и понимаемый человеком недостаток знаний, умений и навыков его в какой-либо области. Проявлением потребности в образовании является желание родителей первоклассников является получение их детьми качественно нового уровня образования.
Потребности людей безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены, поэтому человек будет выбирать те товары и услуги, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его возможностей.
Товаром на рынке образовательных услуг являются знания, умения и навыки, предлагаемые субъектами этого рынка (вузами, частными преподавателями, училищами, колледжами и т.п.).
Рынок образовательных услуг, в этом случае, предстает как совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, с одной стороны, и лиц и организаций, могущих им обеспечить должный уровень образования, с другой.
Рынок услуг в области среднего образования имеет также свои особенности, которые важно понимать для правильного практического применения маркетинга. К ним, в частности, относятся:
Обозначив, таким образом, основные отличительные признаки рынка услуг в сфере образования перейдем к обзору средств и методов исследования проблемы выявления и оценки основных факторов выбора учебного заведения.
1.2. Методология исследования: понятие и практическое содержание
Методология— это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат (рис. 1.1.).
Рис.1.1. Методы исследования систем управления
Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Но это общее представление о цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими (рис. 1.2.).
Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг